Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Основы судебной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы судебной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Структура и полномочия судебной власти
1.3. Принципы организации работы судов в России
1.4. Место и роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации
2. Проблемы в деятельности судебной власти Российской Федерации. Перспективы и пути решения
2.1. Главные проблемы в системе судебной власти
2.2. Основные пути решения и направления совершенствования деятельности судебной власти
Введение
В любом правовом демократическом государстве в качестве гарантии от возможного присвоения власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или отдельным лицом выступает разделение властей. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которых имеет свое назначение, задачи и полномочия, необходимые для решения этих задач.
Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях, так, можно говорить, что судебная власть – это система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. В частности энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
В.И. Швецов считает, что термин власть следует рассматривать не только как орган или систему органов, ее осуществляющих, но как право, которое основано на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и выполнение непосредственно само этих действий.
Судебная власть является видом правительственной власти, которая обладает самостоятельностью и осуществляет свою деятельность независимо от законодательной и исполнительной властей посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и подчиняется только Конституции РФ[1]. Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка функционирования судебной власти путем установления процессуальной процедуры, которая гарантирует защиту права и свободы личности, законное и справедливое решений суда.
В Конституции РФ[2] содержится отдельная глава «Судебная власть», которая раскрывает полномочия различных судов, основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.
Неотъемлемым свойством судебной власти является то, что ее деятельность осуществляется только специально учреждаемым государственными органами – судами, отличающиеся во многом от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции. Отличие выражается в специфике их полномочий, в построении судов, в порядке формирования судейского корпуса. Основным назначением судов является осуществление правосудия в строгом соответствии с основными процессуальными требованиями.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью судебной власти в настоящее время в развитии государственности Российской Федерации.
Вместе с законодательной и исполнительной властью, судебная власть является важным гарантом признаком правового государства в современном обществе. Без построения сильной и независимой судебной власти, функционирующей на основе общепризнанных демократических принципов правосудия невозможно создание правового государства в Российской Федерации.
Именно поэтому современная судебная система очень сложна, многогранна и нуждается в тщательном изучении.
Объектом исследования выступает судебная власть Российской Федерации, которая в совокупности образуют судебную систему, а также принципы её построения, организации и деятельности.
Предметом исследования является система судебной власти в современной России, которая обладает особым статусом, а также способы их формирования, что позволяет их обособить, и, на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей организации и функционирования системы судебной власти в современной России.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные признаки судебной власти;
- рассмотреть структуру и полномочия судебной власти;
- охарактеризовать судебную власть как особую разновидность исполнительной власти;
- рассмотреть принципы организации работы судов в Российской Федерации
- определить место и роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации;
- определить основные проблемы в деятельности судебной власти Российской Федерации и выявить пути решения.
При изучении поставленной цели были использованы следующие мето-ды: метод научного синтеза и обобщения; метод научного анализа.
Теоретической и источниковой базой исследования являются нормативные правовые акты, научные издания, учебная литература: учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству.
Курсовая работа включает: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Основы судебной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие и основные признаки судебной власти
Судебная власть является самостоятельным и независимым органом государственной власти, выражающий государственную волю, и осуществляет свою деятельность независимо от чьей-либо воли и подчиняется только Конституции РФ и Федеральному Конституционному Закону от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».[3] Судебной власти посвящена гл. 7 Конституции РФ.[4]
В связи с тем, что судебная власть является важной составной ветвей государственной власти, к ней нельзя предъявлять требования по выполнению функций, которые несовместимы с ее независимым статусом.
В соответствии с Федеральным Конституционным Закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[5], который основывается положениям Конституции Российской Федерации[6], судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законодательном порядке к осуществлению правосудия присяжных народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Все виды судопроизводства, за исключением конституционного, допускают процесс рассмотрения дел единолично судьей.
Судебная власть основывается на праве и осуществляет свою деятельность путем его применения для разрешения конкретных ситуаций и споров, которые возникают в обществе и требуют вмешательства суда.
Судебная власть реализуется и функционирует в рамках государственной службы. Следовательно, судебная власть основывается на принципах, которые закреплены в ст. 5[7] Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 27.07.2004 № 79-ФЗ принципов государственной службы. К ним относятся:
1) верховенство Конституции РФ[8] и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности органов судебной власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единство системы судебной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) отбор кандидатов на должности судей в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой на основании конкурса;
5) единство основных требований, которые предъявляются к органам судебной власти и судьям;
6) профессионализм и компетентность судей;
7) ответственность, которая возлагается на судей за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
Как один из органов государственной власти суд формируется в установленном государством порядке и имеет собственную структуру. В кадровый состав суда входят люди, которые состоят на государственной службе и осуществляют свои полномочия на профессиональной основе
Судебная власть обладает рядом признаков:
Первым признаком является исключительность судебной власти. Полномочия, которыми наделена судебная власть, предоставляются только ей, никакие другие органы ни при каких обстоятельствах не могут дублировать судебную власть. Ее реализация осуществляется только судами в лице профессиональных судей, а также присяжных и арбитражных заседателей которые привлекаются в соответствующие суды для осуществления правосудия. Суды учреждаются только в соответствии с Конституцией РФ[9] и Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации[10]».
К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль над законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; контроль над законностью и обоснованностью арестов и задержаний, которые были произведены органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и другие.
Второй признак - независимость, самостоятельность, обособленность. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной власти и самостоятельно принимает решения, которые не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Каждый суд и судья не подчиняются воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении дел и принятию по ним решений и в случае такого воздействия обязаны противостоять.
Из независимости и самостоятельности судебной власти вытекает ее обособленность, которая означает, что суды образуют систему государственных органов, которая не входит в какую-либо другую государственную структуру, не подчиняется при выполнении своих функций кому-либо.
Третьим признаком является определенный процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия и функции суд осуществляет в порядке, определенный законом. Порядок судопроизводства осуществляется в соответствии с целым рядом процессуальных кодексов.
Четвертый признак судебной власти - подзаконность. Компетентность судов определяется действующим законодательством, и прежде всего Конституцией РФ[11]. Законодательная и исполнительная власть не вмешиваются в деятельность судов.
Пятый признак - обязательность судебных решений. Все законные и обоснованные требования и распоряжения суда обязательны для исполнения всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Все вступившие в силу решения принятые судами носят законный и обязательный характер и действуют на всей территории Российской Федерации.
Еще одним признаком судебной власти является ее назначение. Судебная власть обеспечивает правовой порядок, поддерживает законность и привлечение нарушителей к ответственности.
Кроме того, особенность судебной власти заключена в особой процессуальной форме осуществления своих полномочий. Она осуществляет наиболее сложную форму юридической деятельности, которая достаточно детально регламентирована законом, и любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения какому-либо спору, возникшему в обществе.
За деятельностью судебной власти осуществляется неординарная правовая система контроля над законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия. Такая система контроля в основном является внутренней и проводится при помощи судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящим судом.
Также судебная ветвь власти как независимая отличается от других ветвей единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей и всего аппарата суда, созданием специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов членов судейского корпуса.
Высшим органом судейского сообщества в Российской Федерации является Всероссийский съезд судей, формирующий Совет судей Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[12].
Таким образом, судебная власть представляет себя самостоятельную ветвь государственной власти, осуществляющая свою деятельность на профессиональной основе, специально создаваемыми органами государства - судами - путем рассмотрения по особым процедурным правилам конституционных, гражданских, арбитражных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях с вынесением от имени государства решения, исполнение которых носит общеобязательный характер и обеспечивается силой государственного принуждения.