Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности (История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы индивидуального подхода к воспитанию детей
1.1 История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей
1.2 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Глава II. Изучение индивидуальных особенностей детей в воспитательном процессе
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
Воспитание - это социальный фактор личностного развития. Достижения современной науки говорят, что лишь в социальной среде может произойти действенная выработка программ социального поведения человека, личностное его формирование. [4]
Понятие воспитания является одним из ведущих в педагогической науке, употребляемое в широком и узком смыслах.
Воспитание в широком смысле является общественным явлением, воздействием социума на личность. В этом случае воспитание почти отождествляют с социализацией; понимается в качестве целенаправленного процесса формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и активному участию в труде. [6]
Воспитание в узком смысле рассматривается в качестве специально организованное, целенаправленной деятельности учителей и воспитуемых, направленной на реализацию образовательных целей в условиях педагогического процесса. Деятельность учителей в данном случае стоит понимать как воспитательную работу; в качестве систематического и целенаправленного воздействия воспитателя на воспитанника для того, чтобы сформировать у него желаемое отношение к окружающим и феноменам. [6]
Воспитание реализует следующие функции:
✓ диагностики врожденных задатков, теоретическую разработку и практическое создание условий, чтобы они проявились и развивались;
✓ организации учебно-воспитательной работы ребят;
✓ использования позитивных причин развития личностных качеств;
✓ содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
✓ воздействия на социальные условия, устранения и преобразования (по возможности) отрицательных средовых воздействий;
✓ формирования специальных способностей, которые бы обеспечивали приложение сил в научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и иных областях деятельности. [1]
В педагогике имеются следующие позиции по проблеме воспитания:
✓ оно ускоряет личностное развитие;
✓ оно замедляет личностное развитие.
Представители первой точки зрения полагают, что спонтанным образом проходящие процессы личностного развития личности являются не достаточными и нужно путем интенсивных педагогических влияний их ускорять. [6]
Представители второй точки зрения считают, что нужно оберегать детство ребенка, а не искусственно ускорять его развитие, т.е. они полагают, что надо дать возможность созреть задаткам ребенка, которые определяют его индивидуальность. [6]
Ведущий фактор воздействия воспитания на ребенка заключается в его целенаправленном характере, систематичности и осуществляемости на огромном культурном материале.
Целенаправленное управление процессом личностного развития способствует специально организованной воспитательной работе, осуществляемое в образовательных заведениях, которые подготовлены людьми – учителями. [3]
Л.С. Выготский отмечал, что педагог с научной позиции является лишь организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия со всеми учениками [6]. Виды воспитания классифицируются по различным следующим основаниям:
Наиболее обобщенная классификация включает в себя:
1. По содержанию:
✓ интеллектуальное воспитание, ориентированное на развитие умственных способностей ребенка, интереса к познанию окружающей действительности и самого себя; [1]
✓ нравственное воспитание, формирующееся нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, поведенческие навыки и привычки, которые соответствуют нормам социума, основывающим на общечеловеческих ценностях, непреходящих моральных норм, выработанных людьми в ходе исторического развития социума, так и новых принципах и норм, возникших на современной стадии развития социума;
– трудовое воспитание, охватывающее те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их применения, это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и креативного отношения к самым разным видам трудовой деятельности;
✓ физическое воспитание, заключающееся в адекватном физическом развитии, тренировке моторных навыков и вестибулярного аппарата, реализации самых разных процедур закаливания организма и в том числе воспитание волевой силы и характера, ориентировано на повышение человеческой работоспособности. [6]
2. По направлению воспитательной деятельности:
✓ гражданское воспитание, направленное на образование у ребенка ответственности по отношению к семье, окружающим людям, собственному народу и Отечеству;
✓ политическое воспитание, состоящее в процессе образовании политической сознательной личности, образование идейных убеждений и мировоззренческих позиций личности;
✓ эстетическое воспитание, являющееся развитием эстетического отношения к миру, предполагающим существование у личности способности воспринимать прекрасное; [1]
✓ правовое воспитание, предполагающее знание ребенком собственных прав и обязанностей и в том числе ответственности за их несоблюдение;
✓ экологическое воспитание, являющееся воспитанием, основанным на осознании непреходящей ценности природы и всего живого на планете;
✓ экономическое воспитание, являющееся систему мер, направленной на развитие экономического мышления современного ребенка в масштабах собственного дома, школы и страны.
3. По институциональному признаку:
✓ семейное, являющееся составной частью социализации ребенка, результаты ее обуславливаются степенью образования, социальным статусом, материальными условиями, ценностными установками, жизненным стилем и пр.;
✓ школьное, чья основная цель заключается в способствовании интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому личностному развитию, всемерном раскрытии творческих возможностей ребенка;
✓ свободное воспитание, рассматривающее воспитание в качестве помощи сущности ребенка, который естественно развивается в ходе освоения окружающей действительности и свободно самоопределяется в нем;
✓ религиозное, являющееся целенаправленным и планомерным взращиванием верующих путем внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, которые соответствуют догматам и принципам конкретной конфессии или вероисповедания. [6]
4. По стилю отношений между воспитателями и воспитуемых:
✓ авторитарное, характеризующееся высокой централизацией руководства и преобладанием единоначалия;
✓ демократическое, характеризующееся распределением полномочий между учителем и воспитуемым по отношению к проблемам его обучения, свободного времени и интересов;
✓ либеральное, характеризующееся отсутствием активного участия учителя в управлении ходом воспитания и обучения;
✓ свободное, характеризующееся «равнодушием» (обычно неосознанным) со стороны учителя по отношению к развитию, динамике учебных достижений и уровню воспитанности подопечных.
Исторически сформировавшаяся система воспитания способствует присвоению ребятами конкретного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, которые соответствуют требованиям определенного социума. [4, с. 241]
Человеческое формирование в качестве личности требует от самого социума непрерывного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных и стихийно сложившихся форм.
Такую практике нельзя помыслить без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей детского развития, потому что без нее имеется опасность появления манипулятивного воздействия на ход личностного формирования. [3]
С позиции методологии различаются следующие подходы к воспитанию:
✓ аксиологический, свойственный гуманистической педагогике, т.к. человек понимается в ней в качестве высшей ценности социума и самоцели общественного развития;
✓ системный - суть подхода состоит в системном видении педагогических феноменов и процессов, которые происходят в школе, т.е. видеть в педагогических феноменах различные элементы, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с иными внешними системами;
✓ культурологический (дистервег - о культуросообразности – принимают во внимание условия места и времени, в которых родился либо живет человек, всю современную культуру и культуру страны);
✓ антропологический (комплексное знание самых разных антропологических наук);
✓ личностно-целостный подход - данный подход связан с устремлением учителя содействовать развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъективных качеств;
✓ гуманистический (гуманизация воспитательной системы при учете признания приоритетных ценностей личности педагога и учащегося, гармонизация их интересов и взаимоотношений).
Таким образом, воспитание является специально организованным, целенаправленным и управляемым воздействием коллектива, воспитателей на воспитанника, чтобы сформировать у него заданные качества, реализуемое в учебно-воспитательных заведениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Немецкий психолог Г. Клаус выделил следующие закономерности развития учебной деятельности, которые связаны с возрастными особенностями обучающихся:
✓ чем младше ребенок, тем в большей мере он учится на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения увеличивается;
✓ если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически относиться к учебному материалу;
✓ господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность;
✓ возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов;
✓ с возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности и благодаря чему совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации;
✓ с возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении и значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, однако насколько данная способность осуществляется, в большей степени зависит от установок и интересов детей [5].
Нельзя сомневаться в том, что от игры, в которой в большей степени происходит обучение детей дошкольного возраста, у лекции в университете, которая обучает студентов, имеется огромное отличие, в основе которой возрастные различия субъектов обучения. Однако в тоже время возраст как таковой (число лет, которые были прожиты человеком), играет меньшую роль по сравнению с уровнем личностного развития, который был, достигнут за прожитый промежуток времени. Так мы можем встретиться и с 14-летним студентом, и с 18-летним шестиклассником. Существенную роль тут играют не только индивидуальные особенности рассматриваемых обучающихся, но и условия, в которых происходит их социализация.
5) С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т.е. когнитивные операции и стратегии учения, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации;
6) С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей.
Как известно, между игрой, в ходе которой в большей степени реализуется обучение ребенка дошкольного возраста, и лекцией в университете, дающей знания студенту, существует большая разница, в основе которой лежат возрастные различия субъектов образования. Однако при этом возраст как таковой (количество лет, прожитых человеком), играет меньшую роль, по сравнению с уровнем личностного развития, который достигнут за прожитый период времени. Например, педагогу может встретиться и с 14-летний студент, и с 18-летний шестиклассник. Значительную роль здесь играют не только индивидуальные особенности рассматриваемых обучающихся, но и условия, в которых происходит их социальная адаптация [9].