Файл: Роль и значение правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
В числе открытых, гласных ведомственных нормативных актов, которыми следует руководствоваться в процессе оперативно-розыскной деятельности, можно назвать: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; совместный приказ МВД России, Министерства юстиции Российской Федерации (Минюста России), Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Федеральной службы охраны (ФСО России), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»; приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»; приказ ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1226 «Об утверждении типовых положений о подразделении по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контра- бандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении, подразделении организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативной таможни»; приказ ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1225 «Об утверждении типовых положений о подразделении организации дознания, подразделении дознания, подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, криминалистическом подразделении и учетно- регистрационном подразделении оперативной таможни»; приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. № 124н «Об утверждении Положения о порядке организации исполнения расходов федерального бюджета на оперативно-розыскную деятельность».
Во многих случаях регулирование оперативно-розыскной деятельности требует издания подзаконных межведомственных нормативных актов. Это происходит в тех случаях, когда для успешного решения задач борьбы с преступностью необходимо организовать и определить четкий порядок взаимодействия оперативных подразделений со службами и подразделениями иных ведомств. Примерами таких подзаконных нормативных актов служат: Инструкция об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий (утверждена в 1996 г. приказом ФСБ России, МВД России, Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России), ФСО России, Службы безопасности Президента России, Федеральной пограничной службы (ФПС России), Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП России), Государственного таможенного комитета (ГТК России); Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г.); Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России (утверждена приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и ГТК России от 25 ноября 1997 г.).
Ввиду тенденции развития международной преступности и в особенности ее организованных форм правоохранительные органы Российской Федерации постоянно укрепляют свое сотрудничество с органами, ведущими борьбу с преступностью, других государств. Такое сотрудничество также требует четкой правовой регламентации и нормативного закрепления. Прежде всего необходимо отметить, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в максимальной степени должны учитываться международные правовые акты, ратифицированные или утвержденные Российской Федерацией. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Кроме того, в последние годы принято много двусторонних соглашений по вопросам борьбы с преступностью между правительствами Российской Федерации и других государств, в первую очередь стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Также получили распространение договоры по решению отдельных проблем в сфере борьбы с международной преступностью.
В качестве примера можно назвать Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, заключенное в Алма-Ате в апреле 1992 года. В 1993 году была также подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В 1993 году Совет глав правительств СНГ утвердил Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений. Практикуется также заключение двусторонних соглашений между Российской Федерацией и другими государствами по борьбе с отдельными видами преступлений. Таким образом, систему правового регулирования оперативно-розыскной деятельности составляют национальное законодательство и международные правовые акты. Наличие четкой нормативной регламентации позволяет эффективно использовать возможности оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью, максимально при этом соблюдая права и свободы граждан.
Глава 3. Оперативно- розыскные мероприятия.
При рассмотрении данного вопроса необходимо прежде всего определить круг и объем задач, которые можно и необходимо решать в процессе оперативно-розыскной деятельности. Здесь имеются две различные точки зрения. Одни ученые и практики считают, что поскольку сам характер и назначение оперативно-розыскной деятельности направлены на борьбу с преступностью, то и весь процесс ее осуществления должен ограничиваться лишь решением этой задачи.
Это точку зрения подтверждает и редакция части 1 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в которой установлено, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших». В той же статье 11 указано на возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности при решении вопроса о допуске лиц к определенным видам деятельности, связанным с повышенной опасностью для окружающих, что вполне корреспондируется с требованиями статьи 7 указанного Закона. Вместе с тем сторонники расширительного толкования круга задач оперативно-розыскной деятельности справедливо утверждают, что практика осуществления оперативных мероприятий свидетельствует о том, что возможности использования полученных результатов выходят за рамки, указанные в законе. Так, добытая в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности информация может использоваться для предупреждения не только уголовных, но и административных правонарушений и наказания виновных в их совершении лиц.
Например, сведения о мелком нарушении общественного порядка или вождении автотранспорта в нетрезвом состоянии. Нередко добытые в процессе оперативно-розыскной деятельности сведения, доложенные правительству и руководству регионов, могут служить основой для принятия ими управленческих решений в сфере экономики и социальной жизни общества. Собранная оперативная информация может также использоваться для розыска без вести пропавших лиц, установления личности неопознанных трупов. А эти задачи далеко не всегда связаны с криминальной деятельностью. Подобная благоприятная для широкого использования результатов оперативно-розыскной деятельности ситуация складывается в силу максимально глубокого изучения с помощью оперативно-розыскных мер различных сфер общественной жизни. В результате добытая в процессе оперативно-розыскной деятельности информация может использоваться не только для решения задач борьбы с преступностью.
Виды и способы использования результатов оперативно-розыскной деятельности могут быть классифицированы по разным основаниям. Прежде всего следует различать использование полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности результатов:
а) непосредственно для достижения конечных целей борьбы с преступностью;
б) для решения промежуточных задач, результаты которых используются для подготовки и проведения других оперативно-розыскных и следственных мероприятий.
Так, результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться непосредственно для предупреждения, раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении, обнаружения различных категорий разыскиваемых лиц. В то же время полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности результаты зачастую служат лишь исходным материалом для проведения иных оперативно-розыскных и следственных мероприятий.
Например, наблюдение позволяет выявить возможных свидетелей и провести их опрос или официально допросить. Точно так же прослушивание телефонных переговоров служит источником получения сведений о готовящемся преступлении и позволяет организовать проверочную закупку и задержать преступников с поличным.
Виды использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) по целям использования по длительности использования разовое использование достижение промежуточных результатов, обеспечивающих проведение иных оперативных мероприятий достижение конечных целей пред- упреждения и раскрытия преступлений длящееся использование формирование картотек и ИПС ведение дел оперативного учета использование в рамках уголовного дела отношение к уголовному процессу документирование и сбор доказательств использование вне рамок уголовного дела проверка до возбуждения уголовного дела оперативное сопровождение дела в суде.
Другим основанием классификации видов использования результатов оперативно-розыскной деятельности является длительность этого процесса. На этом основании использование может быть разовым и длящимся. Так, например, реализация полученного от конфидента сообщения о появлении в общественном месте разыскиваемого лица, бежавшего из мест лишения свободы, может ограничиться его задержанием и возвращением в исправительное учреждение. В такой ситуации использование этого сообщения носит разовый характер. В то же время во многих случаях полученная в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности информация не может быть использована сразу, а требует длительного хранения в целях ее последующей реализации в сочетании с другими полученными в ее ходе данными.
Встречающаяся часто на практике необходимость в длительном сборе получаемых в ходе оперативно-розыскной деятельности данных требует особых форм накопления, анализа и использования такой информации.
Данная проблема настолько важна, что ей посвящена специальная статья 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в которой указано, что «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета». В тех случаях, когда использование полученной в ходе оперативных мер информации носит длительный характер и такая информация может быть использована в будущем, она подлежит сбору, накоплению и систематизации в различных информационных массивах: картотеках, дактилоскопических картах, видео- и фототеках, а также на электронных носителях. Наибольший интерес представляют следующие объекты учета: лица, активно занимающиеся криминальной деятельностью: их установочные данные, приметы, клички и иные сведения, которые могут использоваться для решения задач борьбы с преступностью; зарегистрированные раскрытые и нераскрытые преступления: в этом блоке фиксируются данные о приметах преступников, обстоятельствах и способах совершения преступления; объявленные в розыск похищенные предметы, документы, оружие, находящееся у граждан и организаций на законных основаниях, а также похищенное и находящееся в розыске; наиболее важная оперативная информация о подготовке и совершении опасных преступлений.
Особый режим соблюдения конспирации обеспечивается при создании учета и использовании массива сведений о лицах, конфиденциально сотрудничающих с оперативными органами. Для повышения эффективности использования созданных учетов в оперативных органах применяются приемы информационно-аналитической разведки, позволяющие определить правильное направление дальнейшей поисковой работы. Дела оперативного учета заводятся в тех случаях, когда требуются дополнительная проверка и сбор материалов, позволяющих привлечь виновных лиц к уголовной ответственности либо решить иными способами задачи по борьбе с преступностью. Основания для заведения дел оперативного учета полностью совпадают с основаниями проведения розыскных мероприятий, указанных в пунктах 1- 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Как правило, дела оперативного учета заводятся в тех случаях, когда становится известно о фактах подготавливаемых или совершенных преступлений либо о возникновении угрозы безопасности государства. Виды и порядок ведения дел оперативного учета регламентируются ведомственными нормативными актами и носят в основ- ном закрытый характер из-за необходимости соблюдения конспирации. Дела оперативного учета во многом различаются в зависимости от характера решаемых посредством их ведения задач. Это могут быть дела: