Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Основы судебной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с законодательной и исполнительной властью, судебная власть является обязательным признаком демократического государства. Основное назначение судебной власти осуществление охраны общество в целом от любого произвола граждан и от неправильных действий государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд, на основе закона имеет право лишить человека свободы, конфисковать имущество у физического или юридического лица, расформировать общественно-политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей.

Таким образом, судебная система как механизм государственной защиты обладает большой значимостью в любом правовом государстве. Она выступает в качестве общественного арбитра, защищая одновременно все сферы деятельности, которые регулируются правом. Система судебных органов обеспечивает устойчивость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также обеспечивает независимость экономической деятельности.

2. Проблемы в деятельности судебной власти Российской Федерации. Перспективы и пути решения

2.1. Главные проблемы в системе судебной власти

На протяжении последних 10-20 лет одной из самых актуальных и обсуждаемых тем является проблема, которая связанная с состоянием судебной системы, с судебными реформами, деятельностью судов Российской Федерации в целом.

Несмотря на серьезные изменения в российской судебной системе, ее состояние и проблемы по-прежнему вызывают неоднозначную оценку со стороны общества, так как оно хочет, правосудие выступало в качестве реального механизма защиты их прав и законных интересов, а судьи являлись беспристрастными, высококвалифицированными и справедливыми служителями правопорядка.

В настоящее время действующее законодательство о судебном контроле в РФ не предоставляет суду права отмены неправомерных административных актов: решение суда по жалобе ограничивается установлением обоснованности жалобы гражданина и возложением на соответствующий орган управления обязанностей устранить допущенное нарушение.


Другим существенным недостатком существующего законодательства является то, что жалобы граждан на действия и решения субъектов управления рассматриваются общими судами по правилам гражданского судопроизводства. Таким образом, устанавливается не административный, а гражданско-процессуальный порядок защиты прав и свобод, которые были нарушены действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений. Это означает, что законодатель медлит с завершением построения института административной юстиции, но каких-либо препятствий на его пути нет.

Большое внимание так же следует уделить проблеме, которая связанна с правомерностью публикаций хода процессов и судебных решений. Она заключается в нахождении баланса между публичным характером судопроизводства и охраняемой законом тайной. Стороны, которые довели дело до суда, должны понимать, что обратились в орган публичной власти, действующий открыто и гласно, и что судебное решение, которое вынесено судьей будет открытым, даже в том случае если дело рассматривается в закрытом заседании.

Понятие гласности судебного разбирательства в российском законодательстве не дифференцировано. Ст.123 Конституции РФ[32] устанавливает только общее правило: судебное разбирательство во всех судах является открытым, в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается проведение закрытых судебных разбирательств.

Доступность правосудия и уровень его прозрачности существенно может быть различной в зависимости от формы судопроизводства: в конституционном судопроизводстве она должна быть максимальной, а в уголовном судопроизводстве может быть ограничена, так как в его процессе затрагиваются проблемы, которые связаны с личной жизнью сторон, и проблемы, затрагивающие интересы и права несовершеннолетних, арбитражное судопроизводство содержит существенные ограничения, которые в первую очередь связаны неразглашением коммерческой, банковской и аналогичных видов тайны.

Серьезной проблемой в российском правосудии является процедура уведомления сторон. При подаче в суд на физическое или юридическое лицо, необходимо им сообщить о времени и месте судебного заседании, при этом иметь доказательство того, что сообщение было доставлено и получено. В противном случае ответчик может проигнорировать заседание и в дальнейшем обжаловать решении, на основании того что не получил необходимую информацию.


Такие уведомления доставляются при помощи почты, которая работает недостаточно эффективно и в связи с этим возникает вопрос: как сообщить человеку, что его ожидают в суде, и при этом иметь доказательства того, что он эту информацию получил. В других странах доставка уведомлений осуществляется эффективно, Например, В Германии существует специальная служба, которая доставляет повестку, вручает, при этом еще фотографирует весь процесс, для того чтобы никто не смог отрицать факт получения извещения.

Так же одной из главных проблем судебной власти является проблема кадрового состава аппаратов судов. На данный момент штатная численность судей федеральных судов не соответствует необходимому количеству. За последние несколько лет изучение кадровой динамики показало, что наметилась тенденция усиления процесса текучести кадров, отток судей и квалифицированных специалистов. Данная направленность напрямую связана с высокой нагрузкой у судей, низким материальным обеспечением судей и работников аппаратов судов. В связи с этим судебный департамент разрабатывает законопроект, который будет называться «О нормах нагрузки на судей». В рамках концепции данного законопроекта предложены научно аргументированные нормы, которые должны помочь решить многие вопросы, в том числе и большой загруженности судей.

Таким образом, в настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и другие.

2.2. Основные пути решения и направления совершенствования деятельности судебной власти

Судебная власть, являясь механизмом государственной защиты, большое значение в любом правовом государстве. Благодаря своей роли в качестве общественного арбитра, судебная власть осуществляет защиту одновременно всех сфер деятельности общества, которые регулируются правом. Система органов судебных власти обеспечивает прочность основ конституционного строя, правопорядок, целостность экономического пространства, защищает имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также обеспечивает свободу экономической деятельности.


На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. В связи с этим необходимы серьезная государственная поддержка и применение программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Правительство Российской Федерации, реализуя тезисы президентского послания, разработало Концепцию, суть которой заключается в модернизации судебной системы в течение 2013-2020 годов, в рамках становления правового государства и его неотъемлемых атрибутов: устойчивой демократии и развитого гражданского общества. Концепция целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»[33] была утверждена 20 сентября 2012 год и основывается на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»[34]. Реализация мероприятий данной программы дает возможность гражданам доступ к справедливому правосудию, обеспечивает качественную и эффективную деятельность судов.

Важным моментом по обеспечению доступа к правосудию являются

формирование необходимых условий с целью реализации правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, которые соответствуют современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:

- гражданам участвовать в проведении открытых и закрытых судебных заседаний;

- участвовать в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других субъектов судебного процесса;

- воспроизведение фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в ходе судебного заседания;

- хранение и осмотра вещественных доказательств;

- архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;

- получения и обмена информацией с применением современных электронных средств связи общего пользования.

Построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения будет возможным благодаря внедрению современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов


Основными направлениями дальнейшего развития судебной системы являются обеспечение доступа граждан к правосудию и его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.

В рамках реализации мероприятий программы по информатизации

судебной системы должны быть гарантированы:

-открытость и доступность для граждан информации о деятельности судов Российской Федерации;

-предоставление возможности гражданам использовать информационные технологии как при получении информации о деятельности судов Российской Федерации, так и на каждом этапе судебного процесса, начиная от даты обращения в суд до даты окончания судебного процесса;

-уменьшение судейской нагрузки и работников аппаратов судов посредством оптимизации работы судебного делопроизводства и деятельности судов Российской Федерации по отправлению правосудия.

В частности, в целях развития информационно-коммуникационных технологий в рамках программы предполагается осуществление следующих мероприятий:

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства для всех органов судебной власти, а также обеспечение высокого уровня ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития и внедрения программно-технических решений государственной автоматизированной системы «Правосудие»;

- формирование комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также осуществление работ по переводу судебных архивов в электронный вид;

- создание условий для электронного судопроизводства, который в дальнейшем существенно облегчит процесс подачи в суд исковых заявлений, жалоб, получения копий документов и ознакомления с материалами дела;

- оснащение судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;

- снабжение всех судов комплектами оборудования, необходимые для проведения допросов потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения;

- повышение качества работы судов, открытости, доступности и прозрачности деятельности органов судебной власти на основе информационно-коммуникационных технологий при помощи систем видео- и аудиопротоколирования процесса судебного заседания;