Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности (История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы индивидуального подхода к воспитанию детей
1.1 История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей
1.2 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Глава II. Изучение индивидуальных особенностей детей в воспитательном процессе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
4. Учителю o работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 2016.
5. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:2018 г.
6. Ермолаева М.В., ЗaxaрoвaA.Е., Калининa Л.И., Нaумoвa С.И. «Псиxoлoгическaя прaктикa в системе oбрaзoвaния». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018г. - 288с.
7. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. Сада .-2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2013 г. - 112с.
8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов пединститутов и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2015г. - 528 с.
9. Макаров С.П.«Технология индивидуальногообучения»// Педагогический вестник. - 2013.-№1.-с.2-10.
10. Непомнящая Н. Формирование воли // Воспитание детей младшего школьного возраста.-2015.-№9.с.36-41.
11. Никитушкина Н.Н., «Методика воспитания личности» - Москомспорт, 2014. 240с.
12. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений ». М: «Просвещение»: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016г. - 432с.
13. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. - М.,2008г.
14. Психология: Словарь./Под ред. A.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.. 2017.
15. Урунтаева Г.A. Психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2016.-336с.
16. Урунтаева Г.A., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 2001.
17. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер//. - 2014.-№2.-с.52-62.
18. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Воспитание детей младшего школьного возраста/ Учеб. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк.; 2018 – 576 с.
19. Чиркова Т. Учет индивидуально - психологическихособенностей детей.// Воспитание детей младшего школьного возраста/.-2013.-№5.с.38-42.
20. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 2014. - 80.с. - (Нoвoе в жизни, нaуке, теxнике. Сер. «Педагогика и психология» №19) .
Приложение
Приложение А. Методика «Таблицы развития Гезелла».
Одним из первых методов диагностики младенцев являются Таблицы развития Гезелла (Gesell Developmental Scheldule), разработанные в 1947 г. А. Гезеллом совместно с коллегами по Йельскому университету [12]. Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения детей в возрасте от 4 недель до 6 лет, такие как:
•моторика;
•язык;
•адаптивное поведение;
•личностно-социальное поведение.
В таблицах подробно описаны, а также представлены в виде рисунков типичные для детей разного возраста проявления этих сфер психики.
Использование методики А. Гезелла представляет собой стандартизированную процедуру наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве строгих методик, все же большинство из них основаны на чистом наблюдении. Данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополняются информацией, сообщаемой матерью ребенка. Полученные сведения сопоставляются с табличными, что позволяет оценить уровень психического развития ребенка.
Таблицы Гезелла, так же как и другие методики диагностики детей этого возраста, недостаточно стандартизированы, но есть основания полагать, что при соответствующей опытности экспериментатор может добиться высокой надежности показателей — выше 0,95.
Эти таблицы рекомендуется использовать в качестве способов усовершенствования и уточнения качественных наблюдений, обычно осуществляемых педиатрами и другими детскими специалистами, они полезны в качестве дополнения к медицинским обследованиям при выявлении неврологических заболеваний и первопричин ненормальности поведения в раннем периоде жизни.
Приложение А. Методика «Шкала развития Д. Лешли»
Еще одну Шкалу развития предложил Д. Лешли (Leshli Scales of Infant Development), практический психолог из Англии [12]. Он разработал схему наблюдения. Наблюдая за ребенком по заданной схеме, можно составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения, а проделывая это в течение всего раннего возраста, можно судить об особенностях процесса развития в этот период.
В карточках Д. Лешли отражены следующие области психики:
•физическое развитие (может ли переворачиваться со спины на живот, поднимать головку, сидеть без поддержки, тянет ли в рот погремушку и т. д.);
•общение и развитие речи (понимает ли обращенную к нему речь, затихает, прислушивается и т. д.);
•социальное развитие и игра (включается ли в общение с взрослыми, гулит, отдает игрушку взрослому и т. д.);
•самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования может занимать себя сам);
•поведение (непоседливость, быстрота концентрации внимания, попытки преодолеть трудности, легкость включения в игру и пр.).
Методическая особенность процесса наблюдения по Д. Лешли, названная им методом повременных проб, состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из возможных подходов состоит в наблюдении за ребенком в течение полных 30 мин с записью впечатлений через 30-секундныеинтервалы.