Файл: Роль и значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
Так, к главным стратегическим задачам (см. схему 2) следует отнести: 1) предупреждение преступлений;
2) раскрытие преступлений;
3) розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших;
4) обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности.
В то же время такие упомянутые в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» задачи, как выявление преступлений и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности государства, общества, человека, являются тактическими, имеющими про- межуточный характер, и помогают в достижении конечных указанных выше задач. Для уяснения сущности оперативно-розыскной деятельности крайне важно четко представлять, каким образом оперативные подразделения решают конечные (стратегические) задачи. Поэтому необходимо проанализировать каждую из них и уяснить, из каких составных частей складывается их решение.
Основные (стратегические) задачи оперативно-розыскной деятельности предупреждение преступлений раскрытие преступлений розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности России Одной из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами и их оперативными подразделениями, является предупреждение преступлений. Данное направление деятельности содержит целый ряд самостоятельных, имеющих свою специфику действий:
а) общая профилактика: выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
б) индивидуальная профилактика: воспитательные и иные виды воздействия на лиц, от которых в силу их антиобщественного поведения можно ожидать совершения правонарушения;
в) предотвращение преступлений на стадии замысла и подготовки;
г) пресечение преступлений на стадии покушения.
Не ставя целью детальное рассмотрение этих самостоятельных направлений деятельности оперативных подразделений, проанализируем вкратце их содержание. Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Такие факторы, негативно влияющие на оперативную обстановку в целом и провоцирующие отдельных лиц на совершение правонарушений, необходимо выявлять по каждому конкретному уголовному делу, а также на основе анализа целого ряда схожих по способу совершения преступлений.
Схема 3.
Основные (стратегические) задачи оперативно-розыскной деятельности |
предупреждение преступлений |
раскрытие преступлений |
розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших |
обеспечение государственной, военной, экономической и эко- логической безопасности России |
Предупреждение преступлений, общая профилактика, индивидуальная профилактика, предотвращение преступлений на стадии замысла и под- готовки пресечение преступлений на стадии покушения.
Индивидуальная профилактика направлена на выявление, постановку на учет лиц, допускающих антиобщественное поведение, и осуществление в отношении их индивидуальных воспитательных мер воздействия в целях понуждения их к отказу от совершения правонарушений. Предотвращением преступлений оперативные аппараты вынуждены заниматься в тех случаях, когда поступает информация о том, что конкретное лицо либо группа лиц замышляют совершение преступления либо приступили к его активной под- готовке.
И наконец, пресечение преступлений как задача оперативно- розыскной деятельности возникает в ситуации, когда поступает сигнал о том, что лицо либо группа лиц приступили к осуществлению своего преступного замысла.
Для решения каждой из самостоятельных задач предупреждения преступлений оперативные подразделения применяют свои специфические тактические приемы, многие из которых носят негласный характер. Другая стратегическая задача- раскрытие преступлений, также может быть разделена на самостоятельные этапы.
Выявление преступлений, совершенных в условиях латентности, т.е. в силу различных причин, остающихся неизвестными правоохранительным органам. Наиболее часто о фактах совершения преступлений не поступает сигнала в компетентные орга- ны из-за нежелания потерпевших предавать огласке то, что они стали жертвой преступления, а также в силу способа совершения преступления, при котором сам результат противоправного действия остается незамеченным окружающими.
Например, при совершении преступлений в сфере экономики, когда хищение связано с подделкой и использованием фальшивых банковских и иных платежных документов. В подобных ситуациях зачастую именно использование оперативно-розыскных возможностей позволяет правоохранительным органам выявить факт тщательно скрываемого преступления и принять меры к изобличению виновных лиц. При обнаружении факта совершения преступления по инициативе правоохранительного органа либо при возбуждении уголовного дела по заявлению потерпевших физических и юридических лиц оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для поиска лиц, виновных в совершенном преступлении. Для этого они должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении силы, средства и методы. Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ), если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела проведение процессуальных следственных действий по поиску виновных лиц не принесло результата, то производство по уголовному делу может быть приостановлено. В то же время это не означает, что правоохранительные органы не должны искать преступника.
Независимо от приостановления следственных действий оперативно-розыскные мероприятия должны продолжаться и активно проводиться в целях выявления лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления. После того как установлено лицо, обоснованно подозреваемое в совершении преступления, оперативно-розыскные подразделения должны принять все возможные меры для поиска и сбора фактических данных, документов, предметов, способных служить доказательствами вины конкретных лиц. Этот процесс в теории оперативно-розыскной деятельности обозначается термином «документирование».
В качестве самостоятельного этапа в процессе раскрытия преступлений следует выделить введение в уголовный процесс результатов осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Данная проблема обусловлена прежде всего тем, что все добытые в процессе оперативно-розыскной деятельности данные должны получить официальный, установленный законом процессуальный характер. Так, невозможно приложить к уголовному делу материалы, добытые негласным путем, если они не оформлены надлежащим образом в соответствии с действующим процессуальным законодательством.
Например, сделанная негласно видеозапись не будет принята судом во внимание, если в материалах отсутствуют сведения о том, кем, когда и при каких обстоятельствах проводилась видеосъемка и каким образом она оказалась в распоряжении следствия.
В подобных случаях при ненадлежащем оформлении (т.е. оформлении не в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации) материалов суд признает их недопустимым доказательством и не принимает во внимание. Кроме того, при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе необходимо максимально учитывать ее негласный характер и не допускать расшифровки перед преступниками как использованных для их изобличения секретных средств и методов, так и участия в документировании преступной деятельности конкретных лиц из окружения подозреваемых и обвиняемых.
Именно поэтому определен и регламентирован четкий поря- док передачи собранных оперативно-розыскным путем материалов в распоряжение следствия. На практике чаще всего оперативными сотрудниками составляется справка-меморандум с изложением именно тех фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств.
Важной задачей оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия преступлений является оперативное сопровождение уголовного процесса. Данная задача возникла сравнительно недавно, в 90-х годах XX века, когда организованные преступные сообщества начали активно воздействовать на свидетелей, сотрудников правоохранительных органов, присяжных заседателей, специалистов, участвующих в уголовном деле в качестве экспертов.
В отношении этих лиц применялись подкуп и угрозы в целях принуждения их к действиям, способным разрушить доказательства обвинения. Именно поэтому оперативные подразделения вынуждены по ряду дел проводить активные негласные мероприятия по отслеживанию ситуаций, складывающихся вокруг участников уголовного процесса, по своевременной нейтрализации негативного воздействия на них и их связей с лицами, остающимися на свободе.
К активным (стратегическим) задачам оперативно-розыскной деятельности относится также розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших. Данная задача возникает в тех случаях, когда следствием установлено конкретное лицо, совершившее преступление, но место его нахождения неизвестно. Такая ситуация возникает чаще всего в тех случаях, когда виновное лицо, стремясь уйти от ответственности, скрывается от следствия, дознания, суда и необходимо применение специальных оперативно-розыскных мероприятий для установления его места нахождения и привлечения к уголовной ответственности. Сюда же следует отнести розыск лиц, бежавших из мест лишения свободы. При сообщении о подобных фактах оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для их задержания в случае появления у родственников и иных связанных с ними лиц.
К компетенции оперативных подразделений относится и розыск без вести пропавших лиц. Это объясняется, во-первых, тем, что за фактом исчезновения граждан во многих случаях скрывается совершение преступления, а во-вторых, тем, что правоохранительные органы располагают необходимым набором сил, средств и методов, способных выяснить истинные причины безвестного исчезновения граждан. И наконец, основной (стратегической) задачей оперативно- розыскной деятельности является обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности. Эту задачу в основном решают оперативные подразделения Федеральной службы безопасности и внешней разведки. В то же время и иные правоохранительные органы в силу своей компетенции располагают значительными возможностями в получении информации, обеспечивающей безопасность и суверенитет Российской Федерации. Вместе с тем, редакция статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части формулировки данной стратегической задачи нуждается в уточнении, поскольку в этой норме она ограничивается исключительно добыванием информации о событиях или действиях (бездействии)
Раскрытие преступлений в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности выявление фактов латентных преступлений поиск лиц, совершивших преступления сбор доказательств, изобличающих виновных лиц (документирование) использование результатов оперативно- розыскной деятельности в уголовном процессе оперативное сопровождение уголовного процесса создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Представляется более правильным сформулировать данную задачу не только как добывание информации, но и принятие в рамках своей компетенции мер по предотвращению событий и действий, создающих угрозу интересам государства, а также своевременному и полному предоставлению сведений руководству страны и компетентным ведомствам для устранения подобных угроз и вредных последствий.
Таким образом, подводя итоги изучения вопроса об основных (стратегических) задачах оперативно-розыскной деятельности, следует отметить их многообразие, сложность и необходимость принятия для их решения различных сил, средств и методов, использование которых предоставлено исключительно оперативным подразделениям правоохранительных органов.
Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности мероприятий во многом зависит от максимального учета норм уголовного права, уголовного процесса, административного права, криминалистики, а также иных правовых норм. Именно поэтому при изучении теоретических основ и привитии студен- там практических умений и навыков уделяется особое внимание использованию положений и норм других юридических дисциплин, без знания которых оперативный сотрудник не в состоянии эффективно выполнять свои служебные обязанности.
Глава 2.Правовое регулирование оперативно- розыскной деятельности.
Исходя из сущности и определения оперативно-розыскной деятельности, становится ясно, что ее осуществление напрямую связано с определенным ограничением прав и свобод граждан, совершающих противоправные, уголовно наказуемые деяния. И поэтому в целях соблюдения законности крайне важно установить четкое нормативное регулирование оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также использования полученных результатов для решения задач укрепления в стране общественного порядка.
Данное обстоятельство вызывает необходимость издания специальных нормативных актов, предусматривающих:
- перечень мероприятий, которые государство разрешает проводить в целях борьбы с преступностью;
- основания и порядок проведения оперативных мероприятий;
- исчерпывающий перечень служб и подразделений, имеющих право на осуществление оперативно-розыскной деятельности;