Файл: Организация кассовой работы в банке (Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура расчетного отдела ЦСКО следующая:

  • Отдел сопровождения операций юридических лиц.
  • Отдел сопровождения операций физических лиц.
  • Расчетный центр.

В отделе сопровождения операций юридических лиц занимаются:

  • Сопровождением счетов юридических лиц, а именно:

1) открытием счетов;

2) ведением счетов;

3) закрытием счетов.

  • Сопровождением комиссионных услуг и договоров с юридическими лицами, а именно:

1) вводом договоров в систему;

2) сопровождением договоров;

3) контролем за взиманием комиссионного вознаграждения.

  • Сопровождением транзакций юридических лиц, а именно:

1) зачислением / списанием денежных средств со счетов

2) централизованным ведением РКО;

3) сопровождением покупки/продажи иностранной валюты.

  • Ведением валютного контроля (подготовка паспортов сделок и других документов, отчетности, прием и подготовка информации, ответы на запросы).
  • Сопровождением документарных операций (начисление, обеспечение выплаты, ведение счетов, перевод и истребование средств).
  • Сопровождением операций с ценными бумагами (векселя, депозитные сертификаты).

В отделе сопровождения операций физических лиц занимаются:

  • Сопровождением счетов физических лиц, а именно:

1) ведением базы данных по счетам физических лиц;

2) формированием справок 2-НДФЛ;

3) осуществлением функций налогового агента.

  • Сопровождением комиссионных услуг и договоров с физическими лицами, а именно:

1) контролем за взиманием комиссий;

2) осуществлением операций по начислению и причислению процентов.

  • Сопровождением транзакций физических лиц, а именно:

1) зачислением / списанием по разовым платежам;

2) зачислением по спискам;

3) социальными зачислениями;

4) сопровождением покупки / продажи иностранной валюты.

  • Обработкой операций по банковским картам, а именно:

1) подготовкой расчетной информации;

2) расчетами по МБК и картам ОРПС;

3) контролем проведения операций по банковским картам.

  • Проведением платежей населения в пользу организаций (коммунальные платежи и работа с возражениями).
  • Сопровождением операций социального характера, а именно:

1) сопровождением военных пенсий;

2) компенсациями и ГЖС.

В расчетном центре занимаются следующими операциями:

  • Расчетами с Банком России, филиалами и по счетам ностро в валюте РФ, а именно:

1) переводом платежей через корреспондентский счет в Банке России и кор. счета в других кредитных организациях;


2) переводом платежей через счета МФР, формированием и разбором выписок по счетам МФР.

  • Расчетами по счетам ностро и с филиалами в иностранной валюте, а именно:

1) проведением платежей через корреспондентские счета ностро;

2) проведением платежей через счета МФ.

  • Запросами и рекламациями по счетам в банке, а именно:

1) ведением расследований по платежам в валюте РФ и иностранной валюте по расчетам с филиалами, с банками корреспондентами, с банками респондентами, банками контрагентами;

2) ведением счетов невыясненных сумм.

  • Сопровождением и проведением расчетов по счетам лоро.
  • Сопровождением договоров с Банком России, ностро, лоро, МФР (заключение с кредитными организациями договоров о корреспондентских отношениях и дополнительных соглашений к ним).
  • Сопровождением программы "Инфобанк", а именно:

1) сопровождением программы;

2) проведением централизованных расчетов по блиц переводам и международным блиц переводам.

Так как сеть филиалов Сбербанка очень огромна и разнообразна, качественная и бесперебойная работа ЦСКО стоит на первом месте.

Очень важную роль в организации стабильной системы расчетно-кассового обслуживания играют контролирующие подразделения внутреннего аудита.

Они занимаются разработкой внутренних документов, необходимых для проведением ревизий, отчетностью, составлением различных планов и рекомендаций по улучшению рассчетно-кассового обслуживания, наказанием сотрудников, а так же проведением внезапных ревизий во внутренних структурных подразделениях Сбербанка России.

Годовые ревизии в отделениях Сбербанка проводятся на основании приказов специальными комиссиями, в которые входят сотрудники ВСП.

Важнейшее место в организации управления рассчетно-кассовыми операциями занимают менеджеры СОП. Данные сотрудники отвечают за эффективное ведение рассчетно-кассовых операций в вверенных им ВСП. Менеджер СОП занимается составлением отчетности для начальства по ведению рассчетно-кассовых операций, а так же личным контролем всех случаев операционного риска, проверками и обучением сотрудников ВСП. Данный сотрудник отвечает так же за наполнение ВСП кадрами, выполняющими рассчетно-кассовые операции структурных подразделений, обучение заместителей руководителей по контролю за сотрудниками, уменьшение очередей в ВСП. Сверх всего вышеперечисленного менеджер по СОПам непосредственно участвует в стандартизации операционных процедур и разработке инновационных решений.


Кассовые центры и подразделения инкассации играют важнейшую роль в осуществлении бесперебойной работы ВСП, а так же удовлетворенности клиентов банка. Они осуществляют доставку и вывоз денежной наличности из ВСП. А инкассаторские подразделения даже загрузку и выгрузку банкоматов / терминалов.

Для ВСП, кроме максимальных лимитов на рабочих местах каждого кассира, устанавливаются лимиты минимального и максимального общего количества денежных средств в рублях и иностранной валюте. Это необходимо для того, что бы, в первом случае, обеспечивать ВСП потребностью в денежных средствах для работы и выдачи клиентов, а во втором случае, не держать лишних денежных средств в ВСП и пустить их в другую работу.

Данные по рекомендованному подкреплению или сдаче денежной наличности отображаются у старшего кассира в ВСП в специальной программе. Основаны они на анализе исторических данных по сдаче/подкреплению денежными средствами данного ВСП.

Так же через кассовые центры проходят денежные средства, отправленные из ВСП на экспертизу и на инкассо, которые в свою очередь кассовые подразделения оформляют и отправляют по назначению. Так же кассовые подразделения занимаются хранением различных банковских ценностей.

Серьезным аспектом в организации управления рассчетно-кассовым обслуживанием в Сбербанке является то, что любой сотрудник может придумать и выдвинуть свою собственную идею по улучшению организации расчетно-кассового обслуживания на специально выделенный ресурс банка, и она будет обязательно рассмотрена. В случае если идея оказывается эффективной и инновационной, она будет обязательно реализована, а сотрудник, придумавший ее, будет премирован.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в Сбербанке существует множество подразделений, участвующих в ведении рассчетно-кассового обслуживания. Каждое из подразделений имеет свое собственное назначение, но именно в их взаимодействии и заключается организационная структура ведения рассчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России, управлением которой занимаются руководители данных подразделений и административные сотрудники.

Итак, Сбербанк России является на сегодняшний день лидером в России и странах СНГ среди банков и несет в своей структуре множество инновационных банковских решений, предназначенных для эффективного ведения и управления рассчетно-кассовыми операциями. Несмотря на обширность и размах своей структурной филиальной сети, Сбербанку удается осуществлять эффективное управление рассчетно-кассовыми операциями.


Глава 3. Предложения по совершенствованию рассчетно-кассового обслуживания в ПАО "Сбербанк России"

Активное ведение банком рассчетно-кассовых операций подразумевает возникновение банковских рисков. В своем предложении по улучшению системы рассчетно-кассового обслуживания мы рассмотрим влияние операционного риска на ведение рассчетно-кассового обслуживания, а так же предложения по его минимизации, которые не только позволят снизить банковские потери, связанные с операционными рисками, но и улучшить существующую систему обслуживания клиентов в ВСП Сбербанка России. А так же мною будет рассмотрено предложение по улучшению системы рассчетно-кассового обслуживания в рамках обслуживания счетов физических лиц.

По данным ЦБ РФ, величина операционного риска на 01.10.2016 г. составляет 163442 млн. рублей, что в свою очередь больше на 24.9% чем в предыдущем периоде (по состоянию на 01.01.2016 г величина операционного риска составила 130794 млн. рублей).[19] Данные цифры говорят нам об увеличении затрат на покрытие операционных рисков Сбербанком.

Для определения подверженности Сбербанка операционным риском и его потерь, обратимся к статьям баланса.

Раздел "штрафы, пени, неустойки" является прямым следованием реализации операционных рисков. В этом случае причинами нарушений могут выступать:1) сбои информационно-технологических систем банка (отсутствие соединений, повторные списания);2) ошибки сотрудников;3) слабая регламентация процессов текущей деятельности.

Величина расходов по данной статье баланса уменьшилась, по сравнению с предыдущим периодом, на 61 млн. рублей и по состоянию на 01.01.2016 составила 209 млн. рублей. Данный факт свидетельствует нам о том, что Сбербанк начал уделять большее внимание корректному ведению операций, по которым могут наступить рисковые события, влекущие за собой штрафы, пени и неустойки, однако данная величина колеблется. Если рассматривать данную статью на состояние 1 января 2014 года, то ее значение будет равно 167 млн. рублей, что является лучшим результатом, чем в 2016 году. Объяснить увеличение данной статьи можно уменьшением количества сотрудников и увеличением концентрации работы на одном сотруднике.


Платежи в "возмещение причиненных убытков" по состоянию на 01.01.2017 составили 370 млн. рублей, что в свою очередь больше на 229 млн. рублей чем в предыдущем периоде. Данный факт свидетельствует о негативных допущениях Сбербанка в ведении своей деятельности, а так же о возникновении операционного риска.

Исходя из данных ЦБ РФ, Сбербанком по состоянию на 01.01.2017 было списано 47 млн. рублей на покрытие требований и не взысканной дебиторской задолженности, что в свою очередь на 43 млн. рублей больше чем в предыдущем годовом периоде. Списание требований и дебиторской задолженности вызвано, по моему мнению, ненадлежащей организацией в банке процедур управления рисками и внутреннего контроля, а так же системы рассчетно-кассовых операций.

По состоянию на 01.01.2015 года данный показатель составлял 3 млн. рублей, так как, по моему мнению, сотрудников, отвечающих за ведение рассчетно-кассовых операций в ВСП было больше, соответственно и концентрация работы на одном сотруднике была меньше чем в 2016 году. Факт наличия большего числа персонала давал возможность каждому сотруднику сосредоточится на проведении определенных типов операций по предусмотренным регламентам, что уменьшало возникновение операционного риска.

Расходы на подготовку кадров снижались с каждым годом. По состоянию на 01.01.2015 года расходы по данной статье составляли 391 млн. рублей, а в 2017 году уменьшились на 175 млн. рублей и составили 216 млн. рублей. Это говорит нам о том, что Сбербанк тратит на подготовку кадров меньше средств, а это, в свою очередь, ведет к увеличению некомпетентных сотрудников, что влияет на шанс возникновения ошибок при работе и, в следствии, операционного риска.

Из всего, отмеченного выше, можно сделать вывод, что количество сотрудников и их подготовка напрямую влияет на доходы и расходы банка, а так же на возникновение рисковых ситуаций.

Как мы знаем, Сбербанк, на сегодняшний момент, имеет в своем распоряжении 11791 дополнительных офиса, которые предназначены для ведения рассчетно-кассовых операций со своими клиентами. Для того, что бы минимизировать возникновение операционного риска и потери от него, должна быть правильно организована система рассчетно-кассового обслуживания в ДО, персонал должен быть квалифицированным и его должно быть достаточно.

Несколько лет назад система организации рассчетно-кассового обслуживания в ВСП Сбербанка предполагала наличие большого количества рядовых сотрудников, которые были сосредоточены, главным образом, на совершении массовых рассчетно-кассовых операций, а младший и старший административный персонал занимались более сложными операциями по ВСП, организацией работы в ВСП, а так же были компетентны в следующих аспектах: