Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Основы судебной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, судебная власть предполагает собою совокупность полномочий по осуществлению правосудия: основные; осуществление правосудия; конституционный контроль; вспомогательные; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

1.3. Принципы организации работы судов в России

Принципы организации деятельности судебной власти определяются универсальными международными документами, Конституцией РФ[19] и отраслевым процессуальным законодательством. Эти принципы можно подразделить на общие и специальные принципы организации деятельности судебной власти

К общим принципам относятся:

Принцип конституционности и законности. При организации судебной власти в строгом соответствии соблюдаются положения Конституции РФ[20] и принимаемые в соответствии с ней законы и иные правовые акты. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ[21].

Принцип самостоятельности и независимости. Судебная власть осуществляет свою деятельность самостоятельно и отдельно от других органов власти и обладает внутренней и внешней независимостью, что гарантируется наличием конкретных функций и полномочий и возможностей, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи, наличием необходимых ресурсов для организации и деятельности судебной власти.

Принцип государственного финансирования. Согласно ст. 124 Конституции РФ [22] финансирование судов исполняется только лишь из федерального бюджета и должно гарантировать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Финансовые основы обеспечения и деятельности российских судов регламентируется Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации». В этих целях для судов общей юрисдикции создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ.


Принцип федерализма. Данный принцип связан с особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в принятие участие ее составных частей в решении вопросов организации и деятельности судебной власти. Кроме того, данный принцип связан с подразделением судебной власти на два уровня: федеральная судебная власть и судебная власть субъектов Российской Федерации. Согласно п. «л» и «н» ст. 72 Конституции РФ[23] к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы, касающиеся формирования кадров судебных органов и установление общих принципов организации деятельности всей системы органов судебной власти.

Принцип единства. Под данным принципом подразумевается функционирование в Российской Федерации единой судебной системы, которая представлена специальными органами, которые осуществляют свою деятельность на основе соблюдений единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ[24], федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения законный решений, принятых судами на всей территории Российской Федерации; законодательном закреплении единства статуса судей;

К специальным принципам относятся:

– принципы судоустройства;

– принципы статуса судьи;

– принципы судопроизводства.

Принципы, являющиеся базой осуществления судопроизводства, отображают всю суть процесса по разрешению юридических дел. К таким принципам относятся: процесс осуществления правосудия только судом и надлежащее им разрешение дела; обеспечение конституционного права на судебную защиту; самостоятельность и независимость суда как органа правосудия; открытость деятельности всей судебной системы; гласность судебной деятельности; свободный выбор языка общения в судопроизводстве; состязательность и равноправие сторон; объективность и беспристрастность суда; непрерывность производства; участие граждан в судопроизводстве; процессуальная экономия; безусловное исполнение судебных решений; обязательное исправление судебных ошибок.

К принципам судоустройства относятся: самостоятельность и независимость системы судебных органов, и осуществление правосудия только судом, универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности в осуществлении правосудия.


Судебная система строится на основании принципа единства. Для реализации и соблюдения данного принципа государство устанавливает правовые гарантии. Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, стандартизации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы

Также Конституция РФ[25] закрепляет принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прерваны либо временно остановлены только в случаях, которые законодательно установлены.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ[26] разбирательство дел во всех судах является открытым. Закрытые слушания могут допускаться в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Кроме того допускается проведение заочного разбирательства уголовных дел в судах в случаях, установленных федеральным законом.

В соответствии с положениями Конституции РФ[27] большое значение имеет организационное обеспечение деятельности судов.

Организационное обеспечение деятельности судов представляет собой осуществление мероприятий направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, а так же условий, которые необходимы для кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судебной деятельности.

Организационное обеспечение судебной деятельности включает четыре элемента:

1) мероприятия, связанные с кадровым обеспечением: отбор, подготовка и переподготовка судей и всего аппарата судов, а также мероприятия по обеспечению деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

2) мероприятия, связанные с финансовым обеспечением. Эти мероприятия касаются обеспечения судей и работников аппаратов судов соответствующим денежным содержанием, обеспечения судов соответствующим финансированием текущего характера, обеспечения судов соответствующим финансированием на капитальное строительство и другие.

3) мероприятия материально-технического обеспечения: фактическое обеспечение судов и Судебного департамента при Верховном Суде РФ оргтехникой, расходуемыми канцелярскими и иными материалами, а также теплом, светом, водой и другие.

4) проведение других мероприятий, которые связаны с созданием условий необходимых для полного и независимого осуществления правосудия.


К основным задачам организационного обеспечения организации деятельности судебной власти относятся:

- подготовка и внесение предложений, касающихся вопрос увеличения или сокращения штатной численности судей;

- подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

- организация регулярного повышения квалификации судей и всего аппарата суда;

- разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;

- организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

- оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

- исследование работы судов отдельных регионов и в целом по стране, ее определенных направлений, разработка и внесение предложений по ее дальнейшему развитию и совершенствованию;

- изучение зарубежного опыта и разрабатывание предложений по его рациональному использованию в отечественной судебной практике;

- материально-техническое обеспечение судов и создание соответствующих условий для их деятельности.

1.4. Место и роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации

Судебные органы судебной власти стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч.1 ст.11 Конституции[28]).

Разделение властей выступает принципом организации государственной власти в правовом демократическом государстве, а так же одной из основ конституционного строя. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что Конституция РФ[29] закрепляет три важнейшие функции государственной власти. Государство обязано признавать, соблюдать, защищать права и свободы человека и гражданина. Функция защиты прав и свобод является прерогативой судебной власти.

Судебная власть в системе органов государственной власти занимает особое место, в связи с тем, что только она осуществляет принцип справедливости, отправляет правосудие, а также выступает как субъект правотворчества, так как многие законы обретают жизнь благодаря суду. Специфической ролью судебной власти является удержание законодательной и исполнительной властей в пределах конституционной законности путем осуществления судебного контроля над этими ветвями власти. При этом следует отметить, что судебной власти может быть только относительной, поскольку она не функционирует отдельно от других ветвей власти: суды разрешает споры, на основании решений законодательной власти, а реализация судебных решений требует в значительном числе случаев определенных действий органов исполнительной власти. Функциями судебной власти являются основные направления деятельности, определяющие ее социальное назначение в виде особого самостоятельного государственно-правового механизма воздействия на общественные отношения.


Вместе с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть включена в систему народовластия. Она гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом, которые закреплены конституционно. Судебную власть можно рассматривать как особый источник реализации воли народа, благодаря, демократическим основам ее организации и функционирования.

В то же время законодательная и исполнительная ветвь власти оказывают значительное влияние на деятельность судебной власти. Законодательная власть, принимая законы, определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими дел и т.д. Подготовка, переподготовка кадров, материально-техническое обеспечение деятельности судов осуществляется исполнительной власть. В то же время, если законы, указы Президента РФ и постановлений Правительства РФ признаны неконституционными, судебная власть имеет право на их фактическую отмену.

Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти. В свою очередь судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, вмешиваться в пределы компетенции исполнительной власти. Вместе с тем судопроизводство оказывает существенное влияние на направление деятельности законодательной власти, помогает исправлять ошибки органов исполнительной власти.

В Конституции РФ[30] закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ни один суд, который входит в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, за исключением федерального конституционного закона. Так субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, в связи с тем, что это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ[31]), иначе говоря, посредством рассмотрения и разрешения конституционных, гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

Судебная ветвь власти является политическим и правовым феноменом, отражающей адекватное стремление к формированию правового государства, основанного на принципе разделения властей. Обособление судебной власти от других органов государственной власти свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, в котором закреплены идеи свободы и справедливости.