Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА
1.2 Типология и структура рынка труда
1.3 Формирование и развитие внешнего рынка труда
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Что представляет собой конкуренция на рынке труда
2.2 Внешний рынок труда – спрос, предложение , конкуренция
- контингент населения, более или менее отдаленном от рынка
труда. Молодые люди и те, кто уже давно безработный.
Наряду с международным рынком товаров, услуг и прибыли силы капитала в настоящее время приобретают все большую силуи международный рынок рабочей силы, который является не только системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка труда в контексте растущей интернационализации производства, большей интеграции между странами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними существуют транснациональные потоки и трудовые движения, которые являются постоянными и систематическими. Такое трансграничное рабочее движение наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка труда. Международный рынок труда можно определить как национальное образование , где на регулярной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложения рабочей силы.
Образование международного рынка труда осуществляется двумя способами:
- за счет миграции труда и капитала;
- путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда
окончательно ликвидировали правовые, национально-этнические, культурные и другие барьеры между ними.
Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория представляет собой сложный и динамичный феномен, связанный с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «безработица», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда в этот период[6].
1.3 Формирование и развитие внешнего рынка труда
Рынок труда считается одним из самых сложных проблем экономики. Проблемы рынка труда носят многогранный характер, многофункциональный характер. Они искусственно не сводится только к проблемам занятости и безработицы, при всей важности этих аспектов в экономических и социальных отношений.
Формирование рынка труда включает в себя производство определенных принципов и методов построения структуры и механизма функционирования. В зависимости от масштаба экономического пространства рынка труда формируется на макро - и микроуровне (предприятия и за его пределами). Суть формирования рынка труда является создание устойчивых экономических связей (назад и вперед) и социальных взаимодействий между ее субъектами. Система рынков труда, в которых отечественные и зарубежные рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом[7]. Они не могут существовать друг без друга. Таким образом, принципиальное отличие политики на рынке труда от распределения труда является возможность множественного выбора и сочетания интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения.
В роли субъектов спроса и предложения труда являются юридические и физические лица. К первой группе относятся, нуждающиеся в рабочей силе; второй–предлагающие рабочую силу и, наконец, к третьей-посредничество и консультативные функции в процессе взаимоотношений между первыми двумя группами.
Формируются внешние рынки труда на основе профессиональных и социальных характеристик рабочей силы. Как вы можете видеть, при рассмотрении вопроса о рынке труда очень часто используется понятие «рабочая сила», и она признана продуктом. Признание рабочей силы товаром включает в себя определение издержек и цен в качестве основы для определения уровня оплаты труда. Стоимость рабочей силы характеризуется двумя факторами: во-первых, профессиональный уровнем квалификации работника (набор необходимых знаний и навыков), а во-вторых, набором жизненно важных инструментов, которые будут включены в потребительскую корзину. Следовательно, цена труда может быть определена в денежной форме на основе удельных затрат на образование, профессиональную подготовку и переподготовку работников, обучение, и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий.
Для создания рынка труда необходимо исходить из его неразрывной связи с другими рынками: рынки товаров и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. От этого зависит решение таких важных задач, как развитие предпринимательства, признать конкуренцию на рынке труда, обеспечивая свободное передвижение рабочей силы, занятости, переобучения и социальной защиты безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические проблемы, связанные с максимально возможной поставки сбалансированного и спроса на рабочую силу.
1.4 Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются ролью труда в обществе, где труд является основным источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труда является наиболее важным производственным ресурсом. В соответствии с этим выпуском основных функций рынка труда.
Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния народа, нормального уровня воспроизводства производительных способностей сотрудников.
Экономической функцией рынка труда является рациональное участия, размещение, управление и использование рабочей силы, что позволяет выделить хост и селективную функцию[8].
Размещающей функцией является размещение рабочей силы на основе и в соответствии со спросом. Эта функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должно служить в качестве рационального распределения труда отдельными предприятиями, отраслями и регионами. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, более эффективные методы достижения основных целей управления, тем более выраженное проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования рынка труда. В основном эта функция проявляется на региональных и макрорегиональных уровнях.
Избирательная функция предназначена для выбора рабочей силы на основе спроса и предложения, а также на основе профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее значительна эта функция на микроэкономическом уровне.
Рынок труда выполняет стимулирующую функцию, способствуя развертыванию конкуренции между участниками, усиливающий интерес к высокоэффективной работе, профессиональному развитию и смене профессии.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Что представляет собой конкуренция на рынке труда
Теории рынка труда присуща методологическая неоднородность, отражение в многообразии интерпретаций рынка труда, при наличии противоречивых позиций в определении объекта набора на данном рынке, а также принимая во внимание неоднозначность категории "конкуренция" различных экономических школ. Это привело к необходимости эволюционного анализа конкуренции на рынке труда и выбора методологии собственных исследований.
Доминирующим и основным направлением современного микроэкономического анализа является неоклассическая теория, принципы которого являются абсолютная рациональность, осознание, игнорирование институтов.
Процессы, происходящие на рынке труда, являются вероятностными. В связи с этим, важностью институтов является уменьшение неопределенности, случайности, и рынок труда в рамках институционального анализа теряет свойства вероятностной среды. Кроме того, представляется важным, учитывать проблему обоснования экономического выбора индивида и состоит в мотивации человеческого поведения[9]. Таким образом, основной акцент делается на процесс принятия решений, его условия (в том числе счета образования, возраста, пола и других аспектов) в сделках на рынке труда. Не менее важным считается тот факт, что длянео-институционализма "обмен" и "рынок" являются фундаментальными понятиями. Специфика рынка труда также связано с человеческим фактором. Кроме того, институциональная область представляет интерес в связи с возможностью анализа спонтанного механизма рыночной конкуренции и влияние крупных корпораций на этот механизм с точки зрения распределения отказов конкурентоспособной в экономике нашей страны глубоко и монополизация ряда отраслей промышленности.
Интерес в области исследования рынка труда вызвали не только концепции западных экономистов, но также работы отечественных ученых, что указывает на неопределенность существующих представлений о том, что выступает в качестве объекта найма на рынке труда - труда, рабочей силы или трудовых услуг. Мы исходим из того, что на рынке труда происходит наем рабочей силы на основе полной свободы двух сторон при решении вопроса о занятости. Нанимающая сторона думает о своих собственных потребностях, условиях, требованиях, чтобы нанять работника, диктуется в первую очередь наличием вакансий, квалификации и профессионального уровня, а также пола и возрастных особенностей работника, его морально-психологических качеств. Нанимаемая сторона исходит из предлагаемого уровня оплаты труда, условий труда, профессионального соответствия на рабочем месте к профилю работника, его специальность, меры привлекательности предлагаемого вида работы, степени ее устойчивости, морального духа, умение контактировать с будущим руководитель.
В исследовании, рынок труда понимается нами как институциональная система социально-экономических отношений между юридически свободных наемных работников, работодателей и учреждений, координируя их поведение в виде спроса и предложения рабочей силы, а также конкуренции и ценообразования.
Изучение теоретических подходов к изучению конкуренции различных российских экономистов определили следующие общие положения: конкурс проводится конкурс, соревнование, борьба (эти термины используются как синонимы) в любой области между отдельными хозяйствующими субъектами (конкурентов), которые заинтересованы в достижении той же цели, наличие которых обеспечивает столкновение интересов. Разнообразие точек зрения является неоднозначным пониманием целей конкуренции на рынке труда между однородными группами, из-за различных областях образовательного интереса, а также методологических причин[10].
2.2 Внешний рынок труда – спрос, предложение , конкуренция
Рынок труда - сфера контрактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где он противостоит тем, кто хочет работать и тех, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.
Спрос на рабочую силу отражает общий объем требований государственных трудовых ресурсов, представленных на рынке труда.
Предложение труда - общее количество рабочей силы, характеризующаяся численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).
Ценой труда является его заработная плата.
Стоимость рабочей силы определяется социальными издержками его воспроизводства, т.е. потребления материальных и нематериальных благ.
На рынке труда,роль положения равновесия спроса и предложения играет цена труда - заработная плата.
В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется как цена любого продукта. Это означает, что все работники получают равную оплату труда, которая не зависит от фирм, в которых они работают, и воспринимается фирмой как заранее установленное значение. Уровень заработной платы в условиях совершенной конкуренции максимально, согласно теории предельной производительности работника получает полный продукт труда (предельных издержек в денежном выражении, равной заработной платы на одного работника).
Таким образом, предельная стоимость затрат организации за труд равна зарплате. В условиях, когда уровень заработной платы не связан с поведением фирм (совершенной конкуренции), от предпринимателя зависит только количество наемных работников.
Выгодно для фирмы, чтобы нанять дополнительных работников до тех пор, как увеличение доходов превышает увеличение расходов, то есть, до тех пор пока предельный продукт труда равен предельным издержкам, т.е. заработной плате. Изменение заработной платы приводитобуславливаетобъем спроса на рабочую силу. Если заработная плата повышается, будет сокращено число работников; если заработная плата будет падать, занятость увеличится. То есть, мы можем сделать вывод о том, что число занятых обратно пропорционально уровню средней заработной платы.
Цены услуг производственного характера, услуг т.е. труда, капитала и т.д., определяются на основе закона спроса и предложения. Анализ рынка труда будет начинаться с классической концепции занятости в условиях совершенной конкуренции. Напомним, что в рамках классической теории (и классики) в немарксистской экономической литературе относится преимущественно теория английских и американских экономистов на основе учений, идущихот Смита и Рикардо к Маршаллу, Питу и других ученых посвящены разработке теории общего экономического равновесия.
На рынке совершенной конкуренции количество предпринимателей, занятых работников определяется двумя показателями - реальной заработной платой и стоимостью (в денежном выражении) предельного продукта труда. В связи с увеличением числа занятых рабочих уменьшается значение предельного продукта (вспомним закон убывающего). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда величина предельного продукта равна заработной плате[11].