Файл: МОТ и ее роль в современных условиях (Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 989

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что исторически идея социального партнерства возникла и получила развитие в странах Западной Европы, но широко используется в ряде стран мира благодаря МОТ и имеет важное значение сегодня, поскольку социальное партнерство это процесс, который в демократическом обществе позволяет представителям сторон, которые выявляют разные интересы, достигать компромиссов в вопросах заработной платы, занятости и социальной защиты.

Отсутствие в западном мире на протяжении десятилетий значительных социальных конфликтов и общественных потрясений является в значительной степени результатом реализации идеи социального диалога труда и капитала при посредничестве государства. Практическое воплощение эта идея получила после признания необходимости трехстороннего сотрудничества (трипартизма) представителей наемного труда, предпринимателей и государства. Последнее обстоятельство согласуется с миссией Международной организации труда (МОТ) по содействию всеобщему благосостоянию. В некотором смысле задачи деятельности МОТ определяются представлениями о социальной справедливости в мире.

Цель работы – исследовать роль Международной организации труда в современных условиях.

Задачи работы:

  1. определить цель и задачи МОТ;
  2. рассмотреть сущность социального партнерства как одного из основополагающих принципов МОТ;
  3. исследовать особенности формирования трудовых и социальных нормативов в современных условиях;
  4. выявить проблемы организации и охраны труда в России;
  5. определить основные направления совершенствования регулирования организации труда в Российской Федерации.

Объект исследования – Международная организация труда (МОТ).

Предмет исследования – принципы Международной организации труда и ее роль в современных условиях.

Глава 1. Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений в современных условиях


1.1. Цели и задачи Международной организации труда

Международная организация труда является одной из многих мировых организаций, которая наиболее успешно выполняет свой мандат. Она была основана в 1919 г. МОТ была основным органом в утверждении таких основополагающих трудовых и социальных стандартов, как 8-часовая продолжительность рабочего дня, политика занятости, охрана материнства, законы о детском труде и другие нормативные акты, которые способствовали охране труда, мирным социально-трудовым отношениям и сохранению социально-политической стабильности. Большинство государств мира не имели бы возможности реализовать эти нормы без одновременных, совместных действий других стран мира[1].

В преамбуле к Уставу МОТ отмечается, что целью создания этой организации является общий и прочный мир, который может существовать только на основе социальной справедливости[2].

Акт об учреждении Международной организации труда был разработан Комиссией по международному трудовому законодательству, которая была создана Парижской мирной конференцией в 1919 г. Он вошел в Версальский мирный договор, в качестве части XIII. Международная конференция труда, созданная для разработки международных трудовых норм и контроля за их реализацией, за два года (1919-1920 гг.) приняла девять Конвенций и десять Рекомендаций. Всего с момента своего возникновения до начала Второй мировой войны за первые двадцать лет своего существования (1919-1939 гг.) было принято 67 Конвенций и 66 Рекомендаций. В 1948 г. была принята одна из главных конвенций МОТ № 87 о свободе объединений. Она оказала большое влияние на характер социально-трудовых отношений в мире.

Одной из главных заслуг Международной организации труда является активная роль в процессе создание концепции социального партнерства, а также помощь и поддержка становления этой системы регулирования социально-трудовых отношений в большинстве стран мира. МОТ способствовала разработке принципов взаимодействия субъектов трудовых отношений, основой которых является необходимость участия в решении проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, трех сторон: представителей работодателей, представителей наемного труда, представителей государства. Из этого можно сделать вывод, что трипартизм был принят за основу в системе социального партнерства на институциональном уровне его функционирования. Такое мнение подтверждает то, что в решениях конвенций и принятых МОТ рекомендациях представлены интересы трех сторон - государственной власти, работодателей и наемных работников. Трехстороннее сотрудничество имеет также свое отражение в руководящих органах Международной организации труда, которая является уникальным форумом, где правительства и другие субъекты социального партнерства стран-членов могут свободно и открыто обсуждать свою национальную политику в социально-трудовой сфере[3].


К основным руководящим органам МОТ относят Международную конференцию труда и Административный совет.

Международная конференция труда проводится в июне каждого года в Женеве. Вместе с делегатами правительства в Конференции принимают участие и выступают представители предпринимателей и наемных работников, которые выступают и голосуют независимо друг от друга, и даже могут выступать против друг друга[4]. Конференция является мировым форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм. Она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который состоит из взносов государств-членов. В период между конференциями, работой Международной организации труда руководит Административный совет, в который входят 28 представителей правительств, 14 представителей наемных работников и 14 представителей работодателей. Этот исполнительный совет проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Он принимает решения по политике Организации, определяет ее программу и бюджет, которые представляются на Конференцию для утверждения. Совет также избирает Генерального Директора Международного Бюро Труда.

Десять правительственных мест в Административном совете постоянно закреплены за странами наиболее развитыми в промышленном отношении: Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки. Представители других стран-участниц избираются в Административный совет делегатами правительств на Международной конференции труда на трехлетний срок с учетом географического распределения. Предприниматели и наемные работники сами и отдельно друг от друга выбирают своих членов.

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом Международной организации труда, ее штаб-квартирой, исследовательским центром и издательством. Административно-управленческие функции децентрализованы и реализуются региональными и местными отделениями и бюро. Руководит Секретариатом Генеральный директор Международного бюро труда, избираемый на пятилетний срок с возможностью переизбрания. В штаб-квартире в Женеве и более чем 40 представительствах по всему миру работают свыше 2 500 специалистов и служащих.

Также регулярно проводятся региональные конференции государств-членов Международной организации труда, которые рассматривают вопросы, представляющие для них особый интерес. Административному совету и Бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональное образование, совершенствование методов управления, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы отдельных категорий наемных работников - молодежи, женщин, инвалидов[5].


Среди основных подразделений Международного бюро труда можно выделить Бюро по деятельности предпринимателей, Бюро по деятельности трудящихся, Департамент правительственной деятельности, законодательства и вопросов труда. Важность эффективного функционирования Бюро по деятельности предпринимателей обусловливается тем, что успешно работающие предприятия составляют основу любой стратегии расширения занятости, повышения уровня жизни, социально-политической стабильности. Бюро по деятельности предприятий Международного бюро труда работает с организациями работодателей, помогает им эффективно использовать свои функции[6].

Бюро по деятельности трудящихся является специализированным подразделением Международного бюро труда. Его основной задачей является поддержка плотной связи с профсоюзными объединениями в различных странах, предоставление ресурсов МОТ в их распоряжение, помощь Организации в реагировании на их проблемы, приоритеты деятельности, интересы и позиции и функционирование с учетом этого[7]. С этой целью Бюро координирует всю деятельность МОТ, касающуюся организаций наемных работников. Его главные цели: содействие развитию и укреплению представительских, независимых и демократических профсоюзных организаций, расширение их возможностей по участию в переговорах по политическим, экономическим и социальным вопросам и в принятии решений в этих областях; помощь профсоюзам активно принимать участие в деятельности МОТ.

Эффективное регулирование труда в ответ на социально-экономические изменения вносит важный вклад в улучшение условий труда и, в то же время, национальное развитие[8].

Как мы можем увидеть, структура руководящих органов Международной организации труда полностью соответствует Конвенции № 144, которая рассматривает вопрос трехсторонних консультаций и подчеркивает, что эффективные консультации между представителями правительства, предпринимателями и трудящимися необходимы для установления международных трудовых норм.

Конвенция № 144 про «Трехсторонние консультации для содействия применению международных трудовых норм» была принята 21 июня 1976 г. Этот документ предусматривает, что каждый член Международной организации труда, ратифицирующий Конвенцию, обязуется осуществлять процедуры, обеспечивающие эффективные консультации между представителями правительства, работодателями и работниками по вопросам, касающимся деятельности Международной организации труда. Каждая страна определяет характер и форму процедур в соответствии с национальной практикой и только после консультации с представительскими организациями[9]. Также не менее, важным является Рекомендация № 113 по консультациям и сотрудничеству между государственной властью и организациями предпринимателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе принятая 20 июня 1960 г. В ней указывается, что необходимость принятия этой рекомендации вызвана необходимостью принятия мер, соответствующих национальным условиям, для содействия в отраслевом и национальном масштабе эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями работодателей и работников[10].


Общей целью таких консультаций и сотрудничества должно быть содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государственными органами и организациями работодателей и работников, а также между этими организациями, с целью развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня.

МОТ поддерживает основы трипартизма также и в странах-членах, способствует социальному диалогу между профсоюзами и работодателями, которые принимают участие в формировании и реализации политики страны в социально-трудовой сфере[11].

Еще одной важной функцией МОТ является осуществление нормотворческой деятельности, касающейся сферы социально-трудовых отношений. Эти нормативные документы систематизируются (кодифицируются) в Международном кодексе труда. В Кодексе предоставляется правовая основа социального партнерства, высказаны конкретные правовые нормы, которые представлены в специальных юридических актах - конвенциях и Рекомендациях МОТ, в которых определяется правовой статус субъектов социального партнерства[12]. Эти акты являются обязательными к исполнению странами-членами, которые в установленном порядке их ратифицировали.

Россия, как член Международной организации труда, также должна выполнять эти положения, тем более, что по законодательству России в случае, если в международных договорах или международных соглашениях, в которых принимает участие Россия, предусмотрены другие нормы и правила, чем те, которые содержит в себе законодательство России, то в таком случае применяются нормы и правила международного договора или международного соглашения.

1.2. Социальное партнерство как один из основополагающих принципов МОТ

Важной целью деятельности МОТ является помощь странам-членам в создании своей собственной системы социального партнерства и формировании политики страны и законодательства в сфере труда. Международный кодекс труда определяет основные положения и принципы социального партнерства (трипартизма). К основным принципам социального партнерства, закрепленным в международном законодательстве, относятся: