Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности (История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы индивидуального подхода к воспитанию детей
1.1 История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей
1.2 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Глава II. Изучение индивидуальных особенностей детей в воспитательном процессе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
Д.Б. Эльконин считал, что любой возраст отличается следующими я показателями:
1) конкретной общественной ситуацией развития или той определенной формой отношений, в которые вступает ребенок с взрослым в актуальный период;
2) главным или ведущим, типом деятельности. Педагогике известны несколько типов деятельности, характеризующие конкретные периоды психического развития;
3) основными психическими новообразованиями [11].
Далее рассмотрим данные признаки по возрастам:
1. Младшие школьники (6-10 лет). В возрасте от шести до семи лет практически каждый ребенок начинает учиться в школе, что обусловливает им социальную ситуацию развития. Однако у многих детей нет опыта посещения ДОУ и потому для них школа - это первый внесемейный институт социализации. Ведущим типом деятельности в этом возрасте является учебный. К главным психологическим новообразованиям младших школьников, обычно, относят появление произвольности и осознанности психических процессов и их интеллектуализацию, внутреннее опосредование, происходящее за счет усвоения системы научных понятий. Кроме того, школьники начинают понимать свои собственные изменения вследствие формирования навыков учебной деятельности [2].
2. Младшие подростки (11-14 лет). Дети этого возрастного периода оказываются в новой для них ситуации развития, которая связана с переходом из начальной школы в среднюю, что сопряжено с многочисленными стрессовыми переживаниями. Ведущей деятельностью у младших подростков является интимно-личностное общение с ровесниками. В связи с ведущей ролью общения с ровесниками учебная деятельность, несмотря на то, что она продолжает занимать большую часть времени подростков, все-таки отходит по важности на второй план. Основным новообразованием в подростковом возрасте является, так называемое, чувство взрослости, т. е. образование у подростка представления о самом себе уже как о взрослом, а не как о ребенке. Данное новообразование обусловлено, во-первых, началом полового созревания, а во-вторых, наличием к данному возрасту у подростка базовых знаний, умений и навыков, позволяющие им на достаточном уровне самостоятельно действовать в различных социальных ситуациях.
3. Ранняя юность или старший школьный возраст (14 (15) – 17 лет). У старшеклассников существенно расширяется диапазон социальных ролей. Это объясняется изменениями их правового статуса и завершением полового созревания. Таким образом, в четырнадцать лет они получают паспорт, появляется согласно закону возможность привлечения их к уголовной ответственности, они могут вступать в брак и создавать собственную семью. В данном возрасте школьники оказываются в новой социальной ситуации развития, которая связана с выбором будущей профессии. Большинство старшеклассников переходят в новые образовательные заведения (специализированные школы, лицеи, колледжи, техникумы) и большинство меняют привычные классные коллективы. Ведущим типом деятельности в данном возрасте является познавательная. А центральными новообразованиями у старших школьников лежат в сфере формирования самосознания. Появляется новый тип рефлексии, который охватывает как настоящее, так и будущее [8].
1.4 Учет индивидуальных особенностей
Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в ходе воспитания и обучения является «общим» местом в педагогике, психологии, дидактике и методике. Каждый ребенок отличается от другого и поэтому любой педагог знает, что на уроке нужен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Именно тогда создаются оптимальные условия для максимально полного всестороннего развития ребенка, возникает комфортная для всех воспитанников образовательная среда, находят свое решение многие проблемы учеников, которые отличаются неуспеваемостью [5].
Большинство педагогов и психологов применяют индивидуализация и дифференциация в качестве синонимов, но, по мнению А.В. Орловой, каждый из них содержит свое содержание [15]. Дифференциация обучения предусматривает наличие у школьника возможности выбора собственного образовательного маршрута в рамках существующей системы образования. Сюда относится и выбор школы (частной или государственной, российской или зарубежной), и выбор профиля обучения (специализированные классы и школы - гуманитарные, математические и т.д.), возможность сдать экзамены экстерном, выбор факультативных предметов. Индивидуализация, в свою очередь, обучения предполагает создание условий для учета индивидуальных особенностей, обучающегося в русле выбранного им образовательного маршрута [6].
Немецкий психолог Г. Клаус выделил следующие закономерности развития учебной деятельности, которые связаны с возрастными особенностями обучающихся:
✓ чем младше ребенок, тем в большей мере он учится на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения увеличивается;
✓ если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически относиться к учебному материалу;
✓ господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность;
✓ возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов;
✓ с возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности и благодаря чему совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации;
✓ с возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении и значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, однако насколько данная способность осуществляется, в большей степени зависит от установок и интересов детей [16].
Не возникает сомнений в том, что между игрой, в которой в основном происходит обучение дошкольника, и лекцией в университете, обучающей студента, есть огромная разница, в основе которой возрастные различия субъектов учения. Но при этом возраст как таковой (количество лет, прожитых человеком), играет меньшую роль, чем уровень развития личности, достигнутый за прожитый промежуток времени. Так мы можем встретиться и с 14-летним студентом, и с 18-летним шестиклассником. Существенную роль здесь играют как индивидуальные особенности рассматриваемых учащихся, так и условия, в которых происходит их социализация.
С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации;
С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей [21].
Как известно, между игрой, в ходе которой в большей степени реализуется обучение ребенка дошкольного возраста, и лекцией в университете, дающей знания студенту, существует большая разница, в основе которой лежат возрастные различия субъектов образования. Однако при этом возраст как таковой (количество лет, прожитых человеком), играет меньшую роль, по сравнению с уровнем личностного развития, который достигнут за прожитый период времени. Например, педагогу может встретиться и с 14-летний студент, и с 18-летний шестиклассник. Значительную роль здесь играют не только индивидуальные особенности рассматриваемых обучающихся, но и условия, в которых происходит их социальная адаптация [24].
Д.Б. Эльконин считал, что любой возраст отличается следующими я показателями:
1) конкретной общественной ситуацией развития или той определенной формой отношений, в которые вступает ребенок с взрослым в актуальный период;
2) главным или ведущим, типом деятельности. Педагогике известны несколько типов деятельности, характеризующие конкретные периоды психического развития;
3) основными психическими новообразованиями [25].
В образовательном процессе огромное значение придается умению педагога вовлечь в активную деятельность на уроке каждого ученика. Для того чтобы достичь данной цели педагогу необходимо прекрасно знать детей, которых он обучает, тщательно изучать и учитывать их индивидуальные особенности, быть способным выявлять стратегию и тактику подхода к ученикам.
Форма деятельности педагога в ходе реализации обучения основывается на личностно-деятельностный подход, который в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, педагог формулирует учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.
Таким образом, учет индивидуальных особенностей детей важная часть их воспитания.
Глава II. Изучение индивидуальных особенностей детей в воспитательном процессе
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании принимало участие дети раннего возраста в количества 25 человек в возрасте от 2 до 3 лет.
Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки;
2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу.
Для диагностического исследования учебной мотивации были использованы следующие методики:
1. «Таблицы развития Гезелла».
Цель: измерение поведенческих сфер детей в возрасте от 4 недель до 6 лет: моторики, языка, адаптивного и личностно-социального.
Описание: Сам ход применения данной методики заключается в стандартизированной процедуре наблюдения и оценки процесса поведенческого развития ребенка в обычной жизни. Отмечается, что некоторые из разделов данных таблиц можно рассматривать как строгие методики, однако все-таки многие из них базируются на чистом наблюдении.
Эту методику специалисты рекомендуют применять как способ усовершенствования и уточнения качественных наблюдений, которые обычно осуществляются педиатрами и иными детскими специалистами, они полезны в как дополнение к медицинским обследованиям при определении неврологических заболеваний и первопричин поведенческой ненормальности в раннем периоде жизни.
Инструкция: Данные, которые получены при помощи прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и иные стимульные объекты, дополняются информацией, которая сообщает мать ребенка. Полученные сведения необходимо сопоставить с табличными, что дает возможность оценить степень психического развития обследуемого.
2. «Шкала развития Д. Лешли»
Цель: измерение следующих сторон психического развития:
✓ физического развития;
✓ общение и развитие речи;
✓ социального развития и игры;
✓ самостоятельности и независимости;
✓ поведения.
Описание: методика включает несколько карточек наблюдения.
Инструкция: экспериментатор при помощи метода повременных проб, состоящего в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам, наблюдает за обследуемым на протяжении полных тридцати минут с записью впечатлений через тридцати секундные интервалы.
Полученная о ребенке и отраженная в карточках развития информация оценивается двумя способами:
✓ сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста;
✓ сравнением информации о ребенке с результатами, полученными им в более раннем возрасте [17].
Таким образом, в исследовании принимало участие 25 детей раннего возраста. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу. Для диагностического исследования учебной мотивации были использованы следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли».