Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности (История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность нашей темы обусловлена исключительной значимостью индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. В данном возрасте стремительно начинает развиваться сенсорика ребенка, обогащаются его представления об окружающей реальности, формируются способности, которые необходимы для занятий, когнитивные интересы.

Индивидуальный подход - это органическая часть педагогического процесса, помогающая вовлечь каждого ребенка в активную деятельность, направленную на овладение программным материалом. В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает каждое звено воспитательной и учебной работы с детьми различных возрастов. Суть данного принципа заключается в том, что общие задачи воспитания решаются путем педагогического воздействия на всех детей, с учетом знания об его психических особенностях и жизненных условиях.

Индивидуальный подход является одним из основных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода отличается творческим характером, однако имеются следующие необходимые моменты при реализации дифференцированного подхода к детям:

✓ знание и понимание детей;

✓ любовь к детям;

✓ основательный теоретический баланс;

✓ способность и умение педагога размышлять и анализировать.

Всестороннее, гармоничное развитие личности дошкольника обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Но для подобного комплексного подхода требуется тщательное и углубленное исследование всех сторон воспитательного процесса.

Объект: целенаправленный процесс воспитания детей разного возраста.

Предмет: учет индивидуальных особенностей личности в воспитании.

Цель работы заключается в теоретическом обосновании влияния индивидуального воздействия на воспитание и развитие человека, рассмотрении индивидуальных особенностей личности и определении их взаимосвязи и влиянии на процесс воспитания человека.

Задачи:

  • Раскрытие понятия «воспитание», «индивидуальные особенности личности», «личность»;
  • Рассмотрение содержание воспитательного процесса, выявить его особенности;
  • Ознакомление со значением воспитания в педагогическом процессе;
  • Рассмотрение взглядов ученых на индивидуальный подход в воспитании;
  • Освещение понятия индивидуально-типологических особенностей личности;
  • Теоретическое обоснование значение индивидуального подхода в воспитании.

Гипотеза исследования: при воспитании детей раннего возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение.

2. Методы эмпирического исследования:

- методика «Таблицы развития Гезелла»;

- методика «Шкала развития Д. Лешли».

Разработанность темы в науке: проблема индивидуального подхода к детям не может быть эффективно решена без знаний педагогом психологии. Современные психологи: А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б.Эльконини др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач личностного формирования ребенка.

Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по педагогике и психологии, а так же для реализации программы воспитания детей раннего возраста с учетом их индивидуальных особенностей.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы содержит перечень работ авторов из 20 наименований, размещенных в алфавитном порядке.

Глава I. Теоретические основы индивидуального подхода к воспитанию детей

1.1 История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей

Ученые многих стран, в частности нашей страны, придерживались точки зрения, что воспитание может являться обособленной сферой человеческой деятельности. Учитывая это, воспитание не может выступать как дополнение для обучения и образования. Они заявляют, что рассматривая воспитание в качестве части структуры образования, умаляется его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Но, на фоне этого, стоит отметить, что задачи обучения и образования нельзя успешно решить без выхода педагога в сферу воспитания. Поэтому современная педагогическая система воспитания личности рассматривается в качестве сложной системы, в которой воспитание и обучение выступают как важнейшая составляющая элементов ее педагогической системы.


Многие педагоги обратили внимание на то, что нужно глубоко, детально изучать и правильно учитывать при этом индивидуальные и возрастные особенностей ребят в ходе воспитания. Этот спектр вопросов освещен в трудах Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Я.A. Коменского, a позднее был, затронут A. Дистервегом, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Л.Н. Толстой по примеру Ж. Ж. Руссо трактовал данный вопрос по-иному. Писатель заявлял, что ребенок от природы является совершенным. И задачей воспитательного процесса не нарушить данное природное совершенство и приумножить, определять и развивать лучшие свойства человека, которые изначально закладываются природой. Уже в педагогической системе величайшего чешского педагога Я.A.Коменского четко обозначены положения o том, что весь процесс обучения и воспитания ребят следует строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и определять данные особенности посредством систематических наблюдений.

Замечательнейший отечественный педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Индивидуальное обучение является формой, моделью организации учебного процесса, когда педагог взаимодействует только с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует только со средствами обучения (книги, ПК и т.д.).

Основное достоинство индивидуального обучения заключается в том, что оно дает возможность:

✓ полностью приспособить содержание, методы и темпы учебной деятельности школьника к его особенностям, следить за всеми его действиями и операциями при решении определенных задач;

✓ проследить за его продвижением от незнания к знанию, привносить вовремя нужные исправления в работу не только учащегося, но и педагога, адаптировать их к непрерывно меняющейся, однако контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны школьника, что дает возможность последнему работать экономно, непрерывно контролировать затраты собственных сил, работать в оптимальное для себя время, что, соответственно, предоставляет возможность достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в подобном «чистом виде» используется в массовой школе ограниченно (для занятий с неуспевающими детьми) [10].


Индивидуальный подход является:

✓ педагогическим принципом, согласно которому в ходе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с конкретными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

✓ направленностью на индивидуальные особенности учащегося при общении с ним;

✓ учетом индивидуальных особенностей учащегося в ходе обучения;

✓ созданием психолого-педагогических условий, как для развития каждого учащегося, так и для развития любого учащегося в отдельности.

Индивидуализация обучения является:

✓ организацией учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения предопределяется индивидуальными особенностями обучающихся;

✓ самыми разными учебно-методическими, психолого-педагогическими и организационно-управленческими мероприятиями, которые обеспечивают индивидуальный подход [8].

Технология индивидуализированного обучения является такой организацией учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения будут первоочередными.

Индивидуальный подход в качестве принципа реализуется в определенной мере в каждой существующей технологии, кроме того, в связи с этим индивидуализацию обучения можно понимать как проникающую технологию. Но технологии, которые ставят во главу угла индивидуализацию, которые делают ее главным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, в качестве самостоятельной системы, которая обладает каждым качеством и признаком целостной педагогической технологии.

Еще в Америке в 1919 г. в г. Дальтон Е. Паркхарст сделал попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым школьником с последующей работой каждого школьника по плану, который выработан совместно с учителем. Школьники получили возможность продвигаться в анализе школьных программ каждый собственным темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине – занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах либо парах, чтобы какие-то вопросы, либо темы обсуждать, либо прорабатывать сообща. Данный опыт получил название «Дальтон-план». В России он в качестве метода проектов использовался в большинстве школ и вузов в 20-х годах; на сегодняшний день школьная практика снова обращается к нему. Метод проектов является комплексным обучающим методом, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле собственной деятельности [14].


Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, которые охватывают каждое звено учебного процесса: цель и задачи, содержание, методы и средства.

Выделяются следующие главные цели индивидуализированного обучения:

✓ сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

✓ содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

✓ формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

✓ улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

✓ формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества [11].

Общие принципы индивидуализации обучения:

✓ индивидуализация есть стратегия процесса обучения;

✓ индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;

✓ использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;

✓ интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

✓ учение в индивидуальном темпе, стиле;

✓ предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, когнитивные интересы [13].

Для индивидуальной работы требуется адекватный уровень развития общеучебных умений и навыков.

Таким образом, при такой форме организации учебного процесса как индивидуальное обучение педагог взаимодействует лишь с одним учеником.

1.2 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке

Воспитание является целенаправленным и организованным процессом, приводящим к развитию качеств личности и всей личности.

И.Ф. Харламов пишет, что воспитание является сознательной, специально организованной деятельностью воспитателя для того, чтобы сформировать определенные качества и характеристики развивающейся детской личности[20].

Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова и др. воспитание понимают в качестве мягкого управления ходом личностного формирования и развития ребенка благодаря созданию благоприятных для воспитания условий. Данное определение характерно для авторского понимания воспитания.