Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА
1.2 Типология и структура рынка труда
1.3 Формирование и развитие внешнего рынка труда
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Что представляет собой конкуренция на рынке труда
2.2 Внешний рынок труда – спрос, предложение , конкуренция
Спрос на рабочую силу в обратной пропорции от величины заработной платы. С ростом заработной платы, при прочих равных условиях, предпринимателю, в целях поддержания равновесия необходимо снизить спрос на рабочую силу, а при сокращении заработной платы спрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между заработной платой и размером спроса на рабочую силу отражается на кривой спроса на рабочую силу.
Рынок труда в современных условиях испытывает заметное регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, правительства и корпораций. Следует отметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается по отношению к специфичности, содержащейся в этом продукте. Проявление рыночных сил (например, спроса и предложения, равновесной цены и т.д.) на рынке труда является особенным. Это происходит потому, что покупка и продажа рабочей силы в виде набора на основе более или менее непрерывного трудового договора. Таким образом, каждый отдельный работник не находится в постоянной, непрерывной зависимости от состояния рынка труда.На срок действия трудового соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка[12]. Условия, указанные в контракте, имеют характер минимальных стандартов; это означает, что индивидуальный договор работы с предпринимателями признается юридически недействительным, если он сделан на условиях хуже, чем те, которые определены в коллективном договоре. Каково значение коллективного договора и принцип правил, как минимум? Эти положения соглашения позволяют устранить конкуренцию между работниками в качестве продавцов рабочей силы в борьбе за работу - потому что конкуренция вынуждает работников принять худшие условия труда, продиктованные работодателями.
Регулирование рынка труда может влиять на спрос и предложение рабочей силы. Объектами регулирования являются заработная плата, продолжительность рабочей недели и праздничные дни, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и т.д.
Конкуренция на рынке труда квалифицирует нас как комплекс экономических отношений, возникающих между частными экономическими агентами в лице поставщиков и потребителей рабочей силы в результате столкновения их интересов - личности, группы, сообщества. Цель конкурентного взаимодействия субъектов рынка труда является возможность присвоения товаров для удовлетворения потребностей.
Институт конкуренции охватывает отношения между всеми видами хозяйствующих субъектов на всех уровнях государственного управления, в том числе и на рынке труда. Как социальный институт, конкуренция является одной из форм координации общественных интересов субъектов рынка труда. В качестве экономического института, он появляется в виде правил и ограничений на их экономическое поведение. Институт конкуренции в экономических отношениях могут выступать как формальные и неформальные. Формально она определяется в терминах формальных правовых норм, закрепляющих конкретный приемлемый уровень конкурентного поведения субъектов на рынке труда. Неформально институт конкуренции устанавливает для своих членов стандартов поведения, сформированных на основе экономической культуры, системы ценностей, обычаев и традиций, менталитета и других факторов, которые влияют на каждого человека и процесс развития трудовых отношений в целом. Формальные и неформальные правила, находящиеся на рассмотрении института находятся в тесном взаимодействии.
Систематизация специфических форм конкуренции на рынке труда потребовала от определения его субъектно-объектной структуры. В качестве субъекта обсуждаются темы[13]: 1) работники, формирующие предложение труда; 2) работодатели формируют спрос на рабочую силу; 3) государственное учреждение выступает в качестве работодателя, с одной стороны, и формирование институциональной среды, с другой стороны; 4) набор институтов, которые снижают операционные издержки. Определены объекты конкурентных отношений: рабочие места и должности, дифференцированных по цене и неценовых параметров, для которых конкурирующие рабочие; квалифицированных рабочих, которые вступают в конкурентные отношения работодателей; условия занятости в качестве объекта конкуренции между работниками и работодателями.
Конкуренция является основой для формирования и проявления конкурентоспособности на разных уровнях.
Конкурентоспособность рабочей силы в качестве объекта отношений найма на рынке труда является интегрированная категория, которая сочетает в себе качества (система определенных знаний, умений, навыков, методов и приемов деятельности, профессиональная и квалификационная мобильность) и коммерческих характеристик рабочая сила (выраженная в уровнях заработной платы, наличие или отсутствие социального пакета в размере затрат на обучение и т.д.), а также его привлекательность для работодателя.
На начальном этапе реформ Россия является страной с переходной экономикой. До сих пор не полностью развиты рыночные отношения. Конечно, в нашей стране эти проблемы будут решены на основе их специфичности, а также из-за отсутствия реструктуризации прецедента от плановой к рыночной экономике в глобальной власти, которым был Советский Союз и Россия. Тем не менее, процессы рыночной трансформации необходимо сравнивать с международной практикой, механизмы распределения доходов, присущих рыночной экономике. В зависимости от вида рынка, сочетающего (свободной конкуренции или монополии и олигополии, и т.д.) и денежные системы (в большей или меньшей степени это связано с развитием кредитования) различают следующие основные модели конкуренции на рынке труда[14]:
1) обеспечение рынков труда способностью вести образование. Результатом стало различные формы рынка: монопольные покупатели, продавцы и т.д. Монополия работодателей на рынке труда позволило работодателям снижать заработную плату и рабочие получают только часть продукта, что намного меньше, чем это было бы, если конкуренция на сторона работодателей привел работу в состоянии равновесия;
2) группы работодателей и работников определяют зарплату в переговорах под руководством государственных органов. Распределение осуществляется государственными органами или профессиональных групп, каст.
3) распределение доходов развивается в условиях полной конкуренции через механизм свободных цен, выполняя следующие функции: передача достоверной информации о спросе и предложении товаров и услуг; служил в качестве стимула использовать наиболее экономичные методы производства; определить, кто получает то, что доля производимого продукта, т.е. устанавливают правила распределения доходов. Распределение в условиях полной конкуренции в связи с возникновением существенных различий в покупательной способности доходов. На практике, разработаны способы регулировки распределения для рынка свободной конкуренции. Это налоговая политика - установление прогрессивный подоходный налог [15].
Совершенная конкуренция на рынке труда предполагает наличие четырех основных функций:
1) предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. работники в той или иной квалификации или профессии) достаточно большим числом конкурирующих фирм;
2) предлагают свой труд все сотрудники той же квалификации и профессии (т.е. члены некоторых неконкурентных групп) независимо друг от друга;
3) отсутствие какого-либо одного союза со стороны покупателей трудовых услуг (монопсония) и продавцов (монополия);
4) объективная невозможность спроса агентов (фирм) и агентов предложения (работников), чтобы установить контроль над рыночной ценой труда, т.е. вынуждены диктовать заработную плату.
Рассмотрим сначала динамику спроса и предложения на рынке труда совершенной конкуренции применительно к конкретной фирмы (рис. 1).
График показывает, что в условиях совершенной конкуренции, во-первых, предложение рабочей силы является полностью эластичным (прямая SL параллельна оси х) и, во-вторых, предельная стоимость рабочей силы (MRC) постоянны и равны цене труда, т.е. ставка заработной платы (WO). Причины такого вида графика предложений очевидны: фирма является совершенным конкурентом и настолько мала, что изменения в спросе на рабочую силу со стороны не имеют никакого влияния на рынок.
Рис. 1. Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
Сколько бы она ни наняла рабочих, ей придется платить им ту же самую уже установленную на рынке заработную плату и, следовательно, нести с каждым новым решением для работы одни и те же предельные издержки, т.е. SL = MRC = WO.
Выгодно для фирмы, чтобы увеличить наем работников до числа LO, соответствующего пересечения линий спроса и предложения (В), когда значение предельной стоимости рабочей силы (MRC) будет равна предельной денежной продукта (MRP). Заштрихованная площадь фигуры OABLО соответствует общему доходу фирмы, где одна часть (площадь прямоугольника OW0BL0) формирует общую стоимость заработной платы (ставка оплаты WO умножается на количество сотрудников LO), а другой ( площадь треугольника WОAB) действует как чистый доход (прибыль) от использования трудовых ресурсов.
При переходе от отдельных фирм в отрасли, представляющей собой совокупность фирм, графики спроса и предложения рабочей силы будет принимать различную форму (рис. 2). Здесь вы можете увидеть разнонаправленное пересечения кривых спроса и предложения в точке равновесия, которая сформировала равновесную ставку заработной платы (WO) и равновесное число занятых работников (L0)[16]. Именно эта развивающейся отрасли цена труда по отношению к фирме выступает в качестве рыночной реальности или данности, которые мы должны безропотно принять.
Рис. 2. Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции
В условиях совершенной конкуренции непосредственно является следствие классических законов рыночного саморегулирования. В точке равновесия одинаково доступен как излишек и дефицит рабочей силы (спрос точно равен предложению). Это означает, что нет безработицы с ее негативными социальными последствиями, нет недостатка рабочих, что приводит к снижению мотивации, не снижение требований управления персоналом фирмы и т.д. (безрыбье рак - рыба). Баланс был выдержан обратной связи и гасят случайные отклонения от него. Таким образом, рост цены труда (на графике до уровня W1) приводит к увеличению предложения (до величины Ls) и снижения спроса на рабочую силу (до величины Ld). Существует избыточное предложение рабочей силы (LS> LD). Часть желающих идти на работу не могут найти работу, начинается конкуренция, в которых работники принимают более низкую заработную плату только, чтобы взять на прокат. Постепенно цена труда снижается до исходного уровня.
Подчеркнем, что равновесие достигается без какого-либо внешнего (например, правительства) вмешательства: каждая фирма нанимает ровно столько работников, сколько необходимо, чтобы максимизировать прибыль и, следовательно, не заинтересованы, чтобы разорвать его. Позже мы убедимся, что в условиях несовершенной конкуренции это бывает не всегда. В реальной практике управления на рынке труда (как, кстати, на рынок любого другого товара) строгое соблюдение всех принципов свободной конкуренции редко. И все же близко к идеальному рынков труда существуют, в том числе и в нашей стране [17].
На российском рынке труда, в то время переживает сложный процесс формирования, есть некоторые сегменты, в которых преобладают черты совершенной конкуренции.С определенной степенью условности к ним сегодня можно отнести продавцов, строителей, водителей, уборщиц, рабочих, ремонтников, специализирующихся на ремонте жилья, офисов, бытовой техники, мебели и обуви, работающих неполный рабочий день. Спрос является относительно простым и представлен множеством мелких и очень мелких фирм, а предложение - неорганизованными массами работников, имеющих навыки в этих профессиях. Другими словами, как и следовало ожидать в условиях совершенной конкуренции, спроса и предложения атомистичны(многочисленны и малы по размеру)[18].
Конечно, названные рынки имеют территориальные характеристики. В крупных городах России они отличаются, например, более высокой степенью свободы конкуренции. Чем выше спрос на трудовые услуги определенного вида, тем больше растет их предложение. А предложение постоянно обновляется за счет притока рабочей силы из других регионов, а иногда и из отдаленных стран.
И все же для современного рынка труда, которая существует с точки зрения как высоко развитой рыночной и переходной экономикой, более типичной несовершенной конкуренции, в том числе таких полярных противоположных формах, как монопсонии и монополии, где конкуренция сама по себе почти исчезает.
2.3 Монопсония на рынке труда
Монопсония на рынке труда указывает на наличие одного покупателя труда. Только работодатель выступает против многих независимых работников.
Основными особенностями монопсонии являются следующие:
- концентрация основной части (или даже всех) сотрудников в
конкретной работы в той же фирмы;
- полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников без
реальных возможностей изменить работодателя в продажу своего труда;
- установление монополии (единственным работодателем) контроля
за ценой труда в интересах максимизации прибыли. Проиллюстрируем сначала монопольное положение на рынке труда с условными данными (таблица 1).
Таблица 1
Предельные издержки на трудовой ресурс (MRCL) при монополии
Число занятых работников (L) |
Ставка заработной платы (W) |
Общие издержки на оплату труду (TRCL) |
Предельные издержки на трудовой ресурс (MRCL) |
(1) |
(2) |
(3)=(1) х (2) |
(4) |
1 2 3 4 |
2 4 6 8 |
2 8 18 32 |
2 6 10 14 |