Файл: Роль и значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- цели и порядок использования добытых в процессе оперативно-розыскной деятельности материалов;

- комплекс мер, обеспечивающих соблюдение в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод граждан.

Для упорядочения и систематизации перечисленных основополагающих положений они изложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Этот нормативный акт вобрал в себя и отразил достижения теории и передовой практики деятельности оперативных подразделений. Но в одном законе невозможно регламентировать детально все проводимые оперативными службами мероприятия и потому существует целый комплекс ведомственных нормативных актов, издаваемых уполномоченными органами в пределах их компетенции, в которых отдельные положения федерального закона находят свое конкретное воплощение в виде приказов либо носят рекомендательный характер. В то же время следует отметить, что при всей важности нормативных актов, посвященных непосредственно и целиком оперативно-розыскной деятельности, государство не может обойтись без четкой регламентации правовых гарантий основных прав и свобод граждан.

И в Российской Федерации, как в любом правовом государстве, наряду с нормами, регламентирующими непосредственно оперативно-розыскную деятельность, существуют и иные законы, четко устанавливающие основания определенного ограничения прав и свобод граждан при необходимости проведения оперативных мероприятий в отношении лиц, совершивших или намеревающихся совершить уголовно наказуемые деяния. В связи с этим необходимо обратить внимание на тот факт, что в Основном законе государства - Конституции Российской Федерации установлен целый ряд правовых положений, имеющих важнейшее значение для законности и эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях укрепления в стране общественного порядка.

Например, в статье 45 Конституции Российской Федерации прямо указано, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Это означает, что оперативно-розыскная деятельность должна максимально полно и эффективно использоваться для охраны прав и свобод граждан, предупреждения и раскрытия совершаемых в их отношении правонарушений, обеспечения безопасности как отдельных лиц, так и населения страны в целом.

Помимо внутренних нормативных правовых актов для организации и тактики осуществления оперативно-розыскной деятельности важное значение имеют международные правовые акты, в соответствии с которыми силовые ведомства Российской Федерации несут обязательства перед другими государствами в области борьбы с наркомафией, организованной преступностью, отмыванием денег, добытых преступным путем, иными противоправными проявлениями преступных групп, носящими интернациональный характер.


Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Оперативно-розыскная деятельность как острое средство государственного принуждения и сдерживания преступности нуждается в четкой правовой регламентации.

В правовой регламентации нуждаются прежде всего такие важнейшие для практики элементы, как силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности, условия и основания осуществления оперативных мероприятий, гарантии соблюдения законности в этой специфической сфере правоотношений.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность многообразна и сложна, то регламентировать ее в одном нормативном акте невозможно. Поэтому при осуществлении оперативно-розыскной деятельности необходимо руководствоваться целой си- стемой законов и нормативных актов Российской Федерации и международных правовых норм. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности решает тесно взаимосвязанные задачи:

а) наиболее эффективно использовать оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью;

б) при этом максимально обеспечивать соблюдение прав граждан, в том числе и виновных в нарушении закона.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие определение: правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности -это система издаваемых законодательных актов Российской Федерации и международно-правовых соглашений, нормативно регламентирующих основы и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях борьбы с преступностью в условиях неукоснительного соблюдения законности.

Рассматривая систему правового регулирования оперативно- розыскной деятельности, следует прежде всего иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность регулируется как национальным (внутренним) законодательством, так и международными правовыми актами. Как уже говорилось выше, в национальном законодательстве особое значение имеет Конституция Российской Федерации как Основной закон государства.

Конечно, в этом нормативном акте напрямую оперативно-розыскная деятельность не упоминается. Но ее осуществление невозможно Правовые основы оперативно-розыскной деятельности без всемерного учета целого ряда статей, содержащих указание на цели, задачи и обязанности государства по защите прав и свобод граждан и юридических лиц. С этой точки зрения наиболее важны следующие статьи Конституции Российской Федерации: 2, 19- 25, 35, 40, 45, 49, 50, 52, 53, 56, 57. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на статьи 2, 23, 50. Так, в статье 2 в качестве обязанности государства провозглашена защита человека, его прав и свобод. Именно это и является основной задачей оперативно-розыскной деятельности. В статье 23 Конституции устанавливаются права человека на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Данная статья вызывает необходимость получения санкции на проведение соответствующих оперативных мероприятий исключительно в судебном порядке. В статье 50 указывается, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с на- рушением федерального закона. Это положение вызывает необходимость оформления полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности данных в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.


Таким образом, национальное законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, должно базироваться на Конституции Российской Федерации как Основном законе страны. В то же время в условиях демократического государства и гласности оперативно-розыскная деятельность как особый вид государственной деятельности должна получить национальное нормативное закрепление. При этом национальное законодательство должно при максимальном учете мировых достижений оперативно-розыскной теории и практики отражать исторический опыт развития оперативно-розыскной деятельности в России и современные условия борьбы с преступностью в стране. До 1992 года оперативно-розыскная деятельность в официальном законодательстве нашей страны не регламентировалась. В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР лишь упомина- лось, что органы дознания имеют право в пределах своей ком- петенции проводить оперативно-розыскные мероприятия для решения задач борьбы с преступностью. В целях ликвидации данного правового пробела в 1992 году был издан первый правовой акт - Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором впер- вые население страны официально было информировано об имеющихся в распоряжении правоохранительных органов силах и средствах, а также о решаемых с их помощью задачах.

Вместе с тем проводимая в стране перестройка, изменение внутренних и внешних условий, появление организованных форм преступности вызвали необходимость издания в 1995 году новой редакции Закона «Об оперативно-розыскной деятельно- сти», после которой он получил статус федерального. В данном нормативном акте большое внимание уделено определению перечня оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, основаниям и условиям правомерности использования оперативных мероприятий. Но главное — в нем более точно детализированно регламентированы формы контроля за оперативно-розыскной деятельностью и иные меры по обеспечению прав и свобод граждан. В то же время, как уже подчеркивалось, в одном норматив- ном акте невозможно предусмотреть всю регламентацию сложных комплексных мер по борьбе с преступностью, в том числе осуществление оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим возникает необходимость издания целого ряда федеральных законов, существенно дополняющих и уточняющих положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В качестве примеров таких законов следует отметить законы Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и другие, в которых особая роль от- водится применению оперативно-розыскных мероприятий для решения задач по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью.


В особую группу следует выделить федеральные законы, определяющие комплектацию и порядок деятельности отдельных правоохранительных ведомств и служб. Среди таких нормативных актов нужно отметить: законы Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», федеральные законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке».

Свою специфику имеют федеральные законы, посвященные борьбе с отдельными видами преступлений, в которых имеются указания на применение оперативно-розыскных мер для их пресечения и раскрытия. Например, федеральные законы от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и др. В особую группу нормативных актов следует выделить раз- личные кодексы Российской Федерации, вводимые в действие федеральными законами: Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Таможенный кодекс. Их значение неоценимо главным образом для придания результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий официального процессуального характера, использования их для предупреждения преступлений, доказывания вины при раскрытии преступлений и решения иных задач борьбы с преступностью. В то же время следует отметить, что существует ряд проблем правового характера, которые создают определенные трудности для эффективного проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Так, в действующем Уголовно-процессуальном кодексе во- обще отсутствует процессуальная регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в изобличении виновных лиц. В статье 74 УПК  РФ, посвященной сбору доказательств, вообще не упомянуто об оперативно-розыскной деятельности как источнике получения сведений и вещественных доказательств. Вряд ли можно считать относящейся впрямую к оперативно-розыскной деятельности статью 75 УПК   РФ, в которой сформулировано положение о том, что доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, являются недопустимыми. Подобный правовой пробел вызывает много вопросов, и потому справедливо требование практиков и ученых, занимающихся проблемами оперативно-розыскной деятельности, внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс в целях ее правовой регламентации. Другой правовой проблемой является неправомерное ограничение возможностей использования результатов оперативно- розыскной деятельности, заложенное в статье 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».


В этой статье до недавнего времени было указано, что проведение такого действенного негласного мероприятия, как оперативный экспери- мент, допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений. В то же время ввиду смягчения уголовного наказания, проведенного в последние годы, многие составы преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК  РФ) отнесены к разряду средней тяжести. Это создавало правовые преграды к применению, на- пример, оперативного эксперимента для изобличения опасных преступников. Так, часть 1 ст. 290 УК  РФ, предусматривающая ответственность за получение взятки, ввиду небольшой санкции отнесена к преступлению средней тяжести, что автоматически исключало использование оперативного эксперимента для изобличения виновных лиц. Следует отметить, что в настоящее время в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» внесено изменение, в соответствии с которым проведение оперативного эксперимента допускается также в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести. Наличие указанных правовых пробелов указывает на необходимость комплексного подхода к подготовке нормативных актов и максимального учета положений и установлений, содержащихся в изданных ранее законах.

Помимо федерального законодательства в систему правового регулирования входит значительное количество подзаконных нормативных актов, регулирующих отдельные правоотношения в оперативно-розыскной деятельности. Сюда следует прежде всего отнести указы Президента Российской Федерации, например от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и про- Правовые основы оперативно-розыскной деятельности ведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Целый ряд важных для оперативно-розыскной деятельности положений содержится в постановлениях Правительства Российской Федерации. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации: Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (1995 г.); Положение о национальном центральном бюро Интерпола (1996 г.); Правила оказания услуг почтовой связи (2005 г.); Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (2000 г.). Значительное место среди подзаконных нормативных актов занимают ведомственные и межведомственные положения, инструкции, указания, в которых регулируются отдельные аспекты оперативно-розыскной деятельности. При этом многие из них носят секретный характер и предназначены исключительно для служебного пользования сотрудниками, непосредственно осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.