Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и виды субъектов авторского права по российскому законодательству
1.1. Понятие субъектов авторского права
1.2. Общая классификация субъектов авторского права
2. Гражданско – правовое регулирование субъектов авторского права
2.1. Понятие авторства и соавторства
2.2. Проблемы правового регулирования и охраны личных неимущественных и имущественных прав авторов
5. Субъекты Российской Федерации;
6. Избирательные округа;
7. Религиозные организации;
8. Индустриальные предприятия;
9. Зарубежные фирмы;
9. Особые субъекты (юридические лица).
По российскому праву, вдалеке не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ.
Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само представление юридического лица имеет значение основным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.
На стороне автора может выступать и «множественный» носитель авторских прав - соавторы. Авторское право на произведение, сделанное совместным творческим трудом 2-х либо больше лиц (соавторство), принадлежит соавторам коллективно самостоятельно от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое либо состоит из частей, всякая из которых имеет независимое значение[4].
Соавторство полагает присутствие соответствующего соглашения между соавторами (письменного либо устного). Неимение такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.
Как в действующем праве, так и в теории авторского права выдается как неделимое соавторство, так и делимое. Значительное различие, на наш взор, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как личный субъект авторского права. Скажем, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью либо учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно независимо выступать автором части произведения. Скажем, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но всякий из них писал не по главам, а коллективно создавая текст, непрерывно правя и редактируя[5].
Раньше каждого, нужно подчеркнуть, что авторское право на произведение сделанное соавторами принадлежит последним коллективно. Как мы теснее подчеркивали, всякий из соавторов вправе применять сделанную им часть произведения, имеющую независимое значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Право на применение произведения в совокупности принадлежит соавторам также коллективно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без довольных к тому оснований запретить применение произведения.
В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве владельца имущественных прав на произведение, то есть выступать владельцем производных прав (пользователями).
В качестве специальных субъектов авторского права дозволено выделить: особые ведомственные органы (в советский период, скажем, - Госкомиздат), комитеты (и организации) по охране авторских прав, объединения издателей и т.д.
Действующим правом предусмотрено создание организаций, руководящих имущественными правами обладателей авторских и смежных прав для обеспечения фактической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Русской Федерации в текущее время существуют несколько организаций, руководящих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).
Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей раньше каждого выступают актеры: артисты, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы либо искусства, в том числе эстрадные, цирковые либо кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.
2. Гражданско – правовое регулирование субъектов авторского права
2.1. Понятие авторства и соавторства
По всеобщему правилу, юридические лица не могут признаваться авторами. Из этого всеобщего правила имеются исключения. Первое касается тех итогов интеллектуальной деятельности, которые сделаны за рубежом и охраняются на территории РФ на основе национального права России либо на основе интернациональных договоров (ст. 7 ГК РФ). Во втором случае речь идет о некоторых итогах умственной деятельности, сделанных ранее, до вступления в действие части четвертой ГК РФ. Так, согласно ст. 5 Федерального закона «О вступлении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» права на итоги умственной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день вступления в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса.
В данном случае речь идет о произведениях литературы, науки и искусства, охраняемых авторским правом. В частности, автор произведения либо другой первичный правообладатель определяется в соответствии с правом, действовавшим на момент создания произведения. Таким образом, от того что право об авторском праве советского периода допускало присутствие изначального авторского права у юридических лиц (скажем, у киностудий, которые юридически рассматривались в качестве авторов кинофильмов), то если их охрана не прекратилась на день вступления в действие части четвертой ГК, права таких юридических лиц будут продолжать делать[6].
Авторство - признание определенного лица создателем итога интеллектуальной деятельности. Право авторства - это значимое личное неимущественное право физического лица. Под ним воспринимается право признаваться автором итога интеллектуальной деятельности. Это право охраняется бессрочно. Позже гибели автора охрану его авторства может осуществлять всякое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 ГК. В этом случае речь идет о том, что автор произведения вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 ГК), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац 2-й пункта 1 статьи 1266 ГК) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно[7].
При отсутствии таких указаний либо в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также позже гибели этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется преемниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.
Присвоение чужого авторства (в том числе принуждение к соавторству), а также приписывание авторства на итог умственной деятельности (либо его часть) лицу, которое не имело отношения к его созданию, являются нормальными нарушениями права авторства и влекут ответственность согласно действующему праву.
Речь, в частности, идет и об уголовной ответственности. В качестве примера дозволено привести п. 1 ст. 147 УК, согласно которому принуждение к соавторству, если это деяние причинило огромный урон, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо непременными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением воли на срок до 2-х лет. Указанная статья названа «Нарушение изобретательских и патентных прав», следственно речь идет только о соавторстве на изобретения, индустриальные примеры, пригодные модели. Нарушение изобретательских либо патентных прав путем принуждения к соавторству, предусмотренного указанной статьей, может заключаться в оказании воздействия любым методом (в том числе посредством насилия, угроз наступления неблагополучных для потерпевшего последствий) с целью получить его согласие на включение других лиц (не внесших личного творческого взноса в создание указанных в этой статье объектов интеллектуальной собственности) в соавторы готовых либо разрабатываемых изобретения, пригодной модели либо индустриального примера.
Следует подметить, что ранее существовала уголовная ответственность за принуждение к соавторству и при создании произведений литературы, науки либо искусства, впрочем позднее законодатель по малопонятной причине отменил ее. Между тем, сходственное явление существует до сего времени. Так, в отдельных случаях ученые, добившиеся определенной популярности, настаивают на включении себя в качестве соавторов в научные произведения, написанные менее вестимыми коллегами.
Особенность соавторства состоит в том, что итог интеллектуальной деятельности создается путем совместных, а не индивидуальных усилий. При этом соавторы владеют полным комплектом как личных неимущественных (в первую очередь речь идет о праве авторства), так и исключительных (имущественных) прав авторов. При осуществлении прав соавторов, как будет показано ниже, нужно рассматривать то обстоятельство, что осуществляться они могут всяким из соавторов в отдельности[8].
При создании произведений литературы, науки, искусства соавторство нужно отличать от сотрудничества авторов, при котором независимым субъектом авторского права сознается автор определенного произведения, размещенного в такие виды коллективных произведений, как альманах, журнал, энциклопедический словарь и т.д. В итоге сотрудничества авторов также создается цельное произведение - журнал как таковой, словарь как книга и т.п. Впрочем всякий из авторов имеет независимое авторское право на свое произведение и не становится субъектом права на произведения других авторов. Таким образом, коллективное произведение, сделанное в соавторстве, не может быть сделано в итоге простого механического соединения произведений нескольких авторов. В этом случае метаморфоза либо изъятие какой-нибудь части коллективного произведения влечет за собой неосуществимость применения произведения как цельного целого.
Для появления соавторства нужна такая взаимная увязка внутренней формы и оглавления частей коллективного произведения, сделанного в соавторстве, дабы они понимались как цельное произведение. Таким образом, если из учебника по уголовному праву изъять главу, посвященную определенным правонарушениям, то целостность учебника нарушится. В то же время изъятие из книги иллюстраций в большинстве случаев не может повлиять на литературные превосходства опубликованного произведения, от того что текст и иллюстрации к нему не непременно составляют в своей общности цельное произведение.
Вопросы соавторства довольно детально урегулированы действующим правом. Так, раньше каждого, следует указать на ст. 1228 ГК, которая в самом всеобщем виде регулирует вопросы соавторства применительно ко каждому итогам умственной деятельности. Согласно п. 4 указанной статьи права на итог умственной деятельности, сделанный совместным творческим трудом 2-х и больше граждан (соавторство), принадлежат соавторам коллективно[9].
Помимо всеобщих расположений о соавторстве, содержащихся в вышеупомянутой статье, существуют также нормы, регулирующие соавторство применительно к отдельным итогам интеллектуальной деятельности. Так, дозволено указать на ст. 1258 ГК, регулирующую вопросы соавторства при создании произведений литературы, науки либо искусства, ст. 1348 ГК (соавторство при создании изобретений, индустриальных примеров, пригодных моделей), ст. 1411 ГК (соавторы селекционных достижений), ст. 1451 ГК (соавторы топологии интегральной микросхемы).
Соавторство при создании всех этих итогов интеллектуальной деятельности имеет определенные особенности. В то же время дозволено выделить всеобщие знаки соавторства, характерные для всякого итога умственной деятельности.
Происхождение соавторства концепция и судебная практика объединяют с определенными условиями, которые содержатся в нормах действующего права. Главнейшим условием происхождения соавторства является присутствие совместного творческого труда, тот, что позднее обнаружил выражение в определенном творческом итоге.
Прежде всего, необходимо определить, что воспринимается под совместным трудом. Представление объединенный труд не определено ни в ГК РФ, ни в ТК РФ, ни в иных нормативных правовых актах. Традиционно труд воспринимается как понятая, энергозатратная, общепринятая рациональной действие людей, требующая приложения усилий.
Следует прийти к итогу, что объединенный нрав труда дозволено установить через взаимодействие (прямое либо опосредованное) участников коллективного процесса по приобретению достижения либо в трудовых коллективах, либо в границах иных отношений, в том числе гражданско-правовых. При этом следует иметь в виду, что такое взаимодействие допустимо как в форме непосредственной кооперации и общения участников трудового процесса, так и в форме поделенного во времени сотрудничества, когда трудовой процесс организован поэтапно и его участники прямо не контактируют друг с ином[10].