Файл: Организация кассовой работы в банке (Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы рассчетно-кассового обслуживания
1.1. Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций
1.2. Роль банков при организации расчетно-кассового обслуживания
Глава 2. Рассчетно-кассовое обслуживание в банке на примере ПАО "Сбербанк России"
2.1. Краткая характеристика банка ПАО "Сбербанк России"
2.3. Организация банком рассчетно-кассового обслуживания
Глава 3. Предложения по совершенствованию рассчетно-кассового обслуживания в ПАО "Сбербанк России"
1) Следили за качеством работы рядовых сотрудников.
2) Наставляли рядовых сотрудников.
3) Следили за всеми случаями возникновения операционного риска и предотвращали их.
4) Имели большой опыт, связанный с возникновением рисков при ведении рассчетно-кассовых операций.
При такой работе клиенты были довольны качеством операций и скоростью обслуживания, а административный персонал мог правильно организовать работу ВСП и следить за операционными рисками.
В течении 2016 года и начале 2017 года в политику компании входило сокращение рабочего штата, и, как следствие, количество сотрудников массовых должностей, работающих в "боевых" условиях непосредственно с клиентами в ВСП, было сокращено. В 2017 году при введении нового стандарта "ВСП 3.0" руководитель ВСП, главный и самый опытный сотрудник, перестал отвечать, в полной мере, за организацию рассчетно-кассового обслуживания в своем ВСП, а так же за очереди в ВСП.
Мотивация руководителя стала состоять только из количества проданных банковских продуктов в его ВСП. Мотивация старших менеджеров (администраторов смены, старших кассиров, зам. рук. ВСП) стала зависеть от очереди в ВСП и от обслуженных клиентов, и они стали выполнять, помимо своих контрольных и организационных операций, еще и массовые операции простых операционистов по рассчетно-кассовому обслуживанию (прием платежей, операции по вкладам и так далее).
Это явилось следствием сокращения рабочего штата в ВСП, а именно - сокращения большого числа сотрудников "первой линии" ВСП. В следствии увеличения обязанностей административных сотрудников и концентрации их работы в сфере прямого рассчетно-кассового обслуживания для сокращения очередей в ВСП, эффективность их работы в наставничестве, контроле и организации работы в ВСП упала. Многие сотрудники просто перестали успевать делать свою основную работу, следствием чего стали почти ежедневные переработки и ненормированный рабочий график.
Следствием потери эффективности административного персонала, контролирующего ведение рассчетно-кассовых операций в ВСП, по моему мнению, стало увеличение случаев возникновения операционного риска и потерь от него, снижение компетентности персонала по сравнению с предыдущими периодами, текучесть административного персонала.
Для совершенствования существующей системы рассчетно-кассового обслуживания в ВСП Сбербанка предлагается следующее:
-
- Увеличить число операционистов, занимающихся напрямую только рассчетно-кассовым обслуживанием клиентов.
- Отвлечь старший персонал ВСП (администраторов, старших кассиров, ЗРВСП) от прямого ведения массовых рассчетно-кассовых операций на "второй линии" ВСП.
- Изменить мотивацию старшего персонала и направить ее на минимизацию рисков, наставничество, организацию работы в ВСП и поддержание наилучших отношений с клиентами.
- Увеличить затраты на подготовку профессиональных кадров.
Следствием всех перечисленных изменений, станет:
- Эффективная работа "первой линии" ВСП. Следствия:
1) нет очередей;
2) довольные клиенты.
- Увеличение эффективности работы старшего персонала ВСП, направленное на наставничество персонала, минимизацию операционных рисков, и организацию внутренней работы в ВСП.
- Увеличение профессиональной компетентности сотрудников ВСП.
- Уменьшение текучести уже профессиональных и подготовленных кадров.
- Уменьшение возникновения рисковых событий в ВСП, в том числе самого массового риска в операционно-кассовом обслуживании - операционного.
Сокращение самых массовых кадровых позиций по ведению прямого рассчетно-кассового обслуживания в ВСП и увеличение нагрузки на оставшихся работников, по моему мнению, не самое разумное решение для самого крупного банка розничной сферы в России и странах СНГ.
Второе предложение по улучшению системы рассчетно-кассового обслуживания в Сбербанке затрагивает банковские базы данных счетов физических лиц по всей стране.
На сегодняшний день у Сбербанка существует множество территориальных банков по всей стране. В каждом территориальном банке Сбербанка ведется отдельная база данных по открытым счетам физических лиц и взаимодействие между территориальными банками по счетам одного и того же клиента ограничено. Например, что бы снять денежные средства в Москве со счета, открытого в Санкт-Петербурге, в офисе Сбербанка необходимо написать запрос на перечисление денежных средств, который, по регламенту, обрабатывается до трех рабочих дней.
В настоящий момент Сбербанк уже создал специальные каналы для проведения данных операций - "зеленая улица". Однако, в программу зеленая улица, которая позволяет снимать и класть денежные средства на счета, открытые в другом территориальном банке Сбербанка, включены всего несколько территориальных банков России.
Предлагается добавить все территориальные банки Сбербанка России в программу "зеленая улица".
Данное решение позволит:
- Повысить производительность в ВСП по операциям, связанным с операциями по счетам других ТБ.
- Повысить лояльность клиентов (операция будет происходить за 3 мин., а не за 3 дня).
- Комиссии за перевод одного физического лица на счет другого физического лица на его счет в другом ТБ останется. Таким образом, при применении программы "зеленая улица" Сбербанк не будет терять комиссионный доход.
- Сократить количество ненужных нерабочих расчетных счетов в базе данных ТБ (в основном, люди, желающие сделать запрос на перевод денежных средств из другого ТБ, не имеют счета в ТБ в котором находятся и открывают его на несколько операций, н6е закрывая его в будущем и забывая про него).
Даже при создании удаленных каналов обслуживания (терминалов, банкоматов, СМС обслуживания, личный кабинет в сети интернет), необходимость в прямом рассчетно-кассовом обслуживании клиентов в сети ВСП Сбербанка еще не упала до нужного уровня. Поэтому Сбербанку следует заняться увеличением кадрового состава и их профессиональной подготовки. Так же Сбербанку следует развивать систему рассчетно-кассового обслуживания, а именно - программу "зеленая улица".
Только тогда, когда население нашей страны станет более продвинутым в сфере удаленных банковских каналов обслуживания, а в ВСП Сбербанка клиентопоток к сотрудникам - операционистам упадет до минимума, можно будет сокращать штат в ВСП и затраты на его обучение.
Заключение
Система расчетно-кассового обслуживания в банке является наиважнейшей системой, без которой банк не сможет функционировать. Совершенствование данной системы ведется изо дня в день для того, что бы сделать ее эффективней и безопасней, исключая всевозможные рисковые ситуации.
На современном этапе российские банки организуют свою рассчетно-кассовую работу полагаясь на нормативно-правовые документы РФ и Центрального Банка РФ. Так же и Сбербанк России ведет свою операционно-кассовую деятельность строго соблюдая все законы РФ, а так же нормативы, указания и лимиты Центрального Банка РФ. Но без новшеств и улучшений в системе рассчетно-кассового обслуживания у флагмана банковского сектора России, конечно же, не обходится. Сбербанк России, являясь самым крупным банком страны, постоянно совершенствует свою систему рассчетно-кассового обслуживания, создавая новые внутренние стандарты, упрощая ведение операций путем их стандартизирования, делая документооборот безбумажным, а также создавая специальные подразделения, улучшающие операционно-кассовую деятельность банка.
В данной работе я рассмотрел основные принципы ведения рассчетно-кассовых операций в коммерческом банке, а так же законодательное регулирование рассчетно-кассовых операций.
Во второй главе мною был рассмотрен Сбербанк России и его система рассчетно-кассового обслуживания.
В своем предложении по улучшению системы рассчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России я рассказал о пересмотре существующей кадровой системы в ВСП и увеличении затрат на обучение сотрудников, а так же о возможностях по улучшению текущей системы расчетов между разными территориальными банками. Данные нововведения позволят увеличить профессиональную компетентность сотрудников, значительно уменьшить возникновение рисковых ситуаций по всем ВСП банка, а также избежать большой текучести профессиональных кадров. Кроме того, расширение программы "зеленая улица" позволит повысить лояльность клиентов и сократить издержки по операциям, связанным со счетами, открытыми в других ТБ.
Задачи, поставленные в начале работы были полностью выполнены.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016);
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2016.;
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм.и доп., вступ. в силу с 29.03.2016);
- Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015);
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности";
- Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813);
- Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404);
- "Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) (ред. от 16.02.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 N 11751);
- "Положение о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 06.11.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667);
- Банковское дело: учебник для вузов по экон. специальности /Под ред. О.И. Лаврушина. – 12-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016;
- Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник для бакалавров/ Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. (ред.) - 3-е изд., М.: Юрайт 2014 г.;
В.В. Рудько - Силиванов, Н.В. Кучина, М.А. Жевлакова // Организация деятельности Центрального Банка : учебное пособие / Издательство Конкурс, Москва 2014 г;
- Никифорова О.В. Бухгалтерский учет кассовых операций // Науч. ст., журн. Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. №9;
- Дьяченко Е. М., Босых А.И.: Правовое регулирование банковского вклада в России и в странах ЕС, Журнал Теория и практика общественного развития, Выпуск № 18 / 2014;
- Однокоз В.Г. Анализ управления краткосрочными и долгосрочными ресурсами в банковских системах за рубежом и в РФ, Журнал Новый университет, Серия «Экономика и право», Выпуск № 2 (48) / 2015 г;
- ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sberbank.ru/;
-
Банковское дело: учебник для вузов по экон. специальности /Под ред. О.И. Лаврушина. – 12-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 800 с. (стр. 324). ↑
-
Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник для бакалавров/ Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. (ред.) - 3-е изд., М.: Юрайт 2014 г. (стр. 123). ↑
-
Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У: О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)(Статья 854). ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) (Статья 395). ↑
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 05.04.2016) "О банках и банковской деятельности" (ст.31). ↑
-
Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813). ↑
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016).
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (ст.855). ↑
-
Товмасян Р. Э. К вопросу о безналичных расчетах: финансово-правовой аспект //Науч. ст., Журн. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, 2011 год. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)(Статья 862). ↑
-
Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 06.11.2015). ↑
-
Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 06.11.2015). ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (Статья 877). ↑
-
Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016). ↑
-
В.В. Рудько - Силиванов, Н.В. Кучина, М.А. Жевлакова // Организация деятельности Центрального Банка : учебное пособие / Издательство Конкурс, Москва 2014 г. ↑
-
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015). ↑
-
Брошюра для сотрудников Центра сопровождения клиентских операций (Цско) «южный порт» : ЦСКО — сервис как приоритет, 2009 г. ↑
-
Сайт Центрального Банка Российской Федерации - www.cbr.ru. ↑