Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения ( ООО «Кедр»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика коммерческих рисков
1.1 Понятие и причины коммерческих рисков
1.3 Основные факторы, влияющие на коммерческий риск.
Глава 2 Анализ практические аспектов по управлению коммерческими рисками на примере ООО «Кедр»
2.1 Процессы управления рисками
2.2 Пути снижения коммерческого риска
2.3 Анализ и способы уменьшения коммерческого риска на примере ООО «Кедр»
В качестве субъектов международного обмена во многих случаях выступают государственные структуры: они представлены
правительственными и другими органами различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственными предприятиями и организациями. Варианты их участия различны:
Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи.
1.2 Виды коммерческих рисков
Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли, имеющие место в предпринимательской деятельности, возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов.
Различают риски, связанные с хозяйственной деятельностью; с личностью предпринимателя; с недостатком информации о состоянии внешней среды.
По сфере возникновения риски можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стане деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго.
Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников фирмы.
С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные.
По степени риска: допустимый, критический и катастрофический риски.
В соответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые.
В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:
- риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);
- риски, связанные с целенаправленными действиями человека.
Коммерческий риск - один из видов предпринимательского риска.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Существуют семь групп коммерческих рисков. Группы рисков распределяются на отдельные виды.
Группа 1. По причине возникновения.
Вид 1. Вероятность снижения объемов реализации в результате падения спроса на товар, вытеснение его конкурирующими товарами или введение ограничений на продажу.
Вид 2. Повышение закупочной цены товара в процессе осуществления коммерческого проекта.
Вид 3. Количественные потери товара при осуществлении коммерческой сделки.
Вид 4. Потеря качества товара в процессе транспортировки и хранения, что приводит к снижению его цены.
Вид 5. Повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений.
Вид 6. Неплатежеспособность покупателя.
Вид 7. Риск, связанный с личностью предпринимателя.
Вид 8. Риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
Группа 2. По этапу товародвижения.
Вид 1. Риск не выполнения договорных обязательств.
Вид 2. Транспортный риск.
Вид 3. Риск форс-мажорных обстоятельств.
Вид 4. Риск, связанный с приемкой товара (услуги).
Вид 5. Риск, связанный с реализацией товара (услуги) на рынке.
Отдельно следует выделить транспортный риск, то есть опасность потери или порчи груза в процессе транспортировки. Классификация транспортных рисков впервые была приведена в сборнике международных торговых терминов ИНКОТЕРМС. В настоящее время транспортные риски в международной торговле классифицируются по степени риска, ответственности продавца и покупателя за товар на группы E, F, C, D.[5]
Группа E включает в себя одну ситуацию (ExWorks), при которой покупатель принимает на себя риск на всем пути движения груза от склада поставщика до собственного предприятия.
Группа F содержит ситуации передачи ответственности и риска от продавца к покупателю в промежуточных пунктах по пути движения товара.
Группа С включает ситуации, когда экспортер- продавец сам заключает договор на перевозку, но не принимает на себя риск на время транспортировки.
Группа D означает, что все транспортные риски принимает на себя продавец и, следовательно, в случае утери или порчи товара все расходы понесёт продавец. Аналогично могут распределяться риски и во внутренней торговле.
Группа 3. Риск по вероятности для предпринимателя. Основная задача предпринимателя рисковать расчётливо, не переходя ту грань, за которой — банкротство предприятия, поэтому по степени риска выделяют следующие виды.
Вид 1. Допустимый риск — угроза потери прибыли от выполнения отдельной коммерческой сделки.
Вид 2. Критический риск — вероятность полной потери прибыли предприятия и недополучение части дохода.
Вид 3. Катастрофический риск — возможность банкротства предприятия.
Группа 4. Риски по сфере возникновения.
Вид 1. Внутренние риски, связанные с внутренней средой организации.
Разновидность 1. Риск потери товаров, связанный с хищением покупателями.
Разновидность 2. Риск потери товаров из-за нарушений сроков и условий хранения.
Разновидность 3. Риск потери товаров от действий персонала предприятия.
Вид 2. Внешние риски, источниками которых является внешняя среда по отношению к коммерческой организации. Работники торгового предприятия не могут влиять на внешние факторы, но в состоянии предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
К факторам внешней среды, влияющим на коммерческие результаты предприятия можно отнести изменения законодательства или политического режима, а также действия конкурентов.
Группа 5. Риски по степени правомерности.
Вид 1. Оправданный (правомерный) риск.
Вид 2. Неоправданный (неправомерный) риск.
Группа 6. Риски в соответствии с возможностью страхования.
Вид 1. Коммерческие риски, которые целесообразно страховать. К примеру, вероятные потери при транспортировке или в результате ошибок сотрудников предприятия.
Вид 2. Коммерческие риски, которые нецелесообразно страховать (редкие риски и с малой потерей).
Группа 6. Риски по вероятности потери для предприятия.
Вид 1. Статические (простые) — практически всегда несут потери для предприятия.
Вид 2. Динамические (спекулятивные) — несут в себе либо потерю, либо прибыль для коммерческой организации.
Таким образом, все многообразие рисков в сфере товарного обращения подразделяется на группы и виды. Анализ рисков на предприятии приводит к упорядочению его деятельности по их предотвращению или уменьшению неблагоприятных воздействий.
1.3 Основные факторы, влияющие на коммерческий риск.
По отношению к предприятию факторы, влияющие на коммерческий риск, могут быть внутренними и внешними.
Внешними являются факторы, связанные с внешней средой предприятия. Ими будут состояние спроса и предложения, деятельность конкурентов, государственные законы, порядок налогообложения, уровень инфляции и многое другое.
К внутренним факторам относятся ассортимент качество реализуемых товаров, персонал предприятия, используемое оборудование, величина расходов предприятия, желаемая норма прибыли и т.п.
По степени влияния на величину риска различают основные факторы, под воздействием которых степень риска меняется существенно, и неосновные (вспомогательные), которые слабо влияют на риск. Так, например, при рассмотрении риска случайной гибели имущества основными факторами будут условия хранения товаров, соблюдение правил пожарной безопасности, наличие и качество охранной сигнализации. В то же время все эти факторы не будут иметь существенного значения при анализе инфляционного или валютного риска.
Большое значение имеет разделение факторов риска по степени управляемости. По этому признаку факторы делятся на управляемые, труднорегулируемые и неуправляемые.
Управляемыми являются факторы, которые зависят от качества работы предприятия. К ним относится качество управленческой работы на предприятии, уровень организации труда, эффективности использования ресурсов.
Труднорегулируемыми являются факторы, которые зависят от предыстории предприятия и в исследуемом периоде поддаются воздействию только с трудом или частично. Это помещение предприятия, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе.
Неуправляемые факторы – это такие факторы, которые не могут быть изменены, а могут быть только учтены. К ним относятся климатические, политические условия, курсы валют и др[6].
Отнесение фактора к тому или иному виду зависит от уровня, на котором располагается риск. Чем выше уровень, тем больше факторов можно рассматривать в качестве управляемых. Фактор, который является неуправляемым для подразделения предприятия, может оказаться управляемым на уровне руководителя предприятия.
Аналогичным образом влияет период времени, на который принимается решение. Например, на протяжении недели или месяца имеющееся оборудование надо рассматривать как неуправляемый параметр, а в течение более длительного периода оно может быть заменено.
Глава 2 Анализ практические аспектов по управлению коммерческими рисками на примере ООО «Кедр»
2.1 Процессы управления рисками
Управление рисками включает в себя четыре основных процесса: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков.
Идентификация рисков – это первая стадия процесса управления ими. На этом шаге выявляются и описываются риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, а также взаимосвязи рисков между собой. Выявленные риски классифицируются по группам (например, могут быть определены следующие категории рисков: финансовые, технологические, политические, профессиональные, форс-мажор и т.д).
На этапе анализа производится оценка рисков. Здесь подсчитываются вероятности рисков и ущерба, который они могут нанести, а также определяются границы рисков. После этого риски группируются по степени важности и выделяются наиболее важные из них, которые будут тщательно отслеживаться на протяжении всего срока ведения проекта.
После идентификации и анализа рисков на стадии планирования разрабатываются мероприятия по предотвращению рисков и устранению их последствий, если они все же произойдут. Соответствующие документы включают в себя описание действий по реагированию на возникновение каждой из возможных проблем и перечень лиц, ответственных за осуществление соответствующих действий по их нейтрализации
Задачей этапа контроля является мониторинг выявленных рисков и осуществление планово-предупредительных мероприятий. На основании данных такого мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой. Правильно организованный контроль выполнения проекта обеспечивает руководство компании качественной и своевременной информацией для принятия решений по предотвращению рисков.
По ходу проекта могут выявляться новые риски или меняться степень их влияния на проект. Именно поэтому управление рисками представляет собой замкнутый цикл, в котором за контролем опять следует стадия идентификации и так вплоть до окончания проекта.
Контроль над риском составляет существенную часть успешной торговли. Эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков. Для борьбы с рисками применяются известные методы управления. Для уменьшения производственных рисков (например, невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции) разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.