Файл: Роль и значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Возникновение оперативно-розыскной деятельности было обусловлено социальной необходимостью борьбы с преступностью. При этом практическая оперативно-розыскная деятельность появилась несколько раньше следственной. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Объект исследования- правовые основы оперативно- розыскной деятельности.

Предмет- исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.

Целью данной работы является изучение о системе правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, их роль и значение в обеспечении эффективности ее осуществления, а также о формальных основаниях классификации таких норм и о том, какое значение это имеет для их практического применения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие оперативно-розыскной деятельности.

- изучить какова роль и значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

-изучить систему и классификация правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность.

Глава 1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности.

Поскольку сущностью оперативно-розыскной деятельности является проведение разведывательных мероприятий с целью получения и использования информации о противнике, то по большому счету можно утверждать, что этот вид деятельности возник вместе с появлением на земле «человека разумного». И это естественно: отдельный человек или группа людей вынуждены были собирать сведения об окружающем мире, чтобы избежать опасности внезапного нападения со стороны хищников или других людей. От примитивных приемов слежки и наблюдения, практикуемых среди первобытных племен, с возникновением государств, постоянно ведущих войны, приемы разведки и использования полученных с ее помощью сведений постепенно усложняются.


Уже не только слежка и наблюдение используются для нейтрализации опасных действий противника, но и активно засылаются в противоположный лагерь лазутчики, осуществляются вербовка и привлечение на свою сторону бывших врагов. В этих целях активно применяется подкуп, использование человеческих слабостей (месть, стремление к власти и славе, ревность и т.д.) либо наличие компрометирующих материалов. Одновременно с получением необходимых данных о противнике разведывательная деятельность используется также для введения противника в заблуждение, побуждения его к неверным ошибочным действиям, способным привести к поражению к выгоде стороны, правильно использующей добытые лазутчиками сведения. О выигранных сражениях и одержанных победах в войнах с помощью удачно проведенных разведывательных операций можно написать многотомный исторический труд. Достаточно сказать, что искусная разведка помогала выигрывать решающие сражения таким прославленным в истории полководцам, как Александр Македонский, Ганнибал, Чингисхан, Фридрих II. Немало примеров одержанных побед в Первой и Второй мировых войнах благодаря разведывательным оперативным мероприятиям. Достаточно вспомнить пример с сообщением советского разведчика Зорге о нежелании Японии вступать в войну. Данная информация позволила перебросить свежие воинские части с Дальнего Востока под Москву и разбить наступающие немецкие войска. Неоценимую помощь в победе советских войск на Курской дуге оказала информация, полученная легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым, продублированная данными, добытыми Правовые основы оперативно-розыскной деятельности 8 зарубежной разведгруппой «Дора» о намерениях немецкого командования начать наступление именно под Курском.

Об эффективности агентурно-разведывательной работы наглядно свидетельствует тот факт, что нередко исторические деятели и полководцы наголову разбивали противника, численно превосходящего их собственные силы. Говоря об оперативно- розыскной деятельности как по сути своей разведывательной деятельности, необходимо отметить, что с веками изменились не только приемы и методы ее проведения, но и расширились способы использования полученных сведений. В результате исторического развития произошло четкое разграничение между внешней разведкой, призванной обеспечить безопасность государства от вражеского иностранного вмешательства, и внутренней разведкой, т.е. оперативно-розыскной деятельностью, направленной на борьбу с уголовной преступностью и нейтрализацию деятельности людей, вставших на путь предательства и осуществляющих активную деятельность, наносящую вред государственным и общественным интересам (контрразведка). Таким образом, мы приходим к выводу, что развивающаяся и совершенствующаяся на протяжении всей истории оперативно-розыскная (разведывательная) деятельность не потеряла своего значения и в начале XXI века. Данное обстоятельство в решающей степени объясняется наличием противоречий между государствами, распространением международного терроризма и наркомании, увеличением количества уголовных проявлений внутри страны. Все это вынуждает государства тратить значительные средства на содержание специальных служб и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, совершенствовать ее приемы и методы, использовать для получения наибольшего эффекта передовые достижения науки и техники. Признавая важность и, главное, историческую необходимость осуществления эффективной оперативно-розыскной деятельности в современных внутренних и внешних условиях существования России, крайне важно уяснить ее сущность и основное содержание.


Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с анализа формулировки, приведенной в статье 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Данное определение довольно громоздко, что объясняется стремлением законодателя выразить как можно более полно и всеобъемлюще сущность оперативно-розыскной деятельности. Для уяснения наиболее важных признаков оперативно-розыскной деятельности целесообразно выделить в определении наиболее существенные черты, отличающие ее от других видов деятельности.

К таким отличительным признакам следует отнести:

1) разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, позволяющий принимать эффективные меры по борьбе с преступностью;

2) осуществление оперативно-розыскной деятельности преимущественно негласно, что не исключает применения в ходе ее проведения и гласных мероприятий;

3) предоставление права осуществления оперативно-розыскной деятельности исключительно государственным службам и подразделениям, специально перечисленным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

При этом все нормативные правовые акты рассматриваются (за исключением особо оговоренных случаев) в действующей редакции. С источником их опубликования, а также с внесенными в них изменениями и дополнениями можно ознакомиться, обратившись к справочно-правовым системам «Гарант», «Консультант Плюс» и др.

Правовые основы оперативно-розыскной деятельности 10 статье 13 этого нормативного акта прямо указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом;

4) главное назначение оперативно-розыскной деятельности — это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данные основополагающие положения не исключают возможность использовать информацию, полученную в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для борьбы с иными правонарушениями.


Исходя из вышеизложенного, целесообразно для наглядности и усвоения данного определения использовать нижеприведенную схему 1.

Оперативно-розыскная деятельность

носит разве- дывательный характер в целях получения информации, необходимой для принятия эффективных мер по борьбе с преступностью

осуществляется преимуще- ственно негласно с применением в отдельных ситуациях гласных мер

право осуществлять ОРД предо ставлено ис ключительно государствен- ным специали- зированным подразделе- ниям, пере- численным в федеральном законе

главное назначение борьба с преступностью и иными пра- вонарушениями, решение иных задач обеспечения общественной безопасности

Схема 1.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) носит разве- дывательный характер в целях получения информации, необходимой для принятия эффективных мер по борьбе с преступностью осуществляется преимущественно негласно с применением в отдельных ситуациях гласных мер право осуществлять ОРД предоставлено исключительно государствен- ным специализированным подразделениям, пере- численным в федеральном законе главное назначение- борьба с преступностью и иными пра- вонарушениями, решение иных задач обеспечения общественной безопасности. При рассмотрении данной схемы следует обратить внимание, что для уяснения понятия и сущности оперативно-розыскной деятельности не столь важно, в какой последовательности называются и перечисляются наиболее важные и характерные для этого вида деятельности признаки. Главное - их знать и четко представлять. В то же время ряд положений схемы, отражающих сущность оперативно-розыскной деятельности, нуждается в дополнительном разъяснении. Так, говоря о разведывательном характере оперативно-розыскной деятельности, следует подчеркнуть, что этот вид деятельности не исчерпывается лишь получением информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью. Важнейшей составной частью оперативно-розыскной деятельности является реализация собранных сведений. Такая реализация выражается в осуществлении конкретных мер по предупреждению, раскрытию преступлений, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, без вести пропавших, а также достижения иных конечных целей борьбы с преступностью. Кроме достижения конечных стратегических целей защиты интересов человека, общества, государства от противоправных действий, оперативно-розыскная деятельность включает в себя и осуществление промежуточных (тактических) целей. Например, осуществление мероприятий, вводящих лиц, совершающих преступления, в заблуждение, побуждение их к действиям, совершение которых неминуемо приведет к их изобличению, либо, наоборот, оказание влияния на лиц, замышляющих и готовящих преступление, в целях побуждения их к отказу от противоправных намерений и т.д. Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду, что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью. При рассмотрении второго блока данной схемы следует подчеркнуть, что негласный характер оперативно-розыскной деятельности обусловлен ее разведывательным характером, при котором необходимо скрывать от лиц, совершающих преступления, свои силы, средства, методы, а также намерения и планы. В то же время сотрудники оперативных подразделений имеют право проводить гласные мероприятия. Наиболее наглядным примером таких гласных мероприятий являются опросы людей, повседневно проводимые оперативными сотрудниками в целях получения сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, и укрепления правопорядка. Анализируя третий блок схемы, следует иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность является исключительно государственным видом деятельности, выполняющей наиважнейшую социальную функцию защиты законных интересов граждан, общества и всего государства. Именно поэтому осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено исключительно государственным органам, предназначенным для решения задач борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Более того, специфика оперативно-розыскной деятельности, ее преимущественно негласный характер, наличие в распоряжении специфических сил и средств вызывают необходимость допуска к ее осуществлению узкого круга подразделений.


Наиболее типичной ошибкой обучаемых является указание на органы внутренних дел или органы федеральной службы безопасности как на службы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Необходимо обратить внимание, что в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предо- ставляется оперативным подразделениям целого ряда служб. Все дело в том, что в составе многих правоохранительных органов и служб имеется множество подразделений, не имеющих никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности. Например, в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) есть патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых инспекторов, которым не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому необходимо сразу принять к сведению, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют лишь специализированные оперативные подразделения отдельных правоохранительных органов и служб. Обозначенные в четвертом блоке данной схемы задачи борьбы с преступностью и укрепления правопорядка требуют более детального рассмотрения в самостоятельном разделе лекции.

Задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности Высказанное ранее и отраженное на схеме 1 положение о том, что главным предназначением оперативно-розыскной деятельности является борьба с преступностью и укрепление правопорядка, находит свою конкретизацию при рассмотрении отдельных направлений деятельности оперативных подразделений. В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи, решаемые оперативными подразделениями в рамках определенной им государством компетенции.

В методических целях их надо изложить в иной редакции, не изменяя главного содержания общих направлений деятельности оперативных подразделений. В этих целях прежде всего следует классифицировать задачи оперативно-розыскной деятельности на две большие группы — стратегические и тактические.

Основные (стратегические) задачи оперативно-розыскной деятельности

Схема 2.

предупреждение преступлений

раскрытие преступлений

розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших

обеспечение государственной, военной, экономической и эко- логической безопасности России