Файл: МОТ и ее роль в современных условиях (Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 985

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы. Важнейшими условиями формирования трудовых и социальных стандартов в России, крайне необходимых для реального встраивания ее в глобализируемую экономику, являются, как нам представляется, внесение поправок, дополнении и изменений в федеральное законодательство: о разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, а также между субъектами федерации и муниципальными органами власти; регулирующее отношения в отраслях социальной сферы и в области социальной защиты населения; о государственных внебюджетных фондах.

Глава 3. Пути совершенствования регулирования труда в Российской Федерации

Формирование общероссийских трудовых и социальных стандартов, представляющих собой законодательно установленный минимально необходимый уровень обеспечения гарантий, выражаемый в трудовых и социальных нормах, должно предполагать:

  • формирование нормативов по труду как регламентированных величин затрат труда и его условий (включая оплату)[37], разработанных на основе специальных исследований, сложившейся международной практики и требований МОТ и предназначенных для многократного использования, а также регулирования рабочего и свободного времени (связанного с работой);
  • обеспечение удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;
  • укрепление единого социального пространства федерации и относительного выравнивания уровня социально-экономического развития ее территорий;
  • создание условий для приближения отечественных трудовых и социальных нормативов к сложившимся международным стандартам;
  • нормативное обеспечение формирования бюджетных и внебюджетных
    средств на социальные нужды;
  • концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной социальной политики и оценка уровня социального развития субъектов РФ с точки зрения международных сопоставлений.

Исходя из этого, к основным типам государственных трудовых и минимальных социальных стандартов целесообразно отнести:

  • стандарты, определяющие рабочее и нерабочее (связанное с работой)
    время, условия труда, его оплату и уровень занятости трудоспособного
    населения в общественном производстве;
  • минимальные доходы и минимальные размеры массовых социальных
    пособий;
  • номенклатуру, перечень, наборы бесплатных и частично платных услуг;
  • перечень контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи;
  • стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг (особое значение имеют стандарты медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических лечебных и профилактических процедур, а также стандарты образовательных технологий). Такая практика уже получила широкое распространение в зарубежных странах, к примеру, в Германии в форме медицинских протоколов;
  • нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Представляется, что трудовые и социальные нормативы могут быть положены в основу бюджетного финансирования (наряду с существующей в РФ бюджетной классификацией), а их формирование и применение должно строиться на следующих принципах:

  • изменение существующей структуры закрепления доходов и расходов на социально-экономические нужды по бюджетам всех уровней и государственным внебюджетным фондам (при разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти и самоуправления);
  • постепенная децентрализация системы государственных расходов по мере развития федерализма и местного самоуправления;
  • территориальная дифференциация трудовых и социальных стандартов и нормативов их финансового обеспечения с выделением группы однородных субъектов РФ по социально-экономическому положению и природно-климатическим условиям (с методологической точки зрения недопустимо определение трудовых и социальных нормативов, исходя из современных критических уровней финансирования социальной сферы и обеспечения финансовой поддержки малообеспеченных граждан);
  • общедоступность обеспечения социальной зашиты, бесплатных и частично платных услуг вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов, пола, возраста и места жительства;
  • целевое, адресное и подушевое финансирование обеспечения государственных трудовых и социальных стандартов из бюджетов всех уровней и
    государственных внебюджетных фондов, его научного и проектного обеспечения и прозрачности;
  • государственное регулирование цен и тарифов на частично платные услуги[38].

Объектами применения трудовых и минимальных социальных стандартов, по нашему мнению, могут быть: а) доходы населения, социальная поддержка граждан; б) социальное обслуживание граждан; в) образование; г) здравоохранение; г) наука и культура; д) жилищно-коммунальная сфера; е) сфера охраны труда и техники безопасности; ж) область обеспечения благоприятной окружающей среды; з) сфера занятости (реальный сектор экономики и сфера услуг)[39].

Наконец, необходимо финансовое обеспечение создания и реализации государственных и социальных стандартов, включаемых в социальные статьи
бюджетов всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения).

Важнейшими условиями формирования трудовых и социальных стандартов в России, крайне необходимых для реального встраивания ее в глобализируемую экономику, являются, как нам представляется, внесение поправок, дополнении и изменений в федеральное законодательство:


  • о разграничении предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, а также между субъектами федерации и муниципальными органами власти;
  • регулирующее отношения в отраслях социальной сферы и в области социальной защиты населения;
  • о государственных внебюджетных фондах.

Следует, наконец, принять Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах», проект которого разработан Министерством экономического развития и торговли РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами и который направлен на реализацию трудовых и социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ[40].

По нашему мнению, на трудовые и социальные стандарты должен опираться анализ трудовой и социальной сфер с целью выяснения соответствия их пороговых национальных значений международным стандартам. С конца 60-х гг. прошлого века изучением трудовых и социальных показателей (нормативов) занимается ряд международных и региональных межправительственных организаций, разрабатывающих и совершенствующих их в рамках своих интересов и компетенции. К примеру, ВОЗ определяет показатели состояния здоровья и доступа к услугам в области здравоохранения, а в сотрудничестве с ФАО — показатели питания, ЮНЕСКО совершенствует нормативы в области образования, МОТ — в сфере контроля за занятостью и безработицей. НИИ социального развития при ООН разработал методику, называемую «профиль развития», основанную на определении связей между общими показателями развития и социального развития. Для их использования в отечественной практике необходимо, на наш взгляд, решить три проблемы. Во-первых, сделать предметом практического применения методологию, позволяющую отразить в динамике реальное социально-экономическое положение РФ и ее субъектов на основе единой системы трудовых и социальных нормативов; во-вторых, сформировать относительно простую и удобную систему показателей, способствующих оперативности сбора и обработки достоверной информации; в-третьих, обеспечит ее сопоставимость с международными стандартами и статистическими показателями[41].

Можно и нужно критически относиться к новым оценкам международных трудовых и социальных стандартов и их интерпретации в современных российских условиях. Но несомненным достоинством уже применяемых в практике международных и региональных межправительственных организаций и региональных интеграционных группировок (мы имеем в виду прежде всего ВТО, МОТ и ЕС) является применение единых по сути принципов
их расчета и формирования. Очевиден вывод, применение в России международных трудовых и социальных стандартов будет способствовать восстановлению управляемости социально-экономическими процессами, совершенствованию финансово-бюджетных механизмов, ориентированных на формирование долговременных экономических заделов социальной стабилизации, обеспечению общефедеральных гарантий в трудовой и социальной сферах, но главное — созданию условий для встраивания нашей страны в мировую экономику и ее включения в мировые интеграционные процессы.


Трудовые и социальные нормативы тесно связаны и с международной торговлей. Выбор трудовых стандартов в одной стране изменяет экономическое благосостояние граждан другой страны через доступ на рынок.

Международный финансовый внешний эффект, возникающий в результате попыток некоторых стран получить преимущество в конкуренции на международном рынке путем понижения своих трудовых и социальных стандартов и непринятия более сильных трудовых стандартов из опасения, что другие страны не будут усиливать свои стандарты, передается через каналы доступа на рынок. Проблемы, связанные с трудовыми стандартами, могли бы в значительной степени быть устранены ВТО. Применение в России международных трудовых и социальных стандартов будет способствовать восстановлению управляемости социально-экономическими процессами, совершенствованию финансово-бюджетных механизмов, ориентированных на формирование долговременных экономических заделов социальной стабилизации, обеспечению общефедеральных гарантий в трудовой и социальной сферах, но главное — созданию условий для встраивания нашей страны в мировую экономику и ее включения в мировые интеграционные процессы. Важнейшим условием формирования трудовых и социальных стандартов в России, крайне необходимым для реального встраивания ее в глобализируемую экономику, является внесение поправок, дополнений и изменений в федеральное законодательство[42].

В силу своей конструктивности хоть и можно использовать некоторые стороны опыта Китая, но он не может служить объектом подражания в процессе формирования трудовых и социальных нормативов. Структуры экспорта России и Китая отличаются. Социальный демпинг не является рычагом повышения конкурентоспособности российской экономики. Необходимо учитывать региональные, отраслевые, культурные, демографические различия, а также специфику условий историко-политических и экономических особенностей вступления Китая в ВТО, но эффект от снятия ограничений для России будет значительно меньше.

В условиях постиндустриальной глобализации постоянное воспроизводство и развитие человеческого капитала становятся важными условиями для
производства товаров и услуг. Инвестиционными по своей сути становятся затраты на развитие социальной сферы: образование, здравоохранение, любые формы общения и даже поддержание социальной стабильности общества. Россия не использует социальные стимулы для экономического роста, имеются в виду очень низкие заработная плата и практика планирования уровня жизни по минимальной потребительской корзине.


Выводы. В целях усиления охраны труда в России следует принять Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах», проект которого разработан Министерством экономического развития и торговли РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами и который направлен на реализацию трудовых и социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. Необходимость формирования правовой базы для установления и применения государственных трудовых и минимальных социальных стандартов обусловлена тем, что их использование уже предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Заключение

Международная организация труда – специализированное агентство системы Организации Объединенных Наций, объединяющее 183 государства, которые поддерживают принципы социальной справедливости, провозглашенные в Уставе МОТ. Устав МОТ гласит, что непредставление какой–либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах, и призывает улучшать условия труда, тем самым добиваясь социальной справедливости. Этот подход отражен в конвенциях, рекомендациях и планах действий МОТ, цель которых – предоставить работникам правовые и процедурные инструменты борьбы с бедностью, унижениями, дискриминацией, рисками и эксплуатацией – явлениями, которые по–прежнему широко распространены на рабочих местах во всем мире.

Работа ведется по многим направлениям: продвижение принципов свободы объединения и коллективных переговоров; расширение занятости; развитие профессиональных навыков и навыков предпринимательства; формирование справедливой политики в области заработной платы; социальное обеспечение; охрана труда; защита прав трудящихся мигрантов; борьба с детским трудом; поддержка программ просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИДа. Вся деятельность основывается на международных трудовых стандартах, сформулированных в конвенциях МОТ, а также на принципах гендерного равенства в сфере труда.

Деятельность МОТ строится на принципах трипартизма, поэтому организация сотрудничает не только с правительствами, но и с объединениями работников и работодателей. МОТ содействует развитию потенциала профсоюзов и работодателей с тем, чтобы обеспечить их подотчетность и демократичный процесс принятия решений, а также помочь им предоставлять новые услуги своим членам и повышать квалификацию своих сотрудников.