Файл: PR-деятельность спортивной организации. Тенденция развития спортивных услуг в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По отношению к прибыли ФСО делятся на коммерческие организации и некоммерческие. Цель коммерческих организаций – это получение прибыли, некоммерческие организации создаются для иных целей, например, с целью организаций детского досуга создается дворовая хоккейная команда.

Особенностью маркетинговой политики физкультурно-спортивных организаций является тесное взаимодействие клиента и лица, предоставляющего данные услуги. Это задает высокий уровень требований к персоналу, предоставляющему услуги, повышает влияние личностного фактора на качество услуг. В данном случае от персонала требуются не только высокий уровень профессионализма, но и наличие таких качеств как коммуникабельность, сдержанность, этика и культура [8, c. 189]

В связи с этим в спортивных организациях, особенно, таких как фитнес-центры, существуют стандарты обслуживания.

Кроме высоких требований к персоналу, выбирая физкультурно-спортивную организацию (спортсооружение), клиенты учитывают и следующие факторы:

 условия процесса предоставления услуги;

 состояние спортивного оборудования и инвентаря;

 используемые методы, средства программы и их сложность;

 имидж организации;

 маркетинговые коммуникации организации;

 собственные ощущения (недоверие и прочее);

 санитарный уровень помещений, комфортность, безопасность;

 наличие сервисных и дополнительных услуг.

Условия процесса предоставления услуги влияют на удовлетворенность клиентов и их мнения о качестве работы организации. Кроме этого, выбирая физкультурно-спортивную организацию, клиенты ориентируются на ее месторасположение, удобство подъезда и парковки, внешний и внутренний вид здания, количество и состояние спортивного оборудования, а также степень престижа организации.

Основных потребителей услуг спортсооружений можно разделить на три категории:

 профессиональные спортсмены;

 дети и молодежь, посещающие спортивные секции;

 взрослые, занимающиеся в фитнес-центрах и спортивных клубах.

2. Анализ тенденций развития спортивных услуг в России


2.1 Основные тенденции развития спортивных услуг в России

В России спортивная услуга появился около 20 лет назад, явившись одним из атрибутов западной жизни, которые проникли в страну в начале 90-х годов. За два десятка лет по всей России открылось множество фитнес-клубов. В наше время посещение спортивных центров уже стало признаком хорошего тона.[17, с. 45]

В большинстве стран деятельность по оказанию спортивно-оздоровительных услуг называют фитнесом.

Фитнес-индустрия имеет хорошую перспективу роста в России, что связано с увеличением доходов населения, а также ростом внимания к культуре здоровья и здоровому образу жизни.

В 2016 году в России функционировало 2025 фитнес-клубов, по сравнению с 2015 годом их число увеличилось на 225 шт. Более половины клубов расположено в регионах, при этом в Москве их количество в 2.8 раза выше, чем в Санкт-Петербурге.[16]

По оценкам MagramMarketResearch, к 2018 году в стране будет 2.5 тысячи фитнес-клубов.

Объем рынка фитнес-услуг в России в 2016 году вырос на 28,6%.

Согласно выводам аналитиков, российский рынок сохранит высокий темп роста еще как минимум 5-8 лет, поскольку в большинстве городов даже к 2018 году рынок по количеству клубов будет ненасыщен. До 2017 года прирост объема рынка не опустится ниже планки в 20%. [16]

Основная часть оборота фитнес-индустрии в России сосредоточена на территории двух столиц: 72% от объема российского рынка в 2016 году.

Преобладающими в России являются отдельные, не объединенные в какие- либо сети, клубы.

По данным MAGRAM MarketResearch, на сегодняшний день около 3% москвичей и 1,5% петербуржцев регулярно занимаются фитнесом. В Лондоне количество сторонников фитнеса достигает 26%, в Париже 15% (рис.4).

Рис. 4. Доля среди населения крупных городов, регулярно занимающихся фитнесом

Источник: Информационно-аналитическое агентство "Деловые Новости" [Электронный доступ] – URL: delonovosti.ru/

Несмотря на относительно небольшое число россиян, пользующихся фитнес-услугами, темпы роста отечественного рынка фитнес-индустрии достаточно высоки. Основными факторами роста рынка являются рост платежеспособности населения, а также увеличение числа приверженцев здорового образа жизни. Развитие рынка услуг фитнес-клубов происходит за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ.

Лидером по степени проникновения фитнес-услуг является Москва, которая, по оценке аналитиков, сохранит Лидерство до 2020 года. Второе место из рассмотренных компанией «Экспресс-Обзор» 9 городов занимает Красноярск. К 2018 году на втором месте по степени проникновения фитнес-услуг будет Ростов- на-Дону.


Ситуация на рынке фитнес-услуг в крупных городах и в регионах различна. В Москве рынок достаточно хорошо сегментирован – там присутствуют фитнес-клубы от премиум-сегмента до демократичного, в Петербурге рынок пока не прошел период сегментирования по ценовым категориям и по ориентации клубов на того или иного клиента, а в регионах рынок фитнес-услуг остается практически незаполненным. В последнее время новые фитнес-центры premium-класса чаще совмещаются с элитными жилыми комплексами, а клубы эконом-класса включены в крупные торговые центры. Характерно также широкое распространение фитнес-сетей, в том числе по франчайзингу.

На рынке фитнес-услуг можно выделить три сегмента в зависимости от цены услуги за месяц: нижний, средний и премиум (табл. 1).

Таблица 1 – Ценовые сегменты рынка фитнес-услуг[20]

Ценовой сегмент

Стоимость занятий в месяц, в руб.

Насыщенность рынка, %

Верхний

свыше 5000

более 80

Средний

2000-5000

50-60

Нижний

1200-2000

70-80

Первые фитнес-клубы, которые появлялись в Москве, относились к премиум-сегменту. Так первой была сформирована ниша «премиум», что объясняется более высоким уровнем доходности, чем работа в классе «масс- маркет». Освоение ниши среднего и эконом-класса началось после насыщения этой части рынка и даже сейчас идет достаточно медленно. Пока сегмент клубов для среднего класса остается незаполненным, и по оценке Reebok-Fitness, степень его насыщения равна 50-60%, а эластичность и емкость сегмента довольно высокая. Сейчас в этом секторе рынка идет основная конкурентная борьба за клиента. Эксперты считают, что наибольшие возможности для расширения бизнеса дает именно средняя ценовая ниша и по прогнозам маркетингового агентства Abarus, рост в ней начнется в 2017-2018 гг. В нижнем сегменте уровень культуры фитнеса и спорта невысок, это так называемые «качалки», однако этот сегмент уже начал расти и его емкость сейчас превысила 70-80%. В настоящее время конкуренция здесь гораздо жестче, чем в более высоких ценовых нишах.

Согласно результатам исследований агентства MagramMarketResearch, спрос на здоровый и активный образ жизни растет и в регионах. Основной проблемой развития фитнеса в регионах помимо невысокой платежеспособности населения является непонимание потенциальными клиентами важности спорта в их жизни. Однако постепенно фитнес-индустрия приходит в регионы и завоевывает популярность. По оценкам специалистов, в ближайшие годы основной рост будет обеспечиваться за счет регионов, темпы роста столичного рынка будут невысокими.[16]


По данным компании Symbol-Marketing, крупнейшими сетевыми игроками рынка являются «Планета Фитнес», WorldClass (годовой оборот в 2016 году составил 55 млн.долларов), «Р-Фитнес» (годовой оборот в 2016 году - около 15 млн. доллров), OrangeFitness, «Марк Аврелий» и MasterGym.

В последние годы наметилась тенденция выхода московских фитнес-сетей на региональный рынок, в основном, в города-миллионники.

Укомплектованность столичного рынка фитнес-клубами, и конкуренция в больших городах заставляет крупных сетевых игроков продумывать новые стратегии продаж клубных карт. В условиях конкуренции они вынуждены уменьшать стоимость услуг, а клиентская база прирастает за счет освоения новых регионов. Фитнес-операторы стараются удержать «старых» клиентов, так как привлечение новых обходится дороже

В настоящее время специалисты прогнозируют расширение бизнеса фитнес- центров за счет увеличения количества клубов среднего ценового сегмента, бурный рост в котором ожидается в 2017-2018 гг. Наиболее перспективными регионами для строительства демократичных и качественных спортивных учреждений, предлагающих годовой абонемент по цене от 300 до 600$, являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Поволжье и Западная Сибирь.

2.2 Проблемы развития рынка спортивных услуг

В последнее время сектор развивался очень быстрыми темпами. По некоторым оценкам, ежегодный рост составлял более 25%. Потенциальная емкость на данный момент достигает двух миллиардов долларов и это притом, что отечественный рынок спортивных услуг еще достаточно далек от насыщения.

Большая часть финансирования системы физкультуры и спорта берет на себя государство. До 2014-го ассигнования из бюджета ежегодно существенно возрастали, однако расходы все равно существенно уступают тому, что тратят в развитых странах. Там на отрасль выделяется до 2% ВВП, в РФ этот показатель примерно в десять раз меньше. Такое финансирование явно не позволяет выполнять все возлагаемые на сектор социально-экономические функции.

Как показывает анализ рынка спортивных услуг, интерес частных инвесторов хоть и присутствует, но пока не слишком велик. Об этом наглядно свидетельствуют и размеры поступлений в бюджет. Например, в Швейцарии эта статья доходов обеспечивает 1,8% ВВП. Сумма налогов, выплачиваемых российскими владельцами специализированных заведений, составляет всего 0,06% ВВП. Разница видна невооруженным взглядом.


Сегодня в секторе используется далеко не самый эффективный территориальный принцип управления. Многие муниципальные программы стратегического развития в условиях экономического кризиса сокращаются, и часто это происходит за счет спорта и физкультуры. Слабая нормативно-правовая база затрудняет привлечение спонсоров, которые не видят здесь особых перспектив с точки зрения бизнеса.

Даже беглый анализ рынка спортивных услуг позволяет увидеть существенный перекос государственного финансирования в пользу профессионального сегмента. Во всем мире региональный бюджет нацелен на создание условий для занятий любителей, детей и людей с ограниченными возможностями. В РФ львиная доля средств уходит на содержание местных футбольных, хоккейных или баскетбольных команд. Всем остальным обычно остаются лишь жалкие крохи.

Проблемой для частного сектора также является недостаток квалифицированного менеджмента. С одной стороны, количество бывших спортсменов и профессиональных тренеров зашкаливает. С другой, многие из них элементарно не воспринимают себя как обслуживающий персонал. Многим заведениям необходимо очень серьезно работать над улучшением предоставляемого ими сервиса.

2.3 Перспективы развития спортивных услуг в России

Спрос на рынке спортивно оздоровительных услуг очень сильно зависит от уровня доходов населения. Почти 24% россиян пользуются спортивно-оздоровительными услугами. Таковы итоги социологического опроса, проведенного "ОПОРОЙ России".

Поощрение бизнеса к выходу на рынок спортивных услуг поможет решить сразу несколько важных задач. Снизятся расходы госбюджета на финансирование программ местного и федерального уровня. Появятся новые рабочие места, возрастет количество налоговых поступлений, при этом более эффективно будет решаться задача по оздоровлению населения.

Сегодня происходит интенсивное развитие фитнес-индустрии во всем мире, по темпам роста фитнес находится на втором месте после нанотехнологий, рассказала Ольга Луцева-Эр, генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics. В России динамика роста фитнес-услуг за последние три года составляла около 20-30% в год и опережала по темпам роста многие ведущие страны Европы и США. "Участие государства в развитии этой отрасли минимально и никак не влияет на динамику российского рынка фитнеса", - говорит эксперт.