Файл: Методы экономического анализа: сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование, детализация, балансовые увязки, выборочное и сплошное наблюдение, сравнения, граф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что работа предприятий в условиях рыночной экономики требует эффективного ведения хозяйства для выживания в условиях жесткой конкуренции и получения прибыли. Для того чтобы предприятие постоянно двигалось вперед, нужно отслеживать все запросы рынка и их особенности, своевременно на них реагировать и пытаться, по возможности, их удовлетворять. Зачастую рост развития связан с какими-либо переменами, которые улучшают и обновляют ассортимент и технологию изготовления продукции, повышают качество изделий, улучшают процессы и так далее. Но любые перемены будут бессмысленны, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Современное производство характеризуется постоянно изменяющимися параметрами внешней и внутренней среды, острой необходимостью оперативно внедрять прогрессивные технологии изготовления продукции, организации и управления предприятием, в короткие сроки внедрять эффективные технологические процессы, направленные на значительное снижение затрат ресурсов, повышение качества продукции. Рыночная экономика предполагает гибкость и постоянный поиск новых управленческих решений по повышению эффективности предприятия. Основой таких решений является комплексный экономический анализ. В условиях современного рынка возросла необходимость в квалифицированном и профессиональном анализе экономической деятельности. Это обусловлено ростом конкуренции и уменьшением жизненного цикла предприятий. При апробации анализа к российской действительности возникает ряд проблем. По нашему мнению, наиболее актуальной проблемой, исходя из теории экономического анализа, является выбор и совершенствование его методологии.

Не стоит забывать, что экономический анализ — в большей степени прикладная дисциплина: она ориентирована на практическое применение своих исследований, воздействие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта. Соответственно, под методами экономического анализа понимают те приёмы, посредством которых данная дисциплина воздействует на свой объект. Совокупность методов анализа хозяйственной деятельности весьма обширна и разнообразна. Она включает в себя как общенаучные, так и специальные методы. Каждый из методов имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Целью работы является применение различных методов и приемов при проведении анализа деятельности ООО «Сервис-Центр» и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности этой деятельности.


Для достижения целей работы поставлены следующие задачи:

  • исследовать понятие и задачи экономического анализа деятельности предприятий;
  • дать общую характеристику методов и приемов экономического анализа деятельности предприятия;
  • провести анализа деятельности ООО «ТехноСервис»;
  • определить пути повышения эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр».

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» (ООО «Сервис-Центр»).

Предметом исследования выступают методы и приемы экономического анализа.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды ученых по вопросам экономического анализа деятельности предприятия, а также монографии и статьи в научных изданиях, периодической печати, в которых раскрыты различные подходы к комплексной оценке эффективности предприятий.

В процессе выполнения работы использовались общенаучные методы исследования: системный подход, анализа и синтеза, а также методы экономического.

Информационная база исследования представлена бухгалтерской отчётностью ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг.

Глава 1. Теоретические основы применения методов и приемов экономического анализа предприятия

1.1. Понятие, задачи и виды экономического анализа деятельности предприятия

Экономический анализ играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций[1].


Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа, представленные в Приложении 1.

На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко.

В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа[2]. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу[3]. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации[4].

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации[5].

Предмет экономического анализа – экономическая величина. Понятие экономической величины является основным для экономического анализа. Экономическими величинами являются стоимость, рентабельность, уровень организации, работоспособность структуры, эффективность деятельности[6].

Результаты измерения и анализа обусловлены не только спецификой экономической величины, но и моделью отношений, зафиксированной в показателях; их экономической интерпретацией; выбором основных и производственных величин и отношением между ними; размеренностью величин; а также условиями измерения.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее стоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия[7].

Целью экономического анализа является аналитическое обоснование стратегии развития на основе глубокого и всестороннего исследования финансово-хозяйственной деятельности.


Задачи экономического анализа:

  • научное обоснование бизнес-планов, текущих и перспективных планов и нормативов, оптимальных вариантов деловых решений;
  • контроль за выполнением планов и управленческих решений, экономным использованием ресурсов;
  • поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки[8];
  • оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей;
  • выявление положительных, отрицательных факторов и их количественное измерение;
  • определение неиспользованных внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию;
  • обобщение передового опыта и принятие оптимальных управленческих решений[9].

1.2. Характеристика методов и приемов экономического анализа

Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами[10]. Соответственно, под методами экономического анализа понимают те приёмы, посредством которых данная дисциплина воздействует на свой объект. Совокупность методов анализа хозяйственной деятельности весьма обширна и разнообразна. Она включает в себя как общенаучные, так и специальные методы. Каждый из методов имеет как свои достоинства, так и недостатки[11].

Рассмотрим основные методы экономического анализа.

Метод сравнения, который заключается в соотношении: показателей организации с нормативными данными (за нормативные могут быть взяты средние данные по конкретной отрасли, а также показатели бизнес-плана предприятия); данных организации в динамике, что позволяет судить о его развитии во времени; данных предприятия с показателями конкурентов, в результате чего оценивается его конкурентоспособность[12].

Горизонтальный анализ. Применяется в процессе оценки сбалансированности развития организации как единого механизма. Позволяет исследовать динамику данных отчетности за определенный период, а также рассчитать их темпы роста и прироста. С его помощью можно выявить неспецифичные (отличные от средних) изменения показателей, отражающих содержание хозяйственных операций в конкретной сфере деятельности.


Структурный (вертикальный) анализ. Его суть заключается в расчетах величины структуры, доли множества от множества в целом, что позволяет выявить существенные соотношения и закономерности в различных экономических показателях. Данный анализ используется при выявлении структурных изменений в различных процессах, при факторном анализе доходности с целью определения ее качества или при анализе активов предприятия для определения его ликвидности[13].

Трендовый анализ – метод статистики, основанный на распространении существующих тенденций изменения каких-либо показателей на ближайшую перспективу. Он осуществляется путем сопоставления каждого показателя бухгалтерской отчетности с рядом базисных периодов и определения тренда, то есть главного направления изменения показателя. На основании тренда проводится краткосрочное прогнозирование. Для того чтобы предвидеть среднесрочное и долгосрочное развитие необходимо изучить направления изменений факторов, которые существенно влияют на ключевой прогнозируемый показатель[14].

Балансовый метод. Суть этого способа состоит во взаимной увязке взаимосвязанных показателей и приведении их к двум конечным суммам. Например, формула формирования чистого денежного потока, которая позволяет выявить факторы, влияющие на изменение остатка денежных средств на счетах организации[15].

Метод коэффициентов. Подразумевает под собой исчисление относительных показателей по данным абсолютных. При этом абсолютные показатели берутся из бухгалтерской финансовой отчетности, они характеризуют соотношение между различными данными, позволяющими наиболее эффективно выявлять проблемные места в функционировании и развитии организации. Например, расчет и сопоставление с какой-либо базой сравнения коэффициента рентабельности, ликвидности или платежеспособности[16].

Метод экспертного заключения. Используется в экономике с целью обобщения мнений экспертов по исследуемой проблеме. Играет важную роль в трактовке итогов проводимых аналитических работ в деятельности организации. К примеру, при оценке налогового бремени, прогнозировании объемов продаж, доходности деятельности.

Логический контроль достоверности экономической информации. Заключается в оценке достоверности информации с помощью установки каких-либо условий связи между экономическими показателями. Примером может быть расчет объема произведенной продукции на основании данных о загруженности производства[17].