Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В законодательстве нашей страны также прослеживается деление международных договоров на два вышеназванных вида. В Гражданском кодексе РФ содержится следующее положение: международные договоры РФ применяются «непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта» (ч. 2 ст. 7 ).

Важным условием непосредственного применения внутригосударственными органами норм международного договора является его официальное опубликование.

Соответствующая норма имеется в российском законодательстве. Так, в Законе о международных договорах РФ разъясняется, что непосредственно действуют в РФ «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации» ( ч. 3 ст. 5)[19].

Согласно ст. 30 названного Закона, международные договоры РФ опубликовываются по представлению МИД РФ в Собрании законодательства и Бюллетене международных договоров. Данная норма призвана обеспечить применение норм международного договора, вступившего в силу для нашей страны. Между тем, как показывает практика, международные договоры нередко опубликовываются со значительным опозданием, что может создать в ряде случаев проблемы с их применением органами РФ (в том числе и нотариальными).

Рассматривая условия применения нотариусами норм международных договоров, следует обратить внимание на момент, связанный с соответствующей правоприменительной компетенцией. Следует согласиться с мнением С.Ю. Марочкина[20] который считает, что в самом тексте международного договора нередко можно найти и положения о том, какие органы договаривающихся сторон компетентны рассматривать соответствующие вопросы и, следовательно, применять нормы договора, что означает возможность реализации данного договора точно определенным органом или видом органов.

Применительно к нотариальной деятельности, можно привести соответствующие положения международных договоров о правовой помощи. Так, п. 1 ст. 4 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.[21] закрепляет норму, согласно которой учреждения юстиции договаривающихся сторон (а к данным учреждениям относятся и нотариальные органы) оказывают правовую помощь в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Заметим, что национальное законодательство содержит соответствующие отсылочные нормы к международным договорам. Так, ст.107ОсновзаконодательстваРФонотариатегласит:«Порядоквзаимоотношений нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации».


Таким образом, нотариус может непосредственно применить норму международного договора, устанавливающего правила совершения нотариальных действий при наличии следующих условий.

Во-первых, международный договор заключен между страной совершения нотариального действия и страной, гражданин или организация которой просят о его совершении.

Во-вторых, международный договор должен вступить в силу для государства, на территории которого совершается нотариальное действие. В-третьих, международный договор непосредственно применяется в том случае, если его постановления пригодны для прямого применения в системе национального права.

В-четвертых, международный договор должен быть официально опубликован в государстве его применения.

Наконец, в-пятых, нотариус должен обладать компетенцией применить норму международного права при совершении нотариального действия.

Следует заметить, что процесс применения норм международного права внутригосударственными органами обладает определенной спецификой. Как считает И.И. Лукашук, исследовавший проблему судебного осуществления норм международного права, применение такого рода норм в конкретном деле заключается в следующем:

а) установление фактических обстоятельств дела;

б) правовая квалификация фактических обстоятельств, т.е. установление того, подпадают ли они под действие норм международного права и если да, то каких именно;

в) определение юридических характеристик относящихся к делу норм, сферы их действия, особенно в отношении данных субъектов. Иными словами, речь идет о специально-юридическом толковании норм.

г) установление содержания нормы, т.е. общее толкование;

д) принятие решения о способе применения норм к данным фактическим обстоятельствам;

е) действия по обеспечению реализации принятого решения.

При этом, как далее обоснованно отмечает И.И. Лукашук, «наибольшая специфика связана со специальным, международно-правовым толкованием норм».[22]

Вместе с тем, не следует отрицать то обстоятельство, что толкование норм международного права опирается на общую теорию и практику толкования права, ведущую начало с Древнего Рима, на что обращается внимание в литературе. При толковании исходят из того, что каждая норма разумна, содержит разумное правило (право диктуется разумом - lexestdistatemenrationis). Соответствующим должен быть и результат толкования: он не может быть бессмысленным или бесполезным.


Следует заметить, что Основы законодательства РФ о нотариате в главе XXI содержат ссылку только на международный договор, в то время, как нормы международного права закреплены и в других его источниках (международно-правовых обычаях, решениях международных судов, резолюциях Совета Безопасности ООН). Принимая во внимание важное значение недоговорных международно-правовых норм, заметим тем не менее, что их главными недостатками, нередко препятствующими применению внутригосударственными органами, являются слабо выраженная системность и неконкретность такого рода норм, на что обращает внимание И.И. Лукашук.[23]

С другой стороны, как он справедливо отмечает, определенность «договорных норм облегчает их применение, а также контроль за их осуществлением. Особая государственно-правовая процедура оформления согласия на обязательность договора - ратификация и др. - придает договорным нормам дополнительный авторитет во внутригосударственной сфере, облегчает их взаимодействие с национальным правом».

В юридической литературе обращается внимание на то обстоятельство, что в международных договорах, касающихся вопросов нотариальной деятельности, имеются коллизионные нормы, указывающие, право какого государства должен применить нотариус при совершении конкретного нотариального действия. В этой связи, необходимо пояснить, что понимается под такого рода нормами, каковы правила их толкования и применения.

Термин «коллизия» (от лат. - столкновение) применительно к вопросам права носит условный характер. Известный специалист в области международного частного права М.М. Богуславский, рассматривая коллизионную проблему пишет: «Образно говорят о коллизии законов и необходимости выбора между ними для объяснения хода рассуждений суда или иного лица (в том числе нотариуса), которые должны решить вопрос о применении права к правоотношению с иностранным элементом»[24]. Коллизия, как он далее замечает, «может быть устранена путем использования так называемых коллизионных норм, указывающих, право какого государства подлежит применению в том или ином государстве, в том или ином случае.

В российском праве коллизионные нормы, отсылающие к конкретным международным соглашениям, отсутствуют. Следует, правда, оговориться, что в российских законах (в том числе, регулирующих вопросы нотариальной деятельности) содержатся отсылки к международным договорам Российской Федерации; при этом, в отдельных случаях отсылка может относиться к достаточно четко определенной сфере отношений. Так, к примеру, ст. 107 Основ законодательства РФ гласит: «Порядок взаимоотношений нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации». Очевидно, что указанная статья Основ, прежде всего, имеет в виду международные договоры о правовой помощи. Однако отдельные аспекты вышеназванных взаимоотношений могут предусматриваться и другими международными договорами - Консульскими конвенциями, соглашениями по специальным вопросам и т.д. В этой связи, обобщенная отсылка к международным договорам Российской Федерации имеет свои преимущества и недостатки. Основное преимущество состоит в том, что законодательная норма в этом случае выигрывает с точки зрения стабильности, она не подвергается изменениям, обусловленным заключением новых договоров и прекращением ранее действовавших. С другой стороны, существенным недостатком обобщенной отсылки является отсутствие указания на применимый в конкретном случае международный договор, что порождает на практике дополнительные трудности на пути реализации международного права.


Между тем, тезис об указании в национальном законе на подлежащие применению конкретные международные договоры, находит поддержку и среди отечественных авторов. Так, А.А. Рубанов считает, что правовой смысл и преимущества такого рода коллизионных привязок «заключаются в том, что они, во-первых, расширяют сферу действия коллизионных положений соответствующих международных договоров, которые будут применяться в силу национальной коллизионной нормы, независимо от участия в данном международном договоре, и, во-вторых дают немалую законодательную экономию, ибо в тексте закона отпадает необходимость повторять положения соответствующего международного договора».[25]

Российские правоприменительные органы ( в том числе и нотариальные ) могут применять международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации. Данное положение основано на предписаниях Закона о международных договорах РФ и отвечает интересам Российского государства и его граждан. Применение норм международных договоров, в которых Россия не участвует, может причинить ущерб национальным интересам. С другой стороны, указание в законе на вступивший в силу для РФ международный договор в ряде случаев было бы целесообразным шагом, облегчающим работу суда или иного органа (в том числе нотариального ) по применению норм международного права.

Процесс применения коллизионных норм имеет определенную специфику. Заслуживает внимания точка зрения О.Н. Садикова о том, что данный процесс «более сложен, ибо отражает взаимодействие различных правовых систем, имеющих значительные особенности».

2.2. Применение норм иностранного права в нотариальной деятельности

При этом правоприменительный орган решает ряд правовых вопросов, на рассмотрении которых применительно к нотариальной деятельности, следует остановиться.

Прежде всего, при наличии иностранного элемента и применении коллизионных норм встает вопрос о применении правила, согласно которому иностранец не должен обладать большими правами, чем собственный гражданин в его стране. Данное правило известно под названием взаимности.

Принцип взаимности может быть включен в текст двустороннего или многостороннего международного договора. Так, например, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности 1993 г. оговаривается, что при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе заявители и патентные поверенные обоих государств на основе принципа взаимности могут вести дела непосредственно с патентными ведомствами сторон. Примером многостороннего международного договора, допускающего обращение к принципу взаимности, может служить Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.,в которой наша страна участвует с 22 ноября 1960 г. Примечательно, что при ратификации Конвенции СССР сделал заявление о применении ее положений в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся ее участниками, лишь на условиях взаимности.


Следует обратить внимание на то обстоятельство, что право многих стран содержит специальные нормы требующие взаимности. Специально исследовавший данную проблему Б.Н. Видин, пишет о том, что «в ряде национальных законодательных актов встречается требование взаимности как условие исполнения определенных обязательств».[26] Примером может служить ст. 36 Патентного закона РФ, согласно которой иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим Законом, наравне с физическими и юридическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что действующее в нашей стране законодательство в целом предоставляет иностранным гражданам и юридическим лицам национальный режим.

Соответствующие ограничения допускаются лишь на основании федеральных законов.

В связи с тем, что важным направлением нотариальной деятельности являются наследственные дела, необходимо обратить внимание на то, что в отношении наследования иностранцами в РФ никаких ограничений не установлено, предоставляя иностранцам национальный режим в области наследования, российское право не ставит условия о взаимности. При этом национальный режим предоставляется независимо от того, проживают ли наследники в РФ или нет.

Согласно ст. 105 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариусы принимают меры к охране наследственного имущества, находящегося на территории России и оставшегося после смерти иностранного гражданина или причитающегося иностранному гражданину после смерти российского гражданина, руководствуясь при этом законодательством РФ.

На практике действия нотариуса по охране наследственного имущества и выдаче свидетельства о праве на наследство сводятся к следующему. Нотариус, получив сведения о смерти гражданина иностранного государства, с которым Российская Федерация заключила международный договор, имеющий нормы об охране наследственного имущества, и руководствуясь этим договором, принимает необходимые меры к охране наследственного имущества. Для этого нотариус устанавливает размер и стоимость наследственного имущества, выясняет круг наследников, проверяет, имеется ли завещание, и незамедлительно сообщает об этом компетентному официальному представителю государства, гражданином которого являлся умерший. Если после смерти завещателя в нотариальную контору предъявлено завещание, составленное по предусмотренной законодательством иностранного государства форме, для его вскрытия и оглашения, нотариус оглашает это завещание и составляет протокол о состоянии и содержании завещания. Протокол должен содержать следующие сведения: