Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казалось бы, восстановление членства РФ в Гаагской конференции по МЧП, произошедшее в 2001 году, давало надежду на то, что некоторые зарекомендовавшие себя на практике международные конвенции могли бы существенно упростить ведение международной нотариальной деятельности. Это и Гаагская Конвенция от 02.10.1973 о международном управлении имуществом умерших лиц, упрощающая администрацию международным наследством; Гаагская Конвенция от 01.08.1989 о праве, применимом к наследованию в силу смерти, устанавливающая единство право применимого к наследству, независимо от его движимой или недвижимой природы, и допускающая выбор применимого права самим заинтересованным лицом; Гаагская Конвенция от 05.10.1961 о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений, которая практически исключает возможность формальной недействительности завещания при соблюдении внутреннего законодательства государства, с которым само завещание или завещатель были связаны; Базельская Конвенция от 16.05.1972 о введении системы регистрации завещаний, которая сводит к минимуму случаи не обнаружения завещания как во внутреннем обороте, так и на международном уровне; Вашингтонская Конвенция от 26.10.1973, предусматривающая единообразный унифицированный закон о форме международного завещания, которая облегчает международный оборот завещаний и актов их отмены за счёт использования унифицированной формы.

Деятельность России в рамках этих конвенций привела бы к успешной реализации и защите прав российских граждан за рубежом, однако на практике указанные конвенции почти не действуют. Сомнение вызывает и реализация специального Регламента по международному наследованию в рамках Европейского Союза, который должен быть принят в 2015 году, учитывая тот факт, что нотариусы России практически не участвуют в его создании. Это заставляет нас изменять приоритеты в международном сотрудничестве. С развитием Таможенного Союза для России становится важным приоритет в унификации, а может быть в большей мере рецепции права России и стран, входящих в Таможенный Союз. Это Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения. На мой взгляд, между этими дружественными государствами важен единообразный подход к наследованию, унификация норм о нотариальной деятельности.

Для стран, не входящих в Таможенный Союз необходимо продолжение развития общих начал построения своей работы на основе единых принципов романо-германской системы права, которые должны выразиться в развитии, прежде всего, в создании и заключении специальных двусторонних договоров, касающихся только деятельности нотариата, в отличие от договоров о правовой помощи. [9]


Двусторонние международные договоры, связанные с нотариальной деятельностью, исходят из положений Конституции РФ и ГК РФ[10], закрепляющих положение о том, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ч. 4 ст. 15 Конституции 1993[11] года устанавливает приоритет норм международного права по отношению к внутренним источникам права. Некоторые нормы, о нотариальной деятельности, например, в области наследования содержится в двусторонних договорах РФ о правовой помощи с иностранными государствами (чуть более 40) или региональных конвенциях, самая известная из которых — Минская от 22.01.1993 и её не ратифицированная РФ Кишинёвская редакция 2002 года.

Однако многие положения их них безнадёжно устарели и требуют изменения и развития. Отличие такого рода двусторонних договоров о нотариальной деятельности от договоров о правовой помощи состоит в том, что возмездный и безвозмездный характер правовой помощи непосредственно связан либо с консульской деятельностью, либо с адвокатскими услугами.

Европейский Суд по правам человека неоднократно обращался в своих решениях к теме бесплатной юридической помощи, рассматривая её в контексте ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключённой 4 ноября 1950 г., которая гласит: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или предъявления ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела...» И хотя ч. 3 ст. 6 Конвенции устанавливает гарантии предоставления бесплатного защитника только обвиняемым в уголовных делах, Европейский Суд расширил толкование этой статьи, используя тест «равенства двух рук», т. е. равенства сторон в состязательном процессе. 31 мая 2002 г.

Европейский комитет по правовому сотрудничеству Совета Европы разработал План действий по созданию систем юридической помощи. В данном документе отмечено, что для обеспечения эффективного доступа к правосудию можно внедрять различные модели: сокращения нагрузки на судей путем широкого использования внесудебных примирительных мер или распространения практики заключения мировых соглашений непосредственно до начала судебного разбирательства; внесения изменений в процессуальное законодательство, с тем чтобы сделать процедуру более простой и понятной для граждан; упрощения требований, предъявляемых к документам, используемым в судебном процессе; более широкого распространения правовой информации, включая судебные решения, среди юристов и общественности; улучшения системы и процедуры апелляционного пересмотра решений, особенно в гражданских и коммерческих делах, которые обычно тянутся гораздо дольше, чем дела уголовные.


В п. 6 указанного Плана действий говорится, что «на практике надлежащие системы оказания юридической помощи являются существенной составляющей равного для всех доступа к правосудию и могут включать оказание юридической помощи, в том числе представительство юристами; предоставление информации, юридическое консультирование в часы и месте, выбранные с учётом потребности заявителей и с обеспечением гарантии того, что заявителям ясны полученные ими консультации юристов; защиту обвиняемых в уголовном процессе; подготовку дел в других процессах, кроме уголовных, и представление клиентов в суде; содействие в обращении к органам публичной власти, если оно включает правовой аспект; консультации и помощь на стадии исполнения судебных решений и приговоров, включая подачу заявлений с просьбой об освобождении».[12]

Как видно, юридическая помощь больше связана с деятельностью защитника-адвоката. Двусторонние международные договоры о нотариальной деятельности, например, о наследовании, могли бы стать основой развития новых двусторонних международных отношений, учитывая деполитизированный характер этих отношений. В заключение, следует сказать, что миграционные процессы, активное приобретение недвижимости в странах романо-германской системы права, развитие международных семей, заставляет задуматься о создании упрощённой системы международных нотариальных отношений, в частности, наследственных отношений.

Следует отметить недостаточно налаженную систему информирования между государствами по вопросам нотариальной деятельности. Все это заставляет задуматься об активизации двусторонних отношений с нотариатами стран дружественно относящихся к России. Речь, прежде всего, должна идти об упрощении взаимоотношений нотариусов, стран международного нотариата. В настоящее время все отношения и переписка, например, по наследственным делам ведётся через органы государственного управления - Министерства юстиции, которые иногда по политическим, бюрократическим соображениям тормозят процессы обмена информацией, например о наследовании на территории других стран. Думается, что нотариусы должны напрямую входить в информационные системы, осуществлять обмен информацией, минуя административные препоны.

Во исполнение резолюции Руководящего Совета МСН, одобренных в ходе заседаний в Брюгге в феврале 2009 года и в Лондоне в июне 2009 года принят Внутренний регламент Международной Нотариальной Сети, с целью упростить в целом установление контактов между нотариусами, находящимся в разных странах. Цели сети: а) Упростить в целом установление контактов между нотариусами, находящимся в разных странах, помогая в частности: в поисках нотариуса, говорящего на определённом иностранном языке; в поисках нотариуса с определённой специализацией; в поисках нотариуса, которому передан архив другого нотариуса при прекращении последним нотариальной деятельности; сотрудничать при выполнении тех или иных юридически значимых действий за рубежом при возникновении проблем или неэффективности официальных инструментов оказания правовой помощи; предоставлять сведения о необходимости / возможности использования нотариальной формы в запрашиваемой стране; предоставлять информацию о: действующих нормах права, доктрине и судебной практике по поставленным вопросам; процедуре совершения нотариальных действий, содержании нотариальных актов и их реквизитах; полномочиях; компетенции органов и/или должностных лиц государства, которые участвуют в решении вопросов, имеющих значение для нотариальной деятельности.[13]


Думается, что эта сеть могла быть более продуктивно использована российскими нотариусами для обеспечения сведений о нотариальной деятельности.

Выводы:

Нотариус в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ применяет нормы иностранного права.

Нормы иностранного права не применяются нотариусом, если они противоречат публичному порядку РФ.

Нотариус устанавливает содержание подлежащего применению иностранного права, для чего обращается в российские и зарубежные компетентные органы, привлекает экспертов, обращается к помощи иностранных граждан, в отношении которых совершаются нотариальные действия. В случае невозможности установления содержания, подлежащего применению иностранного права, нотариус применяет право РФ.

2.Взаимосвязь нотариальной деятельности и международного частного права

2.1. Применение норм международного частного права в нотариальной деятельности

В юридической науке термин «применение права» рассматривается в широком и узком значениях. В первом случае имеют в виду общее понятие, охватывающее все способы осуществления права. Во втором - ему придается специальное значение, в соответствии с которым применение является властным осуществлением права в случае правонарушения или спора о праве. Учитывая специфику нотариальной деятельности, которая, являясь разновидностью деятельности правоохранительной, в то же время имеет особенности по сравнению с судопроизводством, мы будем касаться обоих вышеназванных случаев правоприменения.

В этой связи представляется целесообразным, используя опыт международно-правового и законодательного регулирования, а также отдельные доктринальные разработки, выявить и рассмотреть основные правила применения нотариусами норм международного и иностранного права и разработать на этой основе соответствующие практические предложения.

Поскольку основным источником правового регулирования нотариальной деятельности в нашей стране являются Основы законодательства РФ о нотариате, нам следует в первую очередь остановиться на соответствующих положениях названного закона.


Согласно части 1 ст. 109 Основ[14], в том случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора. Из данной нормы, принятой в развитие п.4 ст. 15 Конституции РФ[15], следует прежде всего, что нотариус при совершении нотариального действия, затрагивающего интересы иностранных граждан или организаций, должен выяснить, нет ли у Российской Федерации или бывшего СССР с соответствующим иностранным государством вступившего в законную силу международного договора, содержащего положения, касающегося деятельности нотариата.

Следует пояснить, что понимается в данном случае под международным договором, вступившим в законную силу. Как обоснованно замечает А.Н. Талалаев[16], «практика государств, в том числе нашего, чрезвычайно разнообразна как в отношении момента вступления в силу международных договоров, так и в отношении порядка такого вступления».

Для России, ратифицировавшей Конвенцию 17 января 1997 г., последняя вступила в силу спустя 30 дней со сдачи нашей страной ратификационной грамоты.

Нас в данном случае интересует момент вступления международного договора в силу для того государства, на территории которого совершается соответствующее нотариальное действие. В этой связи нотариусы, так же как суды и другие правоприменительные органы на территории России должны руководствоваться п.З ст. 31 Закона о международных договорах РФ 1995 года, который гласит: «Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации».[17]

Следует заметить, что в правоприменительной практике сложилось деление международных договоров на самоисполняющиеся и не самоисполняющиеся. Профессор И.И. Лукашук[18] выделяет два условия отнесения международного договора к самоисполняющимся:

а) договор должным образом заключен государством и сохраняет для него обязательную силу;

б) его постановления пригодны для прямого применения в системе национального права. Как правило, суды и другие правоприменительные органы (к числу которых можно отнести нотариальные) применяют самоисполняющиеся международные договоры; для применения не самоисполняющегося договора требуется издание соответствующего внутригосударственного акта.