Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и виды субъектов авторского права по российскому законодательству
1.1. Понятие субъектов авторского права
1.2. Общая классификация субъектов авторского права
2. Гражданско – правовое регулирование субъектов авторского права
2.1. Понятие авторства и соавторства
2.2. Проблемы правового регулирования и охраны личных неимущественных и имущественных прав авторов
Впрочем в данном случае речь идет не просто о труде, а о творческом совместном труде. Размер творческого взноса соавторов законодательно не регулируется. Отсель следует, что данный размер юридически равнодушен для установления самого факта соавторства. В п. 1 ст. 1228 ГК подчеркивается, что не сознаются авторами итога умственной деятельности граждане, не внесшие личного творческого взноса в создание такого итога, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное либо физическое содействие либо поддержка либо только содействовавшие оформлению прав на такой итог либо его применению, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Таким образом, оказание любого рода технической, организационной либо другой сходственной помощи гражданами при создании итога умственной деятельности либо придания ему объективной формы не сознается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства.
Это расположение содержится и в нормах, посвященных соавторству, возникающему при создании отдельных видов итогов умственной деятельности, и в судебной практике. Причем в некоторых случаях оно конкретизируется. Так, продолжает сберегать юридическое значение Постановление Пленума Высокого Суда СССР от 15 ноября 1984 г. "О использовании судами права, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и индустриальными примерами", содержащее указание о том, что нужным основанием соавторства является участие всякого из лиц, претендующих на соавторство, в создании технического решения, общность знаков которого получила отражение в формуле изобретения.
Появляется вопрос о том, кто же входит в число граждан, которые только оказывают техническое, консультационное, организационное либо физическое содействие либо подмога либо только содействовавшие оформлению прав на такой итог либо его применению, а также осуществлявших контроль за выполнением соответствующих работ[11].
В данную категорию граждан входят лица, оказавшие содействие в оформлении прав на итог умственной деятельности (речь идет, раньше каждого, о гражданах, помогающих в приобретении патента на изобретения, индустриальные примеры, пригодные модели, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).
Сюда же могут быть отнесены граждане, содействовавшие применению итога умственной деятельности либо осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. В качестве примера дозволено привести начальников предприятий, которые оказали содействие в применении сделанного итога умственной деятельности данным предприятием. Применение этих итогов в производственной деятельности данного предприятия зачастую обусловлено включением начальников предприятия в число соавторов, что дозволено рассматривать как принуждение к соавторству.
Либо же речь идет о лицах, которые контролируют исполнение договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом в ходе исполнения указанных договоров зачастую создаются итоги умственной деятельности (скажем, изобретения, индустриальные примеры, пригодные модели). Так, при исполнении договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ урегулирование прав сторон на итоги работ включает также согласование группы вопросов, связанных с правами на сделанные (либо использованные) в процессе выполнения разработок охраноспособные элементы - технические, художественно-конструкторские и другие решения. В договоре обязаны быть согласованы данные их охраны (кто подает заявку и получает патенты) и предоставления прав на защищенные итоги[12].
В таких случаях зачастую бывает так, что принятие итога исполненных работ обусловливается включением лиц, от которых зависит принятие этого итога, в число соавторов. От того что от деятельности таких лиц зачастую зависит реализация прав авторов и приобретение ими доходов, то правдивые авторы зачастую соглашаются на это.
Применительно к произведениям литературы, науки и искусства такими лицами являются те, кто собирал фактический материал для произведения, редактировал его и т.д. В качестве авторов либо соавторов также не сознаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих в трудный объект в качестве элемента - продюсеры, издатели, периодических изданий, энциклопедий и т.д.
Допустимы ситуации, когда лицо, претендующее на соавторство, только высказало всеобщую идею либо доктрину создания итога умственной деятельности либо принимало участие в разработке данной идеи либо доктрины, но не принимало непосредственного участия в создании полученного итога умственной деятельности. Такие лица также не могут рассматриваться в качестве соавторов, от того что не принимали участия в творческой деятельности, итогом которой стал определенный объект.
Следует подметить, что вопрос о том, какой труд рассматривается в качестве творческого, не получил однозначной оценки среди адвокатов. В теоретическом плане данный вопрос огромнее каждого обсуждался применительно к созданию произведений литературы, науки и искусства. Скажем, существуют разные точки зрения касательно того, что следует понимать под творческим нравом произведения, охраняемого авторским правом. Разглядим основные из них.
По словам О.С. Иоффе, созидание является интеллектуальной деятельностью, завершающейся изготавливающим актом, в итоге которого возникают новые представления, образы и (либо) формы их воплощения, представляющие собой безупречное отражение объективной реальности. Э.П. Гаврилов определяет созидание как действие человека, порождающую что-то добротно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью[13].
Таким образом, творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признаком творческого произведения, не является бесспорным. Действительно, в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет новым, то есть будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали.
Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое, и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Так, например, пьеса М. Булгакова "Полоумный Журден" повторяет основные сюжетные линии пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве".
Вместе с тем нельзя, по крайней мере, теоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию).
Кроме того, произведение может быть новым, но не обладать творческим характером, то есть принципиально новыми качественными характеристиками. Так, известное произведение К. Малевича "Черный квадрат", несомненно, обладает новизной, однако вряд ли можно говорить о его творческом характере, поскольку создать подобное произведение может любой человек[14].
Что касается изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности в производственной сфере, то там новизна и творческий характер разграничиваются довольно четко. В частности, наличие творческого характера изобретения содержится в таком признаке изобретения, как изобретательский уровень. При этом существует такой отдельный признак изобретения, как новизна.
Вопрос о творческом или техническом характере творческого участия при создании результата интеллектуальной деятельности может быть решен на основании оценки, данной экспертам с учетом того, о каком именно результате интеллектуальной деятельности идет речь. Так, в результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания (например, учебник) либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).
Таким образом, труд соавторов может быть однородным (например, авторы учебника) или разнородным (автор текста и автор музыки к песне). При этом специфика создания песни такова, что невозможно одновременно создавать текст песни и музыку к ней. В ряде случаев сначала сочиняют музыку, а потом стихи, в других наоборот музыку пишут на уже имеющийся текст.
На практике иногда возникают споры относительно того, можно ли признавать в качестве соавторов редакторов (особенно научных редакторов) произведений литературы, науки и искусства. Нельзя отрицать необходимость и полезность труда редакторов при создании произведений литературы, науки и искусства (в отдельных случаях этот труд может даже носить творческий характер), однако результаты его труда не находят прямого отражения в произведении. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что выполняется эта работа не в силу соглашения о соавторстве, а в силу должностных обязанностей редактора[15].
Вторым условием соавторства является "совместность" творческого труда.
Следует отметить, что соавторы не обязательно должны находиться вместе, создавая результаты интеллектуальной деятельности, хотя такое происходит довольно часто. Так, известно, что Ильф и Петров создавали свои произведения именно таким образом. Таким образом, можно говорить скорее о совместном творческом результате определенной деятельности, а не о совместном труде, в результате которого был получен этот результат.
При отсутствии совместного творческого труда не возникает соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Так, энциклопедический словарь, журнал, научный сборник представляет собой новые произведения как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц. Речь, в частности, идет о составителях этих сборников произведений.
Таким образом, соавторство возникает и тогда, когда авторы творят отдельно, но предварительно вырабатывают общий план создания результата, определяют, кто конкретно будет выполнять ту или иную часть творческой работы, а затем обсуждают полученный результат[16].
2.2. Проблемы правового регулирования и охраны личных неимущественных и имущественных прав авторов
Российская наука всегда исходила из предпосылки, что авторское право регулирует творческие отношения, а "творчество - это не всякая, а лишь сознательная созидательная деятельность, на которую способен только человек". Тем не менее законодательство советского периода признавало, что первоначально авторское право может возникнуть не только у гражданина, но и у юридического лица. об авторском праве впервые однозначно было заявлено, что автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, и никакой иной субъект.[17]
Действующее законодательство поддерживает эту концепцию (ч. 1 п. 1 ст. 1228, ст. 1257 ГК РФ). В п. 3 Обзора[18] как раз и подчеркивается, что "творцом произведения может быть только физическое лицо". В целом п. 3 посвящен конкретному процессуальному вопросу, поэтому современное понимание субъектов авторского права в нем только намечено. Следует, однако, отметить, что в судебной практике возможность признаваться субъектом авторского права наиболее полно раскрывается именно через вопросы подведомственности.
Авторские права, как и интеллектуальные права в целом, - категория собирательная. Действующее законодательство очень четко говорит о том, что автору произведения принадлежат исключительное право, личные неимущественные и иные права (ст. 1226, 1255 ГК РФ). Вся эта группа прав изначально "связана со статусом автора, творческий труд которого является единственным источником произведений, поступающих в экономический оборот", в то же время особенность правосубъектности в данной сфере состоит в том, что в качестве субъектов авторского права могут одновременно рассматриваться как сам автор, так и иные лица (в том числе юридические), к которым перешло исключительное имущественное право[19]. Кроме того, всеми заинтересованными лицами (следовательно, и юридическими) может осуществляться охрана большинства личных неимущественных (т.е. необоротоспособных) прав после смерти автора (ст. 1267 ГК РФ). Соответственно субъектный состав истцов и ответчиков в спорах, касающихся авторских прав, может быть очень разнообразен.