Файл: МОТ и ее роль в современных условиях (Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений в современных условиях).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 986
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цели и задачи Международной организации труда
1.2. Социальное партнерство как один из основополагающих принципов МОТ
Глава 2. Проблемы организации труда в современных условиях
2.1.Особенности формирования трудовых и социальных нормативов в современных условиях
2.2. Проблемы охраны труда в Российской Федерации
Глава 3. Пути совершенствования регулирования труда в Российской Федерации
- равноправие сторон и доверие в отношениях, уважение и учет интересов участников переговоров, соблюдение норм законодательства;
- добровольность принятия взаимных обязательств в процессе подписания и принятия договоров и соглашений, содействие со стороны государства в направлении укрепления и развития системы социального партнерства;
- полномочность социальных партнеров и их представителей, а также полнота представительства; невмешательство в дела друг друга, ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств, свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства[13].
Авторитет МОТ в регулировании социально-трудовых отношений, которые основаны на принципах социального партнерства, снижении количества и уровня напряженности социальных конфликтов, сокращении массового забастовочного движения, является бесспорным. Мировой опыт решения спорных вопросов социально-трудовой сферы подтверждает, что многие из них можно решать на основе правовой базы МОТ, то есть Конвенций и Рекомендаций.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что законодателем общих принципов социального партнерства уже много десятилетий является Международная организация труда, членами которой является абсолютное большинство государств мира. Вместе с тем, МОТ постоянно подчеркивает, что идеальной и пригодной абсолютно для всех модели социального партнерства не существует. Учет национальной специфики является одним из главных принципов реализации социального партнерства в той или иной стране. Но интернациональным элементом является триада субъектов социального партнерства. МОТ применяет ее в своей структуре и активно рекомендует трипартизм, то есть постоянное участие в социальном партнерстве трех главных сил: профсоюзов, работодателей и государственных органов власти. Причем в зависимости от национальной специфики государство может участвовать как непосредственно (через своих представителей), так и опосредованно (через арбитражные органы и законодательные акты) [14].
Трипартизм как система социально-трудовых и производственных отношений нашел признание и вошел в практику многих государств с рыночной экономикой. Система трехстороннего сотрудничества широко пропагандировалась МОТ и активно внедрялась на практике. Во многих странах были созданы трехсторонние консультативные органы, в задачу которых входила разработка рекомендаций по различным аспектам работы для государственных органов[15].
Таким образом, можно сделать вывод, что МОТ не видит большой разницы между социальным партнерством и трипартизмом. Законодательство этой организации также подтверждает данное утверждение.
Выводы. Международная организация труда – специализированное агентство системы Организации Объединенных Наций, объединяющее 183 государства, которые поддерживают принципы социальной справедливости, провозглашенные в Уставе МОТ. Устав МОТ гласит, что непредставление какой–либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах, и призывает улучшать условия труда, тем самым добиваясь социальной справедливости. Этот подход отражен в конвенциях, рекомендациях и планах действий МОТ, цель которых – предоставить работникам правовые и процедурные инструменты борьбы с бедностью, унижениями, дискриминацией, рисками и эксплуатацией – явлениями, которые по–прежнему широко распространены на рабочих местах во всем мире.
Работа ведется по многим направлениям: продвижение принципов свободы объединения и коллективных переговоров; расширение занятости; развитие профессиональных навыков и навыков предпринимательства; формирование справедливой политики в области заработной платы; социальное обеспечение; охрана труда; защита прав трудящихся мигрантов; борьба с детским трудом; поддержка программ просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИДа. Вся деятельность основывается на международных трудовых стандартах, сформулированных в конвенциях МОТ, а также на принципах гендерного равенства в сфере труда.
Деятельность МОТ строится на принципах трипартизма, поэтому организация сотрудничает не только с правительствами, но и с объединениями работников и работодателей. МОТ содействует развитию потенциала профсоюзов и работодателей с тем, чтобы обеспечить их подотчетность и демократичный процесс принятия решений, а также помочь им предоставлять новые услуги своим членам и повышать квалификацию своих сотрудников.
Продвигая принципы достойного труда, МОТ стремится внести вклад в экономические и политические преобразования в регионе с тем, чтобы каждый человек мог получить надлежащий доступ к образованию и профессиональному обучению, к возможностям безопасной и продуктивной занятости, а также мог оказывать влияние на формирование государственной политики, определяющей его жизнь.
Глава 2. Проблемы организации труда в современных условиях
2.1.Особенности формирования трудовых и социальных нормативов в современных условиях
Один из главных моментов в глобализации, ведущих к всеобъемлющим
последствиям в мировом социально-экономическом бытии, является изменение предмета труда. В условиях современной высокотехнологической экономики воспроизводство и прогресс возможны только через повышение человеческого потенциала.
Несмотря на то, что процесс глобализации непрерывно расширяется, его
охват в планетарном масштабе довольно неравномерен. Развитие мирового хозяйства глубоко асимметрично, что ограничивает его возможность функционировать глобально в режиме реального времени как единой системы, то есть накопление капитала, развитие науки, техники, человеческих ресурсов происходит не по всему миру. «Локомотивом» его развития служит несколько стран, составляющих центр современной мировой экономической системы. Это, прежде всего, США, страны ЕС и Япония. Эти страны пытаются навязать новую модель разделения труда, при которой научные исследования, науко- и капиталоемкие услуги и производство сосредоточиваются в центре мировой системы, а материальное производство низкого, среднего и, частично, высокого уровня переносится в прочие группы государств.
Особую роль в повышении эффективности человеческого потенциала играет обеспечение такого уровня оплаты труда квалифицированных работников, который, с одной стороны, реально отражал бы качество их профессиональной подготовки, а с другой — обеспечивал расширенное воспроизводство рабочей силы. Сегодня самым надежным критерием прогресса служит качество жизни людей[16].
Для России типичны низкая заработная плата и существенные различия в оплате труда. Подобное положение тормозит развитие конкурентоспособной среды в сфере использования человеческого потенциала, подрывает потенциальные возможности работников, не обеспечивает прожиточного минимума работающего и его семьи[17].
Оценивая сравнительную эффективность человеческого потенциала, следует констатировать, что производительность труда в РФ как на отдельных предприятиях, так и в масштабе всей экономики значительно ниже, чем в промышленно развитых странах мира. Например, по отношению к Японии и Германии она едва достигает 40 %, примерно столько же по отношению к Швеции. Но так было не всегда. Еще 20 лет назад, в 1985 г., производительность труда в СССР составляла 55 % от уровня производительности в США, в 1991 г. — только 31 %, в 1997 г. — всего лишь 19 %, а в настоящее время — менее 12 %.
Главная причина такого катастрофического падения производительности — человеческий фактор. Средний возраст квалифицированных работников в РФ составляет 55 лет (в среднеотраслевом разрезе), удельный вес работников этого возраста и квалификации в общем числе занятых невысок (менее 9 %), основная масса — низко- и неквалифицированные работники. Естественно, в результате наша страна практически не экспортирует высокотехнологичную продукцию (за исключением продукции военно-промышленного комплекса), тогда как западные и восточноазиатские страны делают это весьма успешно[18].
Современное обсуждение трудовых и социальных стандартов, как внутренних по отношению к государству, так и международных, вовлекает множество весьма различных аспектов. Выбор слабых трудовых стандартов в одной стране может вызвать снижение стандартов труда и охраны окружающей среды, которые столкнутся с давлением конкуренции, направленной на ослабление или воздержание от укрепления собственных трудовых стандартов. При всей неоднозначности подхода к определению понятий «стандарты» и «нормативы», а также к определению их содержания и структуры, немногочисленные пока еще зарубежные и отечественные исследователи этой проблемы отождествляют эти понятия и исходят из того, что наиболее общее деление современных аспектов трудовых стандартов предполагает: во-первых, трудовые рыночные условия (заработная плата — минимальная, а не максимальная, как это было раньше, рабочее время — максимальное количество часов, включая специальные часы работы, к примеру, ночные, и градируемые по возрасту и половым компонентам рабочей силы); во-вторых, приемлемые условия труда (безопасность, соблюдение санитарных норм, производственно-технические); в-третьих, их общий диапазон законодательно закрепленных взаимоотношений между работодателями и работниками, включая право на объединения, на создание и поддержку профсоюзов, на переговоры с возможным достижением компромисса, на разрешение споров в арбитражных судах и судах обшей юрисдикции[19].
Слабые трудовые и социальные стандарты и плохие условия труда в одной стране могут породить социальные волнения, таким образом, вызвав в
других странах беспокойство о политике данной страны. Выбор страной слабых трудовых стандартов также может затронуть гуманные интересы других
стран, которые прямо беспокоятся о благосостоянии рабочих в этой стране.
Например, Китай все больше начинает воздействовать на социально-
экономическую обстановку других крупных держав (США и ЕС). Низкие трудовые, социальные и экологические стандарты Китая, неконвертируемость и слабость юаня вызывают рост китайского экспорта и миграцию из Китая в эти страны, инвестиций и перевода производства из этих стран в Китай, тормозящего промышленность этих стран и увеличивающего безработицу. Профсоюзы европейских стран призывают свои правительства защищать собственные трудовые ресурсы от недобросовестной конкуренции развивающихся стран, которые, используют средства социального демпинга[20].
Попытки решить данный вопрос через механизмы международного трудового права на уровне МОТ или ВТО, связывая проблемы минимальных трудовых нормативов с вопросами международной торговли, встречают бурное сопротивление развивающихся стран и антиглобалистов, которые со своей стороны рассматривают эти стремления как проявления протекционизма против бедных стран.
В развитых странах считают, что международные переговоры по тарифам, в частности организованным ВТО, могут помочь правительствам достичь взаимовыгодного расширения доступа на рынок, но эти переговоры по тарифам также создают возможность для возникновения проблем по стандартам. По мнению этих стран, существует две причины, по которым проблемы, связанные с трудовыми стандартами, могли бы быть устранены ВТО:
а) проблемы доступа на рынок; опыт работы с данными проблемами у
ВТО (и у предшествующей ей ГАТТ) превышает 50 лет;
б) они являются проблемами, которые, скорее всего, будут усугубляться
другими обязательствами ВТО (то есть обязательствами по тарифам).
ВТО на общем уровне хорошо подходит для разрешения проблем, которые возникают в результате международных внешних эффектов, передающихся через доступ на рынок. ВТО, однако, не имеет специфических экспертных знаний в области трудовых стандартов. МОТ, напротив, владеет только этим видом экспертных знании. Если проблема, связанная с трудовыми стандартами, — проблема доступа на рынок, то ее решением должна заниматься ВТО, в противном случае проблем) следует поручить МОТ.