Файл: Организация кассовой работы в банке (Сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Рассчетно-кассовое обслуживание в банке на примере ПАО "Сбербанк России"

2.1. Краткая характеристика банка ПАО "Сбербанк России"

Полное наименование рассматриваемой кредитной организации - Публичное Акционерное Общество "Сбербанк России". Основан банк в 1841 году, а зарегистрирован Банком России 20.06.1991 года. Юридический адрес банка : 117997, г. Москва, ул. Вавилова д. 19. Банк располагает лицензией Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов от 11.08.2015 года, а так же генеральную лицензию на осуществление банковских операций от 11.08.2015.

Сбербанк является участником системы страхования вкладов, что позволяет быстро выплачивать денежные средства вкладчикам из независимого фонда в случае прекращения деятельности банка.

Сбербанк России имеет 93 филиала в Российской Федерации и 1 за рубежом, имеет 2 представительства за рубежом. Всего для работы данный банк использует 11791 дополнительных офиса.

Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования». Банк занимается Эмиссией и Эквайрингом карт таких платежных систем как: Америкэн Экспресс, Виза, ЕПСС УЭК, МастерКард, программа DUET.

Величина уставного капитала банка была установлена последний раз 24.04.2007 года и равна 67 760 844 000 руб. Капитал первого уровня по состоянию на 30.09.2015 равен 2150,8 млрд. руб., размер активов - 23618,8 млрд. руб. Общий капитал Сбербанка вырос на 4,3% в 3 квартале 2016 года относительно предыдущего квартала и составил 3,0 трлн. руб. в основном за счет заработанной за квартал прибыли.

Активы, взвешенные с учетом риска, банка увеличились на 8,3% в 3 квартале 2016 года относительно предыдущего квартала и составили 23,6 трлн. руб. Коэффициент достаточности общего капитала (по Базель I) снизился на 50 базисных пунктов в 3 квартале 2016 года в сравнении с предыдущим кварталом, составив 12,9%. Коэффициент достаточности основного капитала снизился на 50 базисных пунктов за тот же период, составив 9,1%.


Состав активов и пассивов банка на состояние 01 октября 2017 года, а так же удельный вес каждой строки в процентах и изменения за 12мес, указаны в приложении № 6 в тыс. рублей.

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим российским банком и среди них занимает 1 место по активам-нетто. На отчетную дату (01 октября 2016 г.) величина активов-нетто банка Сбербанк России составила 22829.23 млрд.руб. За год активы увеличились на 21,12%. Прирост активов-нетто отрицательно повлиял на показатель рентабельности активов ROI: за год рентабельность активов-нетто упала с 2.68% до 1.10%.

В 2016 году финансовые показатели сбербанка уменьшились и составили 236 млрд. рублей чистой прибылью, что на 22.72% меньше чем прибыль, заработанная в 2015 году (305 млрд. рублей). Уменьшению доходности способствовали большие траты на изменение резервов и операционные расходы.

Анализ финансовой деятельности и статистические данные за прошедший год кредитной организации Публичного акционерного общества «Сбербанк России» свидетельствует о наличии некоторых негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе. Надежности и текущему финансовому состоянию банка можно поставить оценку «хорошо».

2.3. Организация банком рассчетно-кассового обслуживания

Организация эффективной системы ведения расчетно-кассового обслуживания в банке является самой приоритетной задачей, так как она является главнейшей составляющей банковской деятельности.

Прежде всего, решающую роль в управлении ведением расчетно-кассовых операций играют заместители председателя Сбербанка России, отвечающие за различные аспекты деятельности банка, руководители разнообразных структурных подразделений, связанных с ведением рассчетно-кассового обслуживания и высокопоставленные руководители, отвечающие за разработку нормативно-правовой базы.

Существует множество вариантов структурных подразделений сбербанка, предназначающихся для различных целей.

Схема организационной структуры по управлению ведением рассчетно-кассовых операций в ПАО "Сбербанк России" представлена на рисунке №1.

Рисунок 1. Организационная структура по управлению ведением рассчетно-кассовых операций в ПАО "Сбербанк России".


Важнейшую роль в организации рассчетно-кассового обслуживания играет центральный аппарат Сбербанка России. Центральный аппарат занимается разработкой проектов, аналитикой и непосредственным руководством в сфере ведения рассчетно-кассовых операций.

ОПЕРУ - операционное управление Сбербанка России, являющееся подразделением центрального аппарата и, по сути объединяющее в себе все возможные аспекты эффективного ведения банковской деятельности с клиентами и осуществление руководства в рамках операционно-кассового управления.

Фундаментом в структуре Сбербанка России прежде всего являются внутренние структурные подразделения, предназначенные для эффективной работы с клиентами.

Внутренние структурные подразделения Сбербанка, предназначенные для работы с клиентами могут обслуживать как физических, так и юридических лиц. Обычно ВСП обслуживает или только физических лиц, или только юридических, то есть, подразделения разделены для обслуживания каждой категории лиц.

Дополнительный офис по обслуживанию физических лиц представляет из себя универсальное структурное подразделение Сбербанка России.

В своей деятельности дополнительный офис руководствуется законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России, нормативными и распорядительными документами Банка, территориального банка и отделения. Важнейшим нормативным документом для ВСП является внутренний стандарт ПАО "Сбербанк России" № ВСБ 2.3.10 - 12 "Стандарт организации работы по ведению кассовых операций во внутренних структурных подразделениях филиалов ПАО "Сбербанк России".

В составе дополнительного офиса сформированы следующие структурные подразделения:

  • Сектор обслуживания физических лиц.
  • Сектор кредитования физических лиц.

Основными задачами дополнительного офиса являются:

  • увеличение объема продаж услуг и продуктов банка, предназначенных для физических лиц обслуживаемого сегмента;
  • расширение объема базы клиентов банка;
  • укрепление имиджа Банка, в том числе путем улучшения качества обслуживания клиентов.

Дополнительный офис по обслуживанию физических лиц выполняет следующие функции:

  • организация работы с физическими лицами;
  • осуществление работы по привлечению в банк и на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, по продаже банковских продуктов и услуг (кредиты, депозиты, сертификаты и иные продукты);
  • формирование и своевременное предоставление в ЦСКО первичных документов и требуемой отчетности;
  • консультация клиентов, разработка предложений по улучшению порядка реализации существующих банковских продуктов и услуг и внедрению новых;
  • проведение необходимого контроля операций клиентов, осуществление необходимых мер по предотвращению операционных, финансовых и кредитных рисков, возникающих в деятельности дополнительного офиса;
  • повышение культуры обслуживания клиентов и квалификации работников;
  • своевременное информирование клиентов о новых банковских продуктах и услугах.

Дополнительный офис по обслуживанию физических лиц осуществляет банковские операции и сделки на основании Устава Банка, Генеральной лицензии, выданной Банком России, распоряжений по территориальному банку Сбербанка России, с учетом запретов, ограничений и лимитов.

Руководство текущей деятельностью дополнительного офиса осуществляет руководитель дополнительным офисом, а так же заместитель руководителя ДО. Руководитель дополнительным офисом в своей деятельности непосредственно подчиняется управляющему отделением, региональному менеджеру и заместителям управляющего отделением, назначается и освобождается от должности управляющим отделением.

Так же в штат ДО входят:

1) Менеджеры по продажам банковских продуктов - сотрудники, занимающиеся активной продажей банковских продуктов (кредиты, кредитные карты, дебетовые карты, различные страховки и так далее).

2) Консультанты по банковским продуктам - сотрудники, занимающиеся активной продажей банковских продуктов (мобильный банк, сбербанк онлайн, автоплатеж и так далее), а так же помогающие совершать расчетные операции клиентам через банкоматы и терминалы банка.

3) Менеджер по обслуживанию частных лиц - сотрудник, отвечающий за ведение расчетно-кассового обслуживания клиентов в ВСП.

4) Старший менеджер по обслуживанию частных лиц в ВСП - старший сотрудник отвечающий за ведение рассчетно-кассовых операций в ВСП. Может быть либо администратором смены, либо старшим кассиром. Обычно, старший менеджер - это наиболее опытный и квалифицированный сотрудник.

Внутренние стандарты составлены таким образом, что бы ведение рассчетно-кассовых операций в ВСП было эффективным и безопасным .

Работа ВСП в рамках ведения рассчетно-кассового обслуживания физических лиц организована по всем правилам и является очень эффективной. В ВСП используются терминалы и банкоматы для осуществления платежей и выдачи/приема наличных, а так же специальные электронные программные средства, упрощающие кассовым работникам выдачу денежных средств, что в свою очередь ускоряет обслуживание клиентов по данным операциям.

В специальной программе "АС Филиал Сбербанк" собрано все необходимое для решения нужд клиентов в рамках рассчетно-кассового обслуживания, а именно: проведение безналичных и наличных расчетов с организациями, осуществление различных переводов денежных средств, открытие/закрытие депозитов, выплаты компенсаций, открытие банковских карт, подключение некоторых банковских услуг, аренда с/я и так далее. И все это с печатью нужной для бухгалтерского учета документацией, банковских ордеров и так далее. На специальных ресурсах банка хранятся специальные СОП (Стандартные операционные процедуры), необходимые, в случае возникновения вопросов по проведению какой либо операции, для наглядной демонстрации технологии проведения той или иной операции.


Далее рассмотрим работу сектора поддержки кассовых операций в ВСП.

Данный сектор отвечает за эффективное ведение кассовых операций в подопечных ему ВСП, а так же занимается контролем ведения кассовых операций. Данное подразделение следит за дебиторскими задолженностями по ВСП и всем его сотрудникам, ведь сотрудники подписывают договора о полной материальной ответственности, и каждая допущенная ошибка при ведении расчетно-кассовых операций может повлечь за собой потерю денежных средств по вине сотрудника.

Мидл-офис - внутреннее структурное подразделение, сосредоточенное на определенных типах операций для клиентов, нежели обычное ВСП, в которое включается обширный спектр операций и услуг, например офис по обслуживанию зарплатных проектов

Важнейшим элементом в системе управления рассчетно-кассовыми операциями в Сбербанке является ЦСКО.

Центр сопровождения клиентских операций необходим для осуществления комплексного обслуживания и сопровождения всех клиентских операций.[18] ЦСКО является ключевым элементом операционной функции банка, так как в нем сходятся все операции клиентов и подвергаются первичной обработке и последующей поддержке на всем протяжении отношений с каждым клиентом по всем продуктам и услугам. ЦСКО занимается работой по розничному и малому бизнесу.

Прежде всего рассмотрим отдел расчетов ЦСКО.

Контроль и управление расчетами являются очень большим и важным блоком работы в Сбербанке, от которого во многом зависит вся операционная деятельность в банке. В данном отделе занимаются изменениями по сопровождению операций физических и юридических лиц для того, что бы построить легко контролируемый, непрерывный и функционально завершенный процесс.

Централизация расчетов в ЦСКО позволяет создать прозрачную безбумажную технологию с понятными и оптимальными операциями и процедурами, с едиными подходами и стандартами. В расчетном отделе производятся следующие операции:

1) открытие и закрытие счетов;

2) ведение баз данных клиентов и договоров;

3) формирование и хранение юридических дел;

4) зачисления и списания денежных средств по счетам клиентов;

5) ведение картотек к счетам;

6) взимание комиссионного вознаграждения;

7) валютный контроль;

8) документарные операции;

9) сопровождение сделок с клиентами и так далее.

Благодаря консолидации всех операций, каждая операция стандартизирована, что позволило, одновременно с автоматизацией процессов и отказом от дублирующих функций, снизить операционные издержки и повысить производительность труда сотрудников.