Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения ( ООО «Кедр»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика коммерческих рисков
1.1 Понятие и причины коммерческих рисков
1.3 Основные факторы, влияющие на коммерческий риск.
Глава 2 Анализ практические аспектов по управлению коммерческими рисками на примере ООО «Кедр»
2.1 Процессы управления рисками
2.2 Пути снижения коммерческого риска
2.3 Анализ и способы уменьшения коммерческого риска на примере ООО «Кедр»
Введение
Риск присущ практически любой сфере человеческой деятельности. Сейчас все больше внимания уделяется исследованию, прогнозированию, анализу рисков. Умение предвидеть последствия тех или иных действий просто необходимо для нормального функционирования организаций.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формирования комплексного подхода риску предприятия как одного из необходимых условий эффективной деятельности в конкурентной среде.
При рыночной производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Предпринимательства без риска не бывает. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное - оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли.
Целью работы является анализ понятия и виды коммерческих рисков.
Исходя из поставленных целей, были сформированы следующие задачи:
- ознакомление с понятием коммерческого риска;
- рассмотреть виды коммерческих рисков;
- изучить методы снижения коммерческих рисков;
- разработать мероприятия по предупреждению наступления рисков и снижению уровня негативного воздействия на примере конкретного предприятия.
Предметом исследования работы является изучение и анализ рисков коммерческих организации.
Объектом исследования является ООО «Кедр».
В работе использованы различные методы исследования, а именно, сравнения и сопоставления, экономического, факторного анализа, финансовые, математические методы, методы стратегических исследований.
Для раскрытия теоретической части курсовой работы были использованы материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области экономики.
Информационной базой для данного исследования послужили данные статистической, финансовой отчетности, учебная и научная литература, отчеты стратегических исследований предприятия за предыдущие периоды.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1 Общая характеристика коммерческих рисков
1.1 Понятие и причины коммерческих рисков
Экономические связи, которые возникают в процессе функционирования предприятий торговли, сопровождаются рисками, особенно в период глобального финансово-экономического кризиса. Таким образом, наличие рисков неизбежно в рыночных условиях хозяйствования, а эффективное развитие предприятий розничной торговли напрямую зависит от их способности адаптироваться к условиям неопределенности коммерческой деятельности и минимизировать обусловленные ею риски. Такая способность в значительной степени зависит от понимания руководителями предприятий отрасли экономической сущности коммерческих рисков, сфер и источников их возникновения, владения подходами и навыками управления рисками.
К сожалению, опыт практической деятельности свидетельствует о том, что существуют значительные трудности с методическим и организационным обеспечением управления рисками на предприятиях розничной торговли, связанные как с недостатком квалифицированного персонала, способного работать в направлении минимизации рисков, так и с несовершенством методологии их исследования.
Отдельные теоретические аспекты управления рисками изложены в научных трудах российских и украинских ученых В.А. Абчука, В.А. Боровковой , Т.А. Бычиковой, В.М. Гранатурова, Г.С. Токаренко и др. Специалисты исследовали вопросы экономической сущности рисков, факторы, которые их обусловливают, определили подходы к их минимизации. Однако анализ существующих научно-методических разработок свидетельствует о том, что они не учитывают особенности розничной торговли, не дают системного понимания экономической сущности коммерческих рисков и их типологии в отрасли[1].
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности вопроса о развитии теоретических основ коммерческих рисков, усиливают важность его безотлагательного решения.
Как показало исследование, в соответствии с существующими классификациями коммерческий риск относится к группе рисков, связанных со сферой (типом) деятельности человека, в состав которой входят также риски политические, научные, медицинские, социальные, финансовые и др. В этом контексте по происхождению коммерческий риск обусловлен сферой коммерческой деятельности, которая является и причиной, и источником, и объектом риска.
Несмотря на понятный аспект сферы возникновения, подходы к определению сущности коммерческого риска значительно отличаются. Наиболее распространенным является подход В.А. Боровковой, в соответствии с которым «риск, который возникает в процессе реализации закупленных товаров и услуг, называют коммерческим (торговым) риском». Автор, с одной стороны, проводит параллель между коммерцией и торговлей, что действительно отвечает этимологии приведенных понятий, а с другой - отходит от содержательной нагрузки понятия коммерческого риска, делая ударение не на характеристике действий как объекта риска (что?), а на месте их возникновения (где?). Кроме этого, достаточно дискуссионным является авторский акцент на возникновении коммерческих рисков исключительно во время реализации товаров, который ограничивает сферу коммерческой деятельности только операциями продаж (сбыта).
Аналогичные по содержанию определения коммерческих рисков приводят Н.И. Машина, Т.А. Бычикова, В.В. Лукьянова, С.М. Бычкова, В.М. Гранатуров, которые отмечают, что «этот вид рисков наиболее коварный и неопределенный, потому что вытекает из динамики продвижения товара или услуги на рынок» и «возникает в процессе реализации товаров и услуг, изготовленных или приобретенных предприятием». Авторы отмечают, что причинами такого риска могут быть снижение объемов реализации товаров, повышение цен закупки, потери товаров во время их транспортировки, хранения, продаж и т.д.
Принципиально другим является подход, в соответствии с которым коммерческий риск рассматривается безотносительно коммерческой деятельности и трактуется достаточно широко. Так, В.А. Абчук, не сосредотачиваясь на формулировании содержания, отмечает, что коммерческий риск может быть «расчетным, торговым и финансовым».
Аналогичный по широте понятия подход содержится в трудах И.Т. Балабанова, В.С. Ступакова, и В.С. Токаренко, которые рассматривают коммерческий риск как «опасность потерь (убытков) во время осуществления финансово-хозяйственной деятельности». Такие позиции вытекают из чрезмерно широкого понимания коммерческой деятельности, которое закреплено и в Хозяйственном кодексе Украины[2].
В соответствии с положениями закона, коммерческой или предпринимательской деятельностью считается «любая хозяйственная деятельность, которая осуществляется систематически, самостоятельно, на собственный риск предпринимателя и целью которой является получение прибыли». Разумеется, такая деятельность может быть и в производственной сфере, и в финансовой, и в торговой, что автоматически приводит к отождествлению коммерческих и финансовых рисков и, с точки зрения автора исследования, не отвечает четкости классификации и различным источникам происхождения рисков.
Существующий плюрализм мнений по поводу сути коммерческого риска не позволяет даже определить общепризнанный перечень его признаков. Так, пытаясь охарактеризовать особенности коммерческого риска, Ю.И. Продиус делает вывод, что этот риск определяется убытками в коммерческой деятельности в результате принятия ошибочного решения и расходов на его реализацию, инфляции, ухудшения финансового положения предприятия, рискованного соглашения, недобросовестности работников и др. и может быть имущественным, торговым, производственным, транспортным, маркетинговым, а также инновационным. Как можно заметить, в соответствии с этим подходом происходит путаница в определении не только причин коммерческого риска, но и его видов, поскольку производственные риски даже по сфере деятельности не могут быть коммерческими.
Коммерческая деятельность в соответствии с ГК РФ осуществляется гражданами и юридическими лицами на свой риск и под свою имущественную ответственность. Коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском, так как предпринимателю приходится принимать решения в условиях неопределённости, когда из нескольких возможных вариантов необходимо выбрать один вариант.
В силу разных причин торговое предприятие может не только получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что уже имеет. Следовательно, необходимо оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Таким образом, риск — это важнейший элемент рыночной экономики, обусловленный постоянными изменениями на рынке товаров и услуг[3].
Слово «риск» испано-португальского происхождения и означает «подводная скала». Риск можно рассматривать с двух противоположных позиций. С одной стороны — это вероятность наступления нежелательного события, материальная или иная потеря, которая может возникнуть в результате претворения в жизнь выбранного решения. С другой стороны — это предполагаемая удача или благоприятный исход, то есть действие наудачу в надежде на счастливый случай. («Кто не рискует, тот не выигрывает»).
Основные причины коммерческого риска:
- снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
- потери товара;
- потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя:
- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
- риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
- риск форс-мажорных обстоятельств[4].
Основным видом риска в международной коммерции является транспортный риск, который классифицируют на основе базисных условий поставок товаров. По классификации Инкотермс-2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.
Первая группа ("Е") имеет одно условие - "франко-завод", которое содержит минимум обязанностей для продавца заключается лишь в предоставлении товара для покупателя сто нахождения продавца.
Но вторую группу ("F") включены условия, требующие от продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателем.
В третьей группе ("С") объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара.
Четвертая группа ("D") включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения.
Внешнеторговая деятельность, являясь одним из видов деятельности хозяйствующих субъектов, - одна из форм предпринимательской деятельности в области международного бизнеса, осуществляемая на условиях полной самостоятельности в выборе контрагента, предмета сделки, в определении цены и суммы контракта, сроков поставки, - представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций, обеспечивающих обмен продукцией в материальновещественной форме.
Сам факт международного обмена, его исключительное пространство осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создает более чем достаточные предпосылки множественности объектов.
В качестве объектов внешнеторговой деятельности выступают прежде всего товары, обращающиеся в международном обмене. Важная особенность здесь - устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами отличается крупными объемами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству, как правило, высокой конкурентоспособностью.