Файл: Субъекты авторского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н.э. На ней написано: "Гесхил сделал. Эпиктет расписал". Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое соавторство на произведение искусства. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий...

Но, сколько бы ни менялись конкретные авторско-правовые механизмы под воздействием научно-технического прогресса, все равно концептуальные предпосылки авторского права остаются неизменными, основываясь на необходимости для человечества, с одной стороны, иметь доступ к накопленным знаниям, а с другой - вознаграждать тех, кто эти знания добывает. Именно этой идеей проникнуты положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 27):

«Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В нашей стране авторское право зародилось сравнительно поздно, в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом "Искусство принадлежит народу!". Лишь в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", впитавший лучшие достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. Многие положения этого нормативного правового акта не имеют аналогов в ранее действовавшем российском законодательстве, а значит, нуждаются в изучении, осмыслении, истолковании.

Новизна и оригинальность предложенного в части четвертой ГК РФ правового регулирования вопросов авторского права и смежных прав в значительной степени затруднили не только их практическое применение, но также обучение будущих правоведов, специализирующихся в области законодательства об интеллектуальной собственности.


В этих условиях тема диплома актуальна.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой для исследования явились работы учен­ных по гражданскому и авторскому праву, изданные в разное время. Ис­пользованы работы таких ученных, как Б.С. Антимоновой, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, М.В. Гордона, В.А. Дозор цева, В.И. Ере­менко, ВТ. Камышева, Я.А. Канторовича, Ю.П. Матвеева, Д.И. Мейера, И.В. Савельевой, А,П. Сергеева, В.И. Серебровского, В. Сласовича, П.В. Суханова, И.П Табашникова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Е.В. Хали­повой, Г.Ф. Шершеневича и многих других.

Объект исследования: правовые отношения в сфере авторского права.

Предмет исследования: особенности правового регулирования субъектов авторского права.

Цель исследования: изучить особенности правового регулирования субъектов авторского права.

Задачи исследования:

1.Расмотреть понятие субъектов авторского права.

2.Представить общую классификацию субъектов авторского права.

3. Изучить нормативно - правовое регулирование субъектов авторских прав.

4.Проанализировать понятие авторства и соавторства.

Методы исследования: диалектический, исторический, системный, метод анало­гии, кроме того, - метод моделирования и сравнительно-правовой метод ис­следования.

1 Понятие и виды субъектов авторского права по российскому законодательству

1.1. Понятие субъектов авторского права

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми воспринимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в финальном счете от свободы государства.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в тезисе эквивалентны, правда в научной литературе на данный счет делаются определенные оговорки. Во-первых, определенный гражданин как непрерывный субъект права не может быть единовременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не исключительная форма реализации права. Эти отличия, безусловно, нужно иметь в виду.


По истории мы знаем, что вдалеке не все люди в прошлом признавались субъектами права, скажем, невольники, могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве невольник рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Однако, там не был равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полновесными субъектами права. Они были значительно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно отчетливо проводило градацию людей в зависимости от общественного происхождения, званий, сословий и т.д. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В интернациональном пакте о штатских и политических правах (1966 г.) записано: «Всякий человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное расположение закреплено также во Общей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6)[1].

Авторские правоотношения - отношения полагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их преемники, с иной стороны - организации, заинтересованные в их применении (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники либо работодатели и другие лица, приобретающие по закону либо договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обыкновенно относятся издатели газет, журналов и некоторых других комбинированных произведений, производители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Подметим, что субъекты авторского права, в широком понимании, - это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по охране авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в тесном понимании, - это авторы произведений, то есть владельцы личных авторских прав.

Изначально авторские права приобретает автор, он же, по Русскому авторскому праву, является исключительным носителем личных авторских прав.

Больше обширное представление (автор умственной собственности) дозволено обнаружить во Глобальной декларации по умственной собственности от 26 июня 2000 г., термин «автор» обозначает всякое лицо либо группу лиц, действующих самостоятельно либо под эгидой какой-нибудь правительственной либо неправительственной организации с целью приобретения выручки либо по каким-нибудь иным основаниям, ответственных за созидание в всякий области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и итог деятельности некоторых категорий изготовителей, таких как изготовители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, индустриальные примеры и становление географических указаний[2].


Таким образом, автор - это, раньше всего физическое лицо (группа физических лиц полагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность появляется с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Впрочем необходимо рассматривать, что право распоряжаться авторскими трудами узко связно с представлением дееспособности (ст.21 ГК РФ).

Под правоспособностью воспринимается признаваемая государством всеобщая (абстрактная) вероятность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Следует подчеркнуть - не фактическое правообладание, а только постилируемая заблаговременно вероятность либо способность к этому. Правоспособностью в равной мере владеют все граждане без исключения, она появляется в момент их рождения и прекращается со гибелью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных всеобщей правоспособностью. Это главная предпосылка и неотделимый элемент политико-юридического и общественного ранга фигуры. Правоспособность - не натуральное, а социально-правовое качество субъектов, носящее безусловный, многофункциональный нрав. Оно вытекает из интернациональных пактов о правах человека, тезисов гуманизма, воли, честности. Обязанность всякого государства - надлежащим образом гарантировать и охранять это качество.

Основное в правоспособности - не права, а принципиальная вероятность либо способность иметь их. А это дюже значимо, потому как, как мы знаем, в истории вдалеке не все и не неизменно наделялись такой вероятностью (скажем, невольники) либо наделялись лишь отчасти (крепостные).

Впервой представление правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами 19 в. (французский Штатский кодекс 1804 г., немецкое Штатское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовались и английское штатское право. Как видим, рассматриваемый университет обязан своим происхождением штатскому праву, впрочем в дальнейшем он купил больше широкое значение.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а теснее последнее открывает путь к обладанию тем либо другим благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Невозможно на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, помимо как признания быть равноправным членом социума[3].


Таким образом, автор - это, раньше каждого физическое лицо (группа физических лиц полагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность появляется с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Впрочем необходимо рассматривать, что право распоряжаться авторскими трудами узко связно с представлением дееспособности (ст.21 ГК РФ).

Под правоспособностью воспринимается признаваемая государством всеобщая (абстрактная) вероятность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Следует подчеркнуть - не фактическое правообладание, а только постилируемая заблаговременно вероятность либо способность к этому. Правоспособностью в равной мере владеют все граждане без исключения, она появляется в момент их рождения и прекращается со гибелью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных всеобщей правоспособностью. Это главная предпосылка и неотделимый элемент политико-юридического и общественного ранга фигуры. Правоспособность - не обычное, а социально-правовое качество субъектов, носящее безусловный, многофункциональный нрав. Оно вытекает из интернациональных пактов о правах человека, тезисов гуманизма, воли, честности. Обязанность всякого государства - надлежащим образом гарантировать и охранять это качество.

1.2. Общая классификация субъектов авторского права

Субъекты права подразделяются раньше каждого на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся:

а) граждане Русской Федерации;

б) иноземцы;

в) лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды). Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, скажем быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все штатские права. Они несут также соответствующие обязанности. Коллективные субъекты права имеют больше обширную систематизацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство;

2. Государственные органы и учреждения;

3. Социальные объединения;

4. Административно-региональные единицы;