Файл: PR-деятельность спортивной организации. Тенденция развития спортивных услуг в России.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования спортивной деятельности как вида экономической деятельности
1.1 Понятие и структура спортивной индустрии
1.2 Особенности рынка спортивных услуг
2. Анализ тенденций развития спортивных услуг в России
2.1 Основные тенденции развития спортивных услуг в России
2.2 Проблемы развития рынка спортивных услуг
По данным исследования NeoAnalytics, наиболее насыщенным по количеству фитнес-клубов является сегмент премиум-класса (до 90%). Для московского рынка в этом сегменте характерна сильная конкуренция среди участников рынка. Насыщенность сегментов среднего и экономкласса намного ниже (около 50%). "В России активно занимаются фитнесом около 2-3% населения, в Москве показатель приближается к 10%. В США этот показатель равен 18%. Мы видим, что перспективы для развития и роста рынка есть", - заключила Ольга Луцева-Эр.[20]
В России активно занимаются фитнесом около 2-3% населения, в Москве - почти 10%. В США этот показатель доходит до 18%
В сфере производства экологичной косметики, продуктов питания, даже одежды существуют огромные бизнес-возможности, считает Елена Смирнова, ведущий эксперт Экобюро GREENS. Связаны они как с ростом спроса на экотовары, так и с общей политикой курса на импортозамещение. "Конкуренция на этом рынке есть, но его емкость настолько велика, что заполнять ее российскими товарами можно еще несколько лет. Конкуренция существует в точках продаж, как в реальных, так и онлайн. При этом покупатели зачастую не знают, чем один товар отличается от другого, а производители не считают нужным давать подробные пояснения, заниматься продвижением товаров и услуг", - говорит она.
Одним из драйверов развития рынка здорового образа жизни может стать пропаганда спорта и правильного питания со стороны государства, считают некоторые эксперты.
В свою очередь исполнительный директор АНО "Национальное агентство устойчивого развития" Александр Андрианов считает, что господдержка здесь не нужна, так как общественное питание - востребованная коммерческая ниша, с которой бизнес может справиться сам. При этом, по его словам, на государстве должна лежать миссия правильной и массовой пропаганды спорта. "Нужна господдержка в сфере спортивно-оздоровительных услуг, особенно в небольших городах, где спрос на такие услуги не сформирован и не может быть профинансирован населением", - поясняет Александр Андрианов.
Алексей Ковалев считает, что интерес к развитию спорта и сферы фитнеса со стороны государственных структур за последние годы значительно вырос. "В страну возвращаются нормы ГТО. С 2016 года будут введены госстандарты для фитнес-клубов. Но есть и другая сторона медали. Все представители индустрии уверены, что создание ГОСТов для фитнеса - идея очень правильная, однако вопрос в другом: будут ли они способствовать повышению качества фитнес-услуг. Ведь в разработке этих стандартов не принимали участия ведущие сети фитнес-индустрии. Многие требования нелогичны и могут ухудшить ситуацию на рынке не только для владельцев фитнес-клубов, но и для их клиентов", – замечает эксперт.
Сегодня индустрия спортивных услуг развивает очень важную для национальной экономики сферу массового спорта, в том числе и туризм, не только как спорт, но и как соответствующую отрасль в сфере услуг. Достаточно сказать, что, например, в Великобритании туризм - вторая по значимости отрасль индустрии услуг, и в этой отрасли занято около 7% трудоспособного населения страны, а ее ежегодный доход превышает 8 млрд долл. США.
Современная индустрия услуг, в том числе спортивных, имеет специфику в сравнении с производственными отраслями, касающуюся основных фондов и капитальных вложений. В составе основных фондов сервисных отраслей здания и сооружения доминируют над оборудованием, транспортом и т.д. Поэтому в инвестициях в сферу услуг высока доля инвестиций в строительство.
Таким образом, индустрия спортивных услуг способствует развитию строительного сектора национальной экономики. Причем именно развитию в этом секторе научно-производственной (инновационной) инфраструктуры, поскольку строительство в сервисных отраслях, в том числе в спорте, само по себе выполняет сервисную функцию - непосредственного обслуживания потребителей данных услуг — и потому нацелено на использование новых идей для эффективного завоевания потребительского рынка. Достаточно вспомнить острую борьбу городов за право проведения Олимпийских игр. И получение городом такого права считается очень большой удачей. Дело здесь далеко не только в престиже, но, прежде всего, это строительный и инвестиционный бум.
В последнее время сектор развивался очень быстрыми темпами. По некоторым оценкам, ежегодный рост составлял более 25%. Потенциальная емкость на данный момент достигает двух миллиардов долларов и это притом, что отечественный рынок спортивных услуг еще достаточно далек от насыщения.
Большая часть финансирования системы физкультуры и спорта берет на себя государство. До 2014-го ассигнования из бюджета ежегодно существенно возрастали, однако расходы все равно существенно уступают тому, что тратят в развитых странах. Там на отрасль выделяется до 2% ВВП, в РФ этот показатель примерно в десять раз меньше. Такое финансирование явно не позволяет выполнять все возлагаемые на сектор социально-экономические функции.
Как показывает анализ рынка спортивных услуг, интерес частных инвесторов хоть и присутствует, но пока не слишком велик. Об этом наглядно свидетельствуют и размеры поступлений в бюджет. Например, в Швейцарии эта статья доходов обеспечивает 1,8% ВВП. Сумма налогов, выплачиваемых российскими владельцами специализированных заведений, составляет всего 0,06% ВВП. Разница видна невооруженным взглядом.
Сегодня в секторе используется далеко не самый эффективный территориальный принцип управления. Многие муниципальные программы стратегического развития в условиях экономического кризиса сокращаются, и часто это происходит за счет спорта и физкультуры. Слабая нормативно-правовая база затрудняет привлечение спонсоров, которые не видят здесь особых перспектив с точки зрения бизнеса.
Даже беглый анализ рынка спортивных услуг позволяет увидеть существенный перекос государственного финансирования в пользу профессионального сегмента. Во всем мире региональный бюджет нацелен на создание условий для занятий любителей, детей и людей с ограниченными возможностями. В РФ львиная доля средств уходит на содержание местных футбольных, хоккейных или баскетбольных команд. Всем остальным обычно остаются лишь жалкие крохи.
Проблемой для частного сектора также является недостаток квалифицированного менеджмента. С одной стороны, количество бывших спортсменов и профессиональных тренеров зашкаливает. С другой, многие из них элементарно не воспринимают себя как обслуживающий персонал. Многим заведениям необходимо очень серьезно работать над улучшением предоставляемого ими сервиса.
По отношению к прибыли ФСО делятся на коммерческие организации и некоммерческие. Цель коммерческих организаций – это получение прибыли, некоммерческие организации создаются для иных целей, например, с целью организаций детского досуга создается дворовая хоккейная команда.
Особенностью маркетинговой политики физкультурно-спортивных организаций является тесное взаимодействие клиента и лица, предоставляющего данные услуги. Это задает высокий уровень требований к персоналу, предоставляющему услуги, повышает влияние личностного фактора на качество услуг. В данном случае от персонала требуются не только высокий уровень профессионализма, но и наличие таких качеств как коммуникабельность, сдержанность, этика и культура [8, c. 189]
В связи с этим в спортивных организациях, особенно, таких как фитнес-центры, существуют стандарты обслуживания.
Кроме высоких требований к персоналу, выбирая физкультурно-спортивную организацию (спортсооружение), клиенты учитывают и следующие факторы:
условия процесса предоставления услуги;
состояние спортивного оборудования и инвентаря;
используемые методы, средства программы и их сложность;
имидж организации;
маркетинговые коммуникации организации;
собственные ощущения (недоверие и прочее);
санитарный уровень помещений, комфортность, безопасность;
наличие сервисных и дополнительных услуг.
Условия процесса предоставления услуги влияют на удовлетворенность клиентов и их мнения о качестве работы организации. Кроме этого, выбирая физкультурно-спортивную организацию, клиенты ориентируются на ее месторасположение, удобство подъезда и парковки, внешний и внутренний вид здания, количество и состояние спортивного оборудования, а также степень престижа организации.
Основных потребителей услуг спортсооружений можно разделить на три категории:
профессиональные спортсмены;
дети и молодежь, посещающие спортивные секции;
взрослые, занимающиеся в фитнес-центрах и спортивных клубах.
Заключение
Безусловно, роль спортивных сооружений и предоставляемых ими услуг в функционировании и развитии сферы «физическая культура и спорт» велика. Иисследование рынка услуг спортсооружений в рамках данной работы это подтвердило.
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Рынок спортивных услуг в настоящее время является достаточно обширным и предоставляет возможность каждому человеку найти занятие по душе. Выбирая любойвид спорта, человек может тренироваться, совершенствоваться и реализовывать себя вжелаемом виде спорта, а поспособствовать этому могут спортивные комплексы снеобходимым оборудованием, оснащением и квалифицированным, компетентнымперсоналом (тренеры, преподаватели, инструкторы).
Между тем при всем разнообразии функций сферы спортивных услуг - экономической, лечебно-оздоровительной, воспроизводства человеческого капитала, зрелищной, патриотической, оборонной и т.д. - объединяющим эти функции началом выступает досуговая, рекреационная функция. И эта интегральная функция реализуется, строго говоря, в двух основных направлениях - услугах физической культуры и услугах спорта:
- услуги физической культуры - это совокупность различных форм социальной деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения в образовательных и дошкольных учреждениях, в добровольных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях, по месту работы и по месту жительства, в рекреационных организациях - санаториях, курортах, туристических базах;
- услуги спорта - это форма специальной практики подготовки человека к соревнованиям, организации соревновательной деятельности и спортивно-зрелищных услуг; при этом выделяются: спорт высших достижений как сфера любительского спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека; профессиональный спорт как коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, поставленная в рамках данной работы, и решены задачи, обусловленные целью и актуальностью.
Список использованных источников
Описание источника статистических данных
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р(ред. от 10.02.2017) // Консультант Плюс: справочная правовая система. – Версия Проф, –Электрон. дан. – М., 2017. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. Гос. ун-та.
- Маркетинговая стратегия организации в профессиональном спорте. – Электронныйрежим доступа. - URL: http://www.prosportmedia.ru/ (дата обращения: 11.03.2018)
Описание произведения из многотомного издания
- Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физкультура испорт, 2015. – 133 с.
Описание учебников и учебных пособий
- Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новыевызовы современности: Монография. / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев и др. - М.: Науч.-изд.центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.
- Анурин В.В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. / В.В. Анурин,И.С. Муромкин., Е.А. Евтушенко - М.: СпортАкадемПресс, 2014 г. - 195 с.
- Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: учеб.пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 448 с.
- Ковалевский В.П. Особенности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций / В.П, Ковалевский, Г.В. Вязикова. - Вестник ОГУ. - №14(175), 2014. - 213 с.
- Косогорцев В.И. Подходы к классификации услуг физкультурно-спортивныхорганизаций // Российское предпринимательство, 2016. - Том 17. - № 4. - 641 с.
- Кузин В.В. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие - М.:СпортАкадемПресс, 2016. - 478 с.
- Обожина, Д. А. О 212 Особенности маркетинга в спорте: учеб. пособие / Д. А. Обожина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2017. –75 с
- Переверзин И.И. Менеджмент спортивных организаций: Учебное пособие. - М.:Физкультура и спорт, 2016. - 434 с.
- Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Монография. – 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2014. - 254 с.
- Сапожникова, О. В. Фитнес: [учеб. пособие] / О. В. Сапожникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 144 с.
- Шерин В. С. Менеджмент физической культуры и спорта: учеб. пособие. - Томск:Томский государственный университет, 2015. - 124 с.