Файл: Воспитание и индивидуальные особенности личности (История и особенности индивидуального подхода в воспитании детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Результаты исследования и их анализ

Диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей раннего возраста проводилось при помощи методики «Таблицы развития Гезелла».

Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты по методике «Таблицы развития Гезелла».

Ф.И. ребенка

Оценка результатов

Уровень развития

1.

А. Артём

14

Высокий

2.

Б. Стёпа

5

Низкий

3.

Б. Зарина

9

Средний

4.

Б. Соня

6

Низкий

5.

Б. София

5

Низкий

6.

К.Ваня

11

Средний

7.

К. Даша

7

Низкий

8.

К. Илья

6

Низкий

9.

К. Серёжа

7

Низкий

10.

Куз. Серёжа

7

Низкий

11.

Н. Семен

15

Высокий

12.

Д. Света

11

Средний

13.

Г. Кирилл

7

Низкий

14.

З. Вера

13

Средний

15.

П. Дима

5

Низкий

16.

О. Аня

9

Средний

17.

М. Яна

7

Низкий

18.

И. Слава

7

Низкий

19.

М. Саша

6

Низкий

20.

О. Оля

5

Низкий

21.

К. Паша

13

Средний

22.

Г. Марина

11

Средний

23.

С. Олег

7

Низкий

24.

Ф. Леша

5

Низкий

25.

Ш. Лиза

7

Низкий

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).

Рисунок 1. – Анализ показателей по методике «Таблицы развития Гезелла».

Таким образом, полученные результаты анализа уровня развития поведенческой сферы позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого развития поведенческой сферы. Это свидетельствует о том, что у детей раннего возраста низкий уровень развития таких сфер поведения как адаптивное и личностно-социальное.


Диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей раннего возраста проводилось при помощи методики «Шкала развития Д. Лешли». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты по методике «Шкала развития Д. Лешли».

Ф.И. ребенка

Оценка результатов

Уровень развития

1.

А. Артём

12

Высокий

2.

Б. Стёпа

6

Низкий

3.

Б. Зарина

8

Средний

4.

Б. Соня

6

Низкий

5.

Б. София

6

Низкий

6.

К.Ваня

6

Низкий

7.

К. Даша

6

Низкий

8.

К. Илья

6

Низкий

9.

К. Серёжа

7

Низкий

10.

Куз. Серёжа

7

Низкий

11.

Н. Семен

12

Высокий

12.

Д. Света

6

Низкий

13.

Г. Кирилл

6

Низкий

14.

З. Вера

8

Средний

15.

П. Дима

6

Низкий

16.

О. Аня

8

Средний

17.

М. Яна

6

Низкий

18.

И. Слава

6

Низкий

19.

М. Саша

6

Низкий

20.

О. Оля

6

Низкий

21.

К. Паша

8

Средний

22.

Г. Марина

8

Средний

23.

С. Олег

6

Низкий

24.

Ф. Леша

6

Низкий

25.

Ш. Лиза

6

Низкий

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).

Рисунок 4. – Анализ показателей по методике «Шкала развития Д. Лешли».

Таким образом, полученные результаты анализа уровня развития детей раннего возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня развития. Это свидетельствует о том, что у детей раннего возраста низкий уровень социального развития.


2.3 Рекомендации по результатам исследования

В связи с полученными результатами диагностического исследования индивидуальных особенностей детей раннего возраста нами были сформулированы следующие рекомендации.

В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на этой ступеньке.

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

В рамках психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и как один из его этапов в детском саду предлагаем следующую программу групповых игровых сеансов, направленную на социализацию дошкольников. Психологическое сопровождение осуществляется в три этапа:

1. Анкетирование родителей. Установление с детьми личностного и эмоционального контакта.

2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации к ДОУ, позволяющая выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста.

3. Анализ результатов диагностики и развивающей работы. Консультирование родителей. Выдача рекомендаций.

В ходе психологического сопровождения детей раннего малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу) - это совместная радость, доброжелательность, проявляют заинтересованность, активизируются.

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.


Задачи:

✓ вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;

✓ сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

✓ обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;

✓ стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;

✓ обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;

✓ стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.

Режим работы. Программа проводится с октября по февраль из расчета 2 игровых сеанса в месяц по 10 минут (в соответствии с СанПиН и режимом дня первой младшей группы) в утреннее время - 8:10, когда все дети собираются в группе. Это время наиболее актуально, ведь некоторым малышам трудно расставаться с мамами, а игровой сеанс заинтересовывает и отвлекает их.

Ожидаемый результат: социализация детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия педагога-психолога с детьми.

В результате освоения программы дети должны уметь:

✓ эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

✓ соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);

✓ использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.

Программа включает адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры.

Для освоения содержания программы в работе с детьми используются показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.

Используемые технологии:

✓ коммуникативные игры;

✓ телесно-ориентированные игры и упражнения;

✓ упражнения с дидактическим материалом.

На основе полученных, на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика): в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации.


Заключение

Цель курсовой работы явилось теоретическое обоснование влияния индивидуального воздействия на воспитание и развитие человека, рассмотрение индивидуальных особенностей личности и определении их взаимосвязи и влиянии на процесс воспитания человека.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи

  • Раскрытие понятия «воспитание», «индивидуальные особенности личности», «личность»;
  • Рассмотрение содержание воспитательного процесса, выявить его особенности;
  • Ознакомление со значением воспитания в педагогическом процессе;
  • Рассмотрение взглядов ученых на индивидуальный подход в воспитании;
  • Освещение понятия индивидуально-типологических особенностей личности.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части освещена история вопросам об индивидуальном подходе к ребёнку в процессе воспитания. Раскрыт вопрос o роли педагога в осуществлении индивидуального подхода.

Во второй главе было проведено экспериментальное исследование индивидуальных особенностей детей раннего возраста в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли». Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня индивидуальных особенностей развития детей раннего возраста с использованием вышеописанных методик.

Далее были сформулированы рекомендации по результатам исследования.

Таким образом, при воспитании детей раннего возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи A.С.Макаренко сегодня». - М.: Знание, 2013 - 80с. Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10.

2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.O. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: Кн. Для классного руководителя. - М.: Прoсвещение, 2014.-207с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пединститутов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 2013 - 256с.