Файл: Методы экономического анализа: сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование, детализация, балансовые увязки, выборочное и сплошное наблюдение, сравнения, граф.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы применения методов и приемов экономического анализа предприятия
1.1. Понятие, задачи и виды экономического анализа деятельности предприятия
1.2. Характеристика методов и приемов экономического анализа
Глава 2. Применение методов и приемов экономического анализа на примере ООО «Сервис-Центр»
2.1. Характеристика ООО «Сервис-Центр»
2.2. Анализ и оценка основных показателей деятельности предприятия
Количество товаров, услуг, которое может реализовать предприятие, в значительной мере зависит от уровня затрат на их производство и реализацию. Отсюда затраты – важнейший фактор эффективного хозяйствования. К затратам относят начисления и расходы, списанные в отчетном периоде с целью выявления конечного финансового результата. Отражаются затраты через показатели себестоимости продукции, характеризирующие в денежном выражении все материальные затраты на оплату труда, необходимые для производства и продаж.
Структуру и динамику себестоимости товаров и услуг ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. представим в таблице 10.
Таблица 10
Структура и динамика себестоимости продукции ООО «Сервис-Центр» за 2014-2015 гг. [43]
Показатели |
2014г. |
2015г. |
Отклонения |
|||
Сумма, тыс. руб. |
% |
Сумма, тыс. руб. |
% |
Абсол. |
Доли, п.п. |
|
Материальные затраты |
79678 |
52,85 |
96903 |
74,13 |
17225 |
21,28 |
Затраты на оплату труда с отчислениями на социальное страхование |
51297 |
34,03 |
48702 |
37,26 |
-2595 |
3,23 |
Отчисления на социальные нужды |
12144 |
8,06 |
11144 |
8,53 |
-1000 |
0,47 |
Амортизация |
2384 |
1,58 |
2131 |
1,63 |
-253 |
0,05 |
Прочее |
176 |
0,12 |
237 |
0,18 |
61 |
0,06 |
Всего |
150760 |
100 |
130718 |
100 |
-20042 |
0,00 |
На основании представленного расчета в таблице 10, основную часть в структуре себестоимости продукции занимают материальные расходы – 52,85% в 2014 г. и 74,13% в 2015 г. Кроме того наблюдается рост материальные затрат на 17 225 тыс. руб. На втором месте в структуре себестоимости продукции находятся затраты на оплату труда, которые составляют 25,97% в 2014 г. и 28,73% в 2015 г. В структуре себестоимости увеличилась доля материальных затрат и затрат на оплату труда. Основную часть в структуре себестоимости продукции и услуг занимают материальные расходы – 52,85% в 2014 г. и 74,13% в 2015 г. Кроме того наблюдается рост материальных затрат на 17 225 тыс. руб. в 2015 г. по отношению к 2014 г. На втором месте в структуре себестоимости продукции находятся затраты на оплату труда, которые составляют 25,97% в 2014 г. и 28,73% в 2015 г.
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности
деятельности предприятия
Для увеличения прибыли предприятия планируется увеличение объема продаж, не менее, чем на 10 %, что может быть достигнуто за счет активной маркетинговой политики – стимулирования сбыта, рекламы.
При определении резервов повышения прибыли предприятия важным является проведение анализа безубыточности предприятия, то есть определение объема реализации, при котором предприятие становится рентабельным. Проведем расчет точки безубыточности при планировании увеличения объемов реализации.
Для расчета точки безубыточности используется в денежном выражении:
Тбд = В*Зпост/(В - Зпер) (7)
где В – выручка от продаж;
Зпост – постоянные расходы;
Зпер – переменные расходы.
Расчет точки безубыточности представлен в таблице 11.
Таблица 11
Расчет безубыточности объема продаж ООО «Сервис-Центр» [44]
Показатели |
2015г. |
При увеличении объема реализации на 10% |
1 |
2 |
4 |
Выручка |
872226 |
959448,6 |
Продолжение таблицы 11
1 |
2 |
3 |
Постоянные затраты |
68082 |
68082 |
Переменные затраты |
664817 |
731298,7 |
Полные затраты |
732899 |
799380,7 |
Маржинальный доход |
207409 |
228150 |
Прибыль (убыток) |
139327 |
160068 |
Уровень маржинального дохода (маржа) |
0,24 |
0,24 |
Доля переменных затрат в выручке |
0,76 |
0,76 |
Увеличение выручки на 10% = 872 226 * 10% + 872 226 = 959 448,6 тыс. руб.
Постоянные затраты не увеличиваются при увеличении объемов производства и находятся на одном уровне. Переменные затраты увеличиваются с увеличением производства: увеличение на 10% = 664 817 * 10% + 664 817 = 731 298,7 тыс. руб.
Полные затраты = переменные затраты + постоянные затраты (8)
В 2015г.: Полные затраты = 68 082 + 664 817 = 732 899 тыс. руб.
При увеличении выручки на 10 %:
Полные затраты = 68 082 + 731 298,7 = 799 380,7 тыс. руб.
Маржинальный доход рассчитывается как разница между выручкой и переменными затратами:
2015г.: Маржинальный доход = 872 226 – 664 817 = 207 409 тыс. руб.
При увеличении выручки на 10 %:
Маржинальный доход = 959 448,6 – 731 298,7 = 228 150 тыс. руб.
Прибыль от продаж = Выручка – (переменные затраты +постоянные затраты) (9)
В 2015г.: Выручка = 872 226 – 664 817 – 68 082 = 139 327 тыс. руб.
При увеличении выручки на 10 %:
Выручка = 959 448,6 – 731 298,7 – 68 082 = 160 068 тыс. руб.
Уровень маржинального дохода (маржа) = маржинальный доход / выручка от реализации (10)
В 2015г.: Маржа = 207 409 / 872 226 = 0,24.
При увеличении выручки на 10 %: Маржа = 228 150/959 448,6 = 0,24.
Доля переменных затрат в выручке = переменные затраты/выручка от реализации (11)
В 2015 г.: Доля переменных затрат в выручке = 664 817/872 226 = 0,76.
При увеличении выручки на 10 %:
Доля переменных затрат в выручке = 731 298,7/959 448,6 = 0,76.
Рассчитаем безубыточный объем продаж.
2015 г.:
Тбд = 827 226 * 68 082 / (827 226 – 664 817) = 346 774 тыс.руб.
Планируемый показатель:
Тбд = 959 448,6 * 68 082 / (959 448,6 – 731 298,7) = 286 308 тыс.руб.
Проведенные расчеты свидетельствуют, что если в 2015 г. безубыточный объем продаж составлял 346 774 тыс.руб., или 39,76 % от выручки, то увеличение объема производства и продаж позволит снизить точку безубыточности до 286 308 тыс.руб., или 29,84 % от выручки (то есть на 9,92 п.п.).
Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:
ЗПд = (B - Тбд)/B * 100%, (12)
В 2015 г.:
ЗПд = (827 226 – 346 774) * 100 / 827 226 = 39,76 %.
Планируемый показатель:
Зпд = (959 449 – 286 308) * 100 / 959 449 = 29,84 %.
Таким образом, увеличение объема продаж позволит повысить запас финансовой прочности предприятия.
Эффект операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли:
Эффект операционного рычага = Рост прибыли / Рост выручки (13)
Планируется, что выручка увеличится на 87 223 тыс.руб., или на 10 %. При этом прибыль возрастет на 20 741 тыс.руб., или на 14,89 %.
Эффект операционного рычага = 20 741 / 87 223 = 0,238.
Таким образом, при росте выручки на 10 % прибыль предприятия за счет эффекта операционного рычага увеличивается на 14,89 %.
Рассчитанные данные показывают, что при увеличении выручки на 10% предприятие получит дополнительную прибыль в размере 20 741 тыс. руб. Обеспечивается опережающий рост прибыли.
Рассчитаем экономический эффект от реализации представленных мероприятий.
Исходные данные для расчетов приведены в табл. 12.
Таблица 12
Показатели экономического эффекта от проектных мероприятий
ООО «Сервис-Центр» [45]
Мероприятие |
Эффект от мероприятия |
|
---|---|---|
основной тыс. руб. |
сопутствующий |
|
Увеличение объема продаж |
87 223 |
Повышение уровня обслуживания клиентов. Расширение ассортимента товаров и услуг |
Реализация излишних и неликвидных запасов сырья, материалов, товаров |
8 923 |
Высвобождение складских площадей |
Передача в аренду излишних складских помещений |
50 |
Передает затраты по обслуживанию производственных площадей и оборудования арендатору |
Использование лизинга вместо долгосрочного кредитования |
100 000 |
Улучшение структуры баланса предприятия. Экономия расходов |
ИТОГО |
196 196 |
Внедрение предложенных мероприятий позволит получить предприятию экономический эффект в размере 196 196 тыс.руб.
Планируемые показатели деятельности предприятия с учетом реализации мероприятий представлены в таблице 13.
Таблица 13
Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия до и после внедрения мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр» [46]
Наименование показателей |
Величина показателя |
Изменение показателя |
||
базовый вариант (до внедрения мероприятий) |
проектируемый вариант (после внедрения мероприятий) |
абсолютное |
относительное, % |
|
Выручка, тыс. руб. |
872226 |
959449 |
87222,6 |
110 |
Численность персонала, чел. |
118 |
118 |
0 |
100 |
в том числе рабочих |
71 |
71 |
0 |
100 |
Себестоимость, тыс. руб. |
732899 |
799381 |
66481,7 |
109,07 |
Затраты на 1 рубль продаж, руб./руб. |
0,84 |
0,83 |
-0,0071 |
99,16 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
139327 |
160068 |
20741 |
114,89 |
Рентабельность продаж, % |
0,16 |
0,17 |
0,01 |
- |
Исходя из приведенных в таблице 13 данных, в результате внедрения предложенных мероприятий прибыль предприятия увеличится на 20 741 тыс. руб., рентабельность продаж возрастет на 0,01 п.п.
Проведенный во второй главе работы анализ позволяет сделать вывод, что в 2015 г. произошло снижение выручки от реализации товаров и услуг. Прибыль от продаж в 2015 г. выросла на 6 323 тыс. руб., или на 322,64%, что обусловлено опережающим темпов роста выручки над темпами роста затрат. Однако по результатам работы предприятие получило чистой прибыли на 3696 тыс. руб. меньше в 2015 г. чем в 2014 г. Практически по всем показателям рентабельности в 2015 г. отмечается снижение относительно предыдущего года. На предприятие в 2015 г. отмечается снижение производительности труда и среднегодовой заработной платы, что может вызвать проблему текучести кадров.
В целях повышения эффективности деятельности ООО «Сервис-Центр» рекомендован ряд мероприятий.
Во-первых, необходимо совершенствование управления запасами. Во-вторых, для получения дополнительной прибыли предприятию целесообразно сдача неиспользуемых складских помещений в аренду. В-третьих, ООО «Сервис-Центр» рекомендовано использование лизинга как источника финансирования приобретаемых основных средств. Проведенные расчеты подтвердили эффективность лизинговых операций по сравнению с кредитными.
Планируется, что предприятие может увеличить объем продаж не менее, чем на 10 %, в том числе за счет активной маркетинговой политики (стимулирования продаж, рекламы). Расчеты показали, что увеличение объема производства и продаж на 10 % позволит снизить точку безубыточности на 9,92 п.п. и увеличить прибыль на 14,89 %.
Внедрение предложенных мероприятий позволит получить предприятию экономический эффект в размере 196 196 тыс.руб. Прибыль предприятия увеличится на 20 741 тыс. руб., рентабельность продаж возрастет на 0,01 п.п.
Таким образом, реализация представленных мероприятий позволит ООО «Сервис-Центр» повысить эффективность своей деятельности, увеличив выручку от продаж и прибыль.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что экономический анализ представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.