Файл: PR-деятельность спортивной организации. Тенденция развития спортивных услуг в России.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования спортивной деятельности как вида экономической деятельности
1.1 Понятие и структура спортивной индустрии
1.2 Особенности рынка спортивных услуг
2. Анализ тенденций развития спортивных услуг в России
2.1 Основные тенденции развития спортивных услуг в России
2.2 Проблемы развития рынка спортивных услуг
Промежуточные потребители услуг отрасли «физическая культура и спорт» - это предприятия и учреждения различных форм собственности и ведомственной принадлежности, которые приобретают данные услуги для использования в своей деятельности.
Некоммерческие организации физкультурно-спортивного профиля - это спортивные клубы, секции, группы, созданные на базе общеобразовательных или высших учебных заведений.
Коммерческие предприятия (главная цель которых получение прибыли) физкультурно-спортивной направленности – это спортивные клубы профессионального спорта и физкультурно-оздоровительные центры.
Главные потребители услуг отрасли «физическая культура и спорт» - дети, подростки, молодежь.
Предложение – это товар или услуга, которая имеет определенную стоимость в определенный момент времени. Спрос – это потребность в товаре или услуге, которая ограниченна определенным количеством и платежеспособностью потенциальных потребителей.
Спрос может быть совокупным и частным. Частный спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» характеризуется спросом отдельных потребителей на отдельные услуги, например, спрос на услуги тренера по гольфу. В связи с расслоением общества по уровню доходов и потребностей, рынок услуг отрасли «физическая культура и спорт» является сложной совокупностью рыночных сегментов, которая объединяет потребителей со схожими потребностями и близким уровнем доходов.
Применительно к отрасли «физическая культура и спорт», количество предложений ограничено количеством организаций, профессиональных кадров, физкультурно-спортивных сооружений и финансирования [15, с. 102].
В отрасли имеется конкуренция между производителями аналогичных услуг (например, между различными фитнес-центрами), а также конкуренция за потребителя с производителями других отраслей (например, туристической или культурной отрасли).
Совокупный спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт» зависит от численности населения, уровня их доходов и наличия свободного времени у потенциальных потребителей.
В зависимости от того, чего больше на рынке: предложения или спроса, рынок подразделяется на рынок продавцов (если преобладает спрос) и рынок покупателей (если преобладает предложение).
Рынок продавцов означает, что есть неудовлетворенный спрос и поэтому продавцы имеют возможность диктовать свои условия покупателям и повышать стоимость. Рынок покупателей, наоборот, показывает избыточность предложений, власть потребителей, и как следствие, падение стоимости.
Баланс между спросом и предложением порождает полноценный спрос – ситуация, когда производители удовлетворены своей работой, а потребители количеством, ценой и качеством товара или услуги.
Отрасль «физическая культура и спорт» в России контролируется государством. Государственное вмешательство позволяет избежать проблемы «неполного рынка» в сфере физической культуры и спорта и контролирует цены на услуги ФКиС.
Государственное регулирование отрасли «физическая культура и спорт» осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года».
Ниже, на рисунке 3 изображены особенности формирования и развития услуг отрасли «физическая культура и спорт».
Спортивные услуги
1. Получение прибыли
2. Исполнение социальной миссии
Основные цели субъектов спортивных услуг
Сохранение и поддержка здоровья
Духовное и физическое развитие личности
Повышение спортивного мастерства
Рис.3. Особенности формирования рынка спортивных услуг
Источник: Шерин В. С. Менеджмент физической культуры и спорта: учеб. пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2015.
Как видно из рисунка 3, производители услуг отрасли «физическая культура и спорт» будут успешны в том случае, если их социальная миссия будет совпадать с целями потребителей данных услуг, а именно с целью духовного и физического развития личности, сохранения и поддержания здоровья.
Таким образом, рынок услуг «физическая культура и спорт» имеет свою специфику.
Необходимо отметить и маркетинговую деятельность физкультурно-спортивных организаций, как особенность рынка услуг отрасли ФКиС.
Физкультурно-спортивная организация (ФСО) - это совокупность людей, которые объединены для достижения определенной цели, решения задачи на основе принципов разделения труда, разграничения обязанностей и иерархической структуры ФСО. Физкультурно-спортивные организации создаются для удовлетворения потребностей людей в сфере физической культуры и спорта.
По отношению к прибыли ФСО делятся на коммерческие организации и некоммерческие. Цель коммерческих организаций – это получение прибыли, некоммерческие организации создаются для иных целей, например, с целью организаций детского досуга создается дворовая хоккейная команда.
Особенностью маркетинговой политики физкультурно-спортивных организаций является тесное взаимодействие клиента и лица, предоставляющего данные услуги. Это задает высокий уровень требований к персоналу, предоставляющему услуги, повышает влияние личностного фактора на качество услуг. В данном случае от персонала требуются не только высокий уровень профессионализма, но и наличие таких качеств как коммуникабельность, сдержанность, этика и культура [8, c. 189]
В связи с этим в спортивных организациях, особенно, таких как фитнес-центры, существуют стандарты обслуживания.
Кроме высоких требований к персоналу, выбирая физкультурно-спортивную организацию (спортсооружение), клиенты учитывают и следующие факторы:
- условия процесса предоставления услуги;
- состояние спортивного оборудования и инвентаря;
- используемые методы, средства программы и их сложность;
- имидж организации;
- маркетинговые коммуникации организации;
- собственные ощущения (недоверие и прочее);
- санитарный уровень помещений, комфортность, безопасность;
- наличие сервисных и дополнительных услуг.
Условия процесса предоставления услуги влияют на удовлетворенность клиентов и их мнения о качестве работы организации. Кроме этого, выбирая физкультурно-спортивную организацию, клиенты ориентируются на ее месторасположение, удобство подъезда и парковки, внешний и внутренний вид здания, количество и состояние спортивного оборудования, а также степень престижа организации.
Основных потребителей услуг спортсооружений можно разделить на три категории:
- профессиональные спортсмены;
- дети и молодежь, посещающие спортивные секции;
- взрослые, занимающиеся в фитнес-центрах и спортивных клубах.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», государство прилагает определенные усилия для увеличения количества детей, занимающихся спортом, это и основа здоровья нации в будущем, и достойная смена сегодняшним профессиональным спортсменам. Сделать спорт более доступным помогает строительство новых стадионов и других спортивных сооружений.
Однако до сих пор не снята проблема скудного финансирования детского спорта. Не секрет, что в детских спортшколах зачастую не хватает ни спортинвентаря, ни спортивной формы, а детские тренеры получают низкую зарплату [4, с. 57].
На увеличения доли взрослого населения, занимающегося спортом, влияют иные факторы. Не маловажную роль играет не только степень доступности спортивных залов, но и такие компоненты, как степень загруженности работой взрослого населения и уровень доходов. Особую роль играет такое понятие как «мода на спорт и здоровый образ жизни». И здесь необходимо активное участие средств массовой информации, благодаря которым, во многом и формируется эта самая «мода».
Таким образом, государство, развивая спортивную отрасль, вкладывает средства не только в создание материально-технической базы, но и в информационное обеспечение, и пропаганду.
Возвращаясь к вопросу о спросе и предложении на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт», нужно отметить интересную тенденцию. В сегменте «физическая культура и спорт» для детей спрос превышает предложение. Дети хотят заниматься спортом, однако плата за него высока, не каждый родитель может это себе позволить, а государственного финансирования явно недостаточно и присутствует дефицит спортивных сооружений, инвентаря и тренерских кадров.
А вот во взрослом сегменте, на коммерческой основе открыто большое количество спортивных клубов, хорошо оснащенных с профессиональным персоналом, а количество посетителей недостаточно. Взрослые люди в силу своей занятости, отчасти из-за недостатка свободных средств, а зачастую просто в силу лености не спешат заниматься спортом. И в этом сегменте рынка предложение превышает спрос.
В последнее время сектор развивался очень быстрыми темпами. По некоторым оценкам, ежегодный рост составлял более 25%. Потенциальная емкость на данный момент достигает двух миллиардов долларов и это притом, что отечественный рынок спортивных услуг еще достаточно далек от насыщения.
Большая часть финансирования системы физкультуры и спорта берет на себя государство. До 2014-го ассигнования из бюджета ежегодно существенно возрастали, однако расходы все равно существенно уступают тому, что тратят в развитых странах. Там на отрасль выделяется до 2% ВВП, в РФ этот показатель примерно в десять раз меньше. Такое финансирование явно не позволяет выполнять все возлагаемые на сектор социально-экономические функции.
Как показывает анализ рынка спортивных услуг, интерес частных инвесторов хоть и присутствует, но пока не слишком велик. Об этом наглядно свидетельствуют и размеры поступлений в бюджет. Например, в Швейцарии эта статья доходов обеспечивает 1,8% ВВП. Сумма налогов, выплачиваемых российскими владельцами специализированных заведений, составляет всего 0,06% ВВП. Разница видна невооруженным взглядом.
Сегодня в секторе используется далеко не самый эффективный территориальный принцип управления. Многие муниципальные программы стратегического развития в условиях экономического кризиса сокращаются, и часто это происходит за счет спорта и физкультуры. Слабая нормативно-правовая база затрудняет привлечение спонсоров, которые не видят здесь особых перспектив с точки зрения бизнеса.
Даже беглый анализ рынка спортивных услуг позволяет увидеть существенный перекос государственного финансирования в пользу профессионального сегмента. Во всем мире региональный бюджет нацелен на создание условий для занятий любителей, детей и людей с ограниченными возможностями. В РФ львиная доля средств уходит на содержание местных футбольных, хоккейных или баскетбольных команд. Всем остальным обычно остаются лишь жалкие крохи.
Проблемой для частного сектора также является недостаток квалифицированного менеджмента. С одной стороны, количество бывших спортсменов и профессиональных тренеров зашкаливает. С другой, многие из них элементарно не воспринимают себя как обслуживающий персонал. Многим заведениям необходимо очень серьезно работать над улучшением предоставляемого ими сервиса.
В последнее время сектор развивался очень быстрыми темпами. По некоторым оценкам, ежегодный рост составлял более 25%. Потенциальная емкость на данный момент достигает двух миллиардов долларов и это притом, что отечественный рынок спортивных услуг еще достаточно далек от насыщения.
Большая часть финансирования системы физкультуры и спорта берет на себя государство. До 2014-го ассигнования из бюджета ежегодно существенно возрастали, однако расходы все равно существенно уступают тому, что тратят в развитых странах. Там на отрасль выделяется до 2% ВВП, в РФ этот показатель примерно в десять раз меньше. Такое финансирование явно не позволяет выполнять все возлагаемые на сектор социально-экономические функции.
Как показывает анализ рынка спортивных услуг, интерес частных инвесторов хоть и присутствует, но пока не слишком велик. Об этом наглядно свидетельствуют и размеры поступлений в бюджет. Например, в Швейцарии эта статья доходов обеспечивает 1,8% ВВП. Сумма налогов, выплачиваемых российскими владельцами специализированных заведений, составляет всего 0,06% ВВП. Разница видна невооруженным взглядом.
Сегодня в секторе используется далеко не самый эффективный территориальный принцип управления. Многие муниципальные программы стратегического развития в условиях экономического кризиса сокращаются, и часто это происходит за счет спорта и физкультуры. Слабая нормативно-правовая база затрудняет привлечение спонсоров, которые не видят здесь особых перспектив с точки зрения бизнеса.
Даже беглый анализ рынка спортивных услуг позволяет увидеть существенный перекос государственного финансирования в пользу профессионального сегмента. Во всем мире региональный бюджет нацелен на создание условий для занятий любителей, детей и людей с ограниченными возможностями. В РФ львиная доля средств уходит на содержание местных футбольных, хоккейных или баскетбольных команд. Всем остальным обычно остаются лишь жалкие крохи.
Проблемой для частного сектора также является недостаток квалифицированного менеджмента. С одной стороны, количество бывших спортсменов и профессиональных тренеров зашкаливает. С другой, многие из них элементарно не воспринимают себя как обслуживающий персонал. Многим заведениям необходимо очень серьезно работать над улучшением предоставляемого ими сервиса.