Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Основы судебной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы судебной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Структура и полномочия судебной власти
1.3. Принципы организации работы судов в России
1.4. Место и роль судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации
2. Проблемы в деятельности судебной власти Российской Федерации. Перспективы и пути решения
2.1. Главные проблемы в системе судебной власти
2.2. Основные пути решения и направления совершенствования деятельности судебной власти
1.2 Структура и полномочия судебной власти
Судебные органы власти как государственные органы являются материальной основой судебной власти. Правовое регулирование их деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией РФ[13] и Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[14]. Так же в этих правовых акта определены назначение судов, их компетенции и основные функции, порядок образования и формирования судейского состава, структура организационного руководства и материально-технического обеспечения.
Осуществление правосудия является одним из основных назначением органов судебной власти. Под правосудием понимается особый вид государственной деятельности, которая осуществляется исключительно органами судебной власти посредством рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. С помощью правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Одной из главных задач правосудия выступает защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления.
Структура судебной системы определяется в соответствии с Федеральным Конституционным Законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»[15]. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи субъектов РФ, которые и составляют судебную систему РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Российской Федерации является единственным судебным органом конституционного контроля, который наделенн следующими полномочиями:
- разрешение дел, касаемые соответствия Конституции РФ[16] федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставов, а также законов и иным нормативным актам субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, которые относятся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
- разъяснение Конституции РФ[17];
- осуществление и других полномочий.
В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.
Правом по осуществлению правосудия по уголовным дел предоставлено только судам общей юрисдикции. Кроме того, они обладают полномочиями на правосудие по подсудным им гражданским делам, рассматривают вопросы, которые связаны с исполнением приговора; вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, а также осуществляют иные виды деятельности.
Целями судов общей юрисдикции являются:
а) справедливое наказание для каждого совершившего преступление;
б) привлечение к уголовной ответственности и осуждение только лиц, являющихся виновными;
в) защита нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, которые являются субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений;
г) укрепление законности и правопорядка,
д) предупреждение преступлений и правонарушений;
е) осуществление правового и нравственного воспитания граждан;
ж) формирование уважительного отношения к праву и суду со стороны общества.
К основным задачам судов общей юрисдикции относятся правильное применение закон и своевременное рассмотрение, и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.
Высшим судебным органом общей юрисдикции по гражданским, уголовным и административным делам является Верховный Суд РФ, основной функцией которого является контроль над деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, в том числе военные и специализированные федеральные суды. К полномочиям Верховного Суда РФ относится рассмотрение дел по первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа имеет право в рамках своих компетенций рассматривать дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Данные суды являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, которые действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Районный суд в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение уголовных дел в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по обстоятельствам, которые вновь открылись. При этом он является непосредственно вышестоящим органом по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, а в уголовном процессе и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, проверять законность и обоснованность решений мировых судей.
Кроме того, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, вопросы, которые связаны с исполнением приговора и применением к лицу принудительных мер медицинского характера.
Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба в соответствии с федеральным законом и создаются по месту расположения соответствующего войска. Военные суды рассматривают дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
9 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ[18]). Согласно поправкам в 2019 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, которые являются межрегионального. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ должны начать функционировать не позднее 1 октября 2019 года. Апелляционных судов будет 5, а кассационных судов общей юрисдикции будет 9. На рисунке 1 представлена структура судебной власти.
Рис. 1 Структура судебной власти
Арбитражные суды в соответствии со своим компетенциями осуществляют правосудие:
- по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
- по делам, которые возникают из административных или личных отношений, об оспаривании нормативных и ненормативных актов, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о взыскании по обязательствам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- по делам о банкротстве, по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных вопросов, отнесенных к компетенции арбитражных судов Российской Федерации.
Система арбитражных судов включает в себя: арбитражные суды округов или арбитражные кассационные суды; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по рассмотрению и разрешению экономических споров. Он осуществляет контроль над деятельностью арбитражных судов, изучает и обобщает практику применения ими законов и иных нормативных актов и разрабатывает предложения по их совершенствованию, дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в судах.
К полномочиям относятся: рассмотрение дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; разъяснения по вопросам судебной практики; осуществление иных видов деятельности.
Арбитражные суды округов являются судами, которые осуществляют проверки в кассационной инстанции законности судебных актов, которые вступили в законную силу арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в отдельных случаях - судебных актов, которые приняты судами кассационной инстанции. Кроме того, данные суды являются судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемыми арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, которые были выданы арбитражными судами. На территории Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов, которые являются судами кассационной инстанции.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В Российской Федерации действуют 21 суд апелляционной инстанции, которые находятся на территориях существующих 10 федеральных арбитражных округов - по два суда апелляционной инстанции на один федеральный арбитражный округ.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации являются судами первой инстанции. Федеральный конституционный закон устанавливает, что в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территории Российской Федерации действует 85 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, в том числе, четыре арбитражных суда в автономных округах. Местом постоянного пребывания данных судов является административный центр соответствующего субъекта.
Согласно закону об арбитражных судах, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации может осуществлять правосудие один арбитражный суд и, наоборот, на территории одного субъекта могут осуществлять судебную власть несколько арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и являющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации. Он осуществляет рассмотрение вопросов, которые касаются соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того, он правомочен производить толкование самой конституции (устава) субъекта Российской Федерации.