Файл: PR-деятельность спортивной организации. Тенденция развития спортивных услуг в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения - это одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно, а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступными и интересными каждому.

Современная индустрия спорта – это довольно динамичная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осуществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте.

Спорт как особый институт современного общества оказывает огромное влияние на гармоничное развитие не только физических качеств, но и духовно-нравственных ценностей и установок личности. Данный феномен является приоритетным направлением социальной политики государства, направлен на формирование здорового образа жизни населения, воспитание молодого поколения, достойное выступление российских спортсменов на соревнованиях международного масштаба.

Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и бизнеса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства[1].

Исследование вопросов поддержания и развития сети объектов спорта в современных условиях должно опираться на принципы экономической целесообразности, оценки реального спроса и предложения на услуги и товары спорта.

Объектом исследования является спорт, рассматриваемый как социальный феномен, элемент культуры.

Предмет исследования – рынок спортивных услуг.

Цель настоящей курсовой работы состоит в исследовании развития спортивных услуг в России.

Обозначенная актуальность и цель определили последовательное решение следующих задач:

  • рассмотреть понятие и структуру спортивной индустрии;
  • изучить особенности рынка услуг отрасли «физическая культура и спорт»;
  • проанализировать развитиеспортивных услуг в России;
  • охарактеризовать основные перспективы развития спортивных услуг в России.

Целевые установки определили методологию исследования: анализ и синтез научно-литературных данных, сравнение, обобщение, метод абсолютных и относительных показателей, статистический, групповой метод, графический.

Использование указанных методов позволило обеспечить необходимую глубину исследования, достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, представленных в курсовой работе.

Теоретическая база основывается на научной и учебной литературе современных авторов: С.В. Алексеев, В.В. Алешин, Э.Г. Алиев, Р.А. Булатов, В.В. Галкин, А.И. Герцена, М.И. Золотов, В.В. Кузин, Е.В. Кузьмичева, М.Е. Кутепов, А.В. Литвин, Н.А. Малофеева, И.И. Переверзин, О.Н. Степанова, Л.В. Хорева и др.

При написании работы также использовались научные статьи периодической печати и информация на официальных сайтах сети Интернет. Нормативно-правовую базу составляют законодательные и нормативные документы Российской Федерации.

Структура работы определяется целями и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Теоретические аспекты исследования спортивной деятельности как вида экономической деятельности

1.1 Понятие и структура спортивной индустрии

Понятия физической культуры и спорта часто приравниваются многими людьми, но это не совсем верно, так как первое включает в себя второе.

Физическая культура – это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей; является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые направлены на развитие физических и интеллектуальных способностей человека. Основные показатели состояния физической культуры – это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, в организации свободного времени. [3, с. 91]

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. Структура физической культуры показана ниже (рис. 1).[4, с. 102]


Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • массовость ее развития;
  • уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей;
  • уровень спортивных достижений;
  • наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
  • степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
  • пропаганда физической культуры и спорта;
  • степень и характер использования СМИ.

Рис. 1. Компоненты физической культуры

«Источник: Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 133 с.

Таким образом, тот уровень внимания, которое уделяется правительством и гражданами какой-либо страны физической культуре и се развитию, является показателем развития страны в общем [15, с. 83].

Спорт как составная часть физической культуры - это средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. То есть, спорт объединяет минимум половину обозначенных компонентов физической культуры (физическое образование, воспитание, а также подготовку профессиональных спортсменов). Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества, подсчет набранных очков и т. д.).

Понятие спорта также рассматривается в «широком» и «узком» смысле слова. Спорт в «узком» смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, характерными особенностями которой являются:

  • система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
  • унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
  • регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции (когда интересы участников совпадают), которые имеют гуманный характер.

В «широком» смысле слова – это соревновательная деятельность, подготовка к ней и специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом.

Важную роль в спорте и вообще в любой социальной активности играет эффект соперничества как социально-психологический феномен. Как правило, при большинстве видов работ даже простой общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц и положительно сказывающееся на результативности работ в целом. Аналогичное явление происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка вызывает существенное изменение функционального состояния человека, происходит настройка на более высокий уровень двигательной деятельности, и большая мобилизация ресурсов организма [6].


В. Савицкий выделяет в спортивной индустрии три составляющих ее элемента: потребители спорта (зрители, участники, спонсоры), спортивные продукты (события, товары, тренировки, информация), поставщики (собственники команд, спортивные ассоциации, спонсоры, массмедиа, агенты, производители снаряжения) (рис. 2).

Разберем каждый элемент спортивной индустрии.

Как потребители зрители делятся на два типа: физические лица и компании. Представители обеих категорий могут наблюдать спортивное событие двумя способами: наблюдать лично либо смотреть медиатрансляцию (по телевидению, радио, онлайн). Нередко между потребностями корпоративных и индивидуальных потребителей возникает конфликт. К юридическим (корпоративным) зрителям-потребителям спортивных состязаний относятся и медиакомпании, выступающие посредником при донесении информации о событии до конечного зрителя. Основной источник их доходов -это контракты на трансляцию спортивных матчей, которые спортивные организации заключают с телекомпаниями и телевизионными сетями.

Рис. 2. Элементы спортивной индустрии

Источник: Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 133 с.

Участники соревнований как потребители – это люди, которые активно фигурируют в различных спортивных событиях; среди участников можно выделить тех, кто предпочитает неорганизованные соревнования (такие соревнования не контролируются извне и исчисляются миллионной аудиторией, например, детский футбол или хоккей), и тех, кто выбирает организованные (санкционируются и контролируются лигами и ассоциациями и предполагают участие любителей и профессионалов).

Спонсоры как потребители – это, в свою очередь, компании, которые спонсируют спорт и обменивают деньги или продукт на право ассоциироваться с определенным спортивным событием. Спонсор должен определиться с видом спорта, уровнем соревнований (любительский или профессиональный), а также с тем, что именно ему предпочтительнее спонсировать: события, команды, лигу или отдельных спортсменов.

Спортивный продукт – это товар или услуга, которые должны обеспечивать потребности спортивного зрителя, участника или спонсора (снаряжение, одежда и обувь, спортивное событие, занятия фитнесом и т. д.). Согласно еще одной классификации спортивных продуктов, их можно разделить на четыре категории: спортивные события, товары, тренировки и спортивную информацию.[3, с.101]


Спортивные события – это первичный продукт спортивной индустрии, фактически, это соревнование, ради которого производятся остальные продукты в спортивной индустрии; без состязания невозможно существование спортивной индустрии как вида деятельности. В свою очередь, ни одно спортивное соревнование не может существовать без спортсменов, которые также согласно данной классификации являются продуктом.

Таким образом, главной особенностью индустрии спорта являются ее участники (организации, спортклубы, спортсмены, тренеры, государственные служащие, болельщики и др.) и взаимодействие между ними с социальной точки зрения, которое является сложным и многообразным параметром и осуществляется для достижения их целей и удовлетворения потребностей. Но для повышения эффективности коммуникации между ними необходимо применять коммуникационные модели и инструменты маркетинговых коммуникаций, которые разрабатываются и непрерывно совершенствуются российскими и зарубежными маркетологами. В следующих параграфах мы рассмотрим российские и иностранные варианты рассмотрения данных вопросов.

1.2 Особенности рынка спортивных услуг

В связи с тем, что любая услуга продается, ее производители являются продавцами, а потребители – покупателями. Следовательно, возникает цепочка: предложение (продавцы) – спрос (покупатели).

Производители или продавцы на рынке физкультурно-спортивных услуг это тренеры, учителя, преподаватели, инструкторы физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивные организации (спортсооружения, спортивные клубы, фитнес-центры и т.д.), спортсмены. Продукты их деятельности - организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, спортивные зрелища и программно-методические продукты.

Потребители физкультурно-спортивных услуг – люди, которые занимаются спортом и оздоровительной физической культурой, зрители, спортивные болельщики и спонсоры, а также тренеры, учителя, преподаватели, и инструкторы физической культуры и спорта и самостоятельно занимающиеся.

Основной субъект рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта - это личность. Личность отличается от других потребителей тем, что приобретает услуги физической культуры и спорта не для материальной выгоды, а для удовлетворения собственных потребностей. В данном случае личность – это персонифицированный материальный носитель услуг физической культуры и спорта, который обладает специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, т.е. определенным уровнем физической подготовки. Личность самостоятельно выбирает спортивные дисциплины для своих будущих занятий, уровень достижений в избранном виде двигательной активности, место, форму, объем и режим потребления услуг, не исключая и участие в выборе тренера-преподавателя; личность самостоятельно оплачивает покупку услуг.