Файл: Концептуальные основы функционирования мировой финансовой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лондонский клуб поэтапно провел реструктуризацию частного долга России и накопленных процентов путем его частичного (на 2/3) конвертирования в евробонды и списания остальной суммы.

С середины 70х гг. разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию.

На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес протекционистским тенденциям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Своеобразное место среди международных финансовых институтов занимает Европейский банк реконструкции и развития - по названию региональный, а по существу международный, созданный в 1990 г. в целях содействия переходу постсоциалистических стран к рыночной экономике[17].Специфическими причинами создания международных региональных банков развития явились:

  1. завоевание политической независимости развивающимися странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики[18].

К ним примыкают межрегиональные - Карибский и Исламский банки развития, а также субрегиональные. К международным региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, формирование в 1960х гг. трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американо центризму отражаются в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых и развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, а также стран Центральной и Восточной Европы[19].


Итак, подведем итог данной главы, международная финансовая система является составной частью и одной из наиболее сложных сфер мирового хозяйства. В ней сосредоточены проблемы мировой и национальных экономик, развитие которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь, тем более при сегодняшних темпах глобализации.

2.Анализ положения России в системе международных финансово-кредитных отношений

2.1. История и современное положение России в системе мировых финансов

После распада СССР Российская Федерация фактически сразу проявила стремление и готовность начать процесс интеграции в мировую финансовую систему (МФС). В июне 1992 г. Российская Федерация официально вступила в Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития. В июле был введен общий официальный курс рубля к доллару взамен нескольких видов валютного курса, применявшихся ранее, а в октябре 1992 г. был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», снявший ограничения по валютным операциям по текущим статьям платежного баланса, т.е. российский рубль стал частично конвертируемой валютой[20].

Со второй половины 90-х годов ХХ в. процесс интеграции России в МФС увеличился в следствии выхода разнообразных отечественных заемщиков на международный долговой рынок и официального допуска в начале 1996 г. зарубежных инвесторов на российский рынок внутренних государственных долговых обязательств. Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. вынудил Россию, как и многие другие государства мира, сфокусироваться на решении внутренних финансово-экономических проблем на фоне наметившегося процесса относительной деглобализации отношений и связей между разными странами в рамках МФС. Вместе с тем в соответствии с принятым в 2008 г. решением Правительства РФ о создании в Москве международного финансового центра были сделаны определенные шаги в этом направлении[21].


В конце 2011 г. в результате объединения двух крупнейших российских бирж ММВБ и РТС была создана Московская биржа, ставшая крупнейшей биржей в Центральной и Восточной Европе. Одним из показателей постепенного углубления интеграции России в МФС в посткризисный период можно считать повышение степени интернационализации российского рубля. Важной вехой на пути интеграции России в МФС стало ее присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) в 2012 г., которое готовилось на протяжении 18 лет.

Процесс дальнейшей интеграции России в МФС существенно усложнился на рубеже 2013-2014 гг. в связи с обострением ситуации на Украине и последовавшим за этим введением режима внешних санкций по отношению к России со стороны США и их союзников. Стало понятно, что в ближайшие несколько лет решение текущих финансово-экономических проблем России придется осуществлять преимущественно за счет внутренних источников. Вероятно, подобная финансово-экономическая дискриминация России не случайна и направлена на ослабление ее позиций и влияния на международном уровне. Современная МФС неразрывно связана с состоянием мировой экономики, а последняя находится под сильным политическим влиянием ведущих стран мира (прежде всего США)[22].

Геополитические и тесно связанные с ними геоэкономические интересы США и их союзников, направленные на формирование модели однополярного мира, определяют нормы и правила функционирования современной МФС.

Обладая мощным финансово-экономическим потенциалом и соответствующим политическим влиянием, развитые страны мира стремятся использовать свое господствующее положение на мировом финансовом рынке и в различных международных финансово-кредитных организациях для перераспределения через разные каналы в свою пользу значительной доли финансовых и нефинансовых активов, создаваемых в развивающихся странах и странах с формирующимися рынками.

России целесообразно уделять больше внимания развитию внутреннего финансового рынка. В мае 2016 г. Совет директоров ЦБ РФ одобрил стратегический документ «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов». В этом документе Банк России в качестве финансового мегарегулятора страны впервые с сентября 2013 г. комплексно определил задачи дальнейшего развития финансового рынка страны. Если ранее в 2011-2013 гг. Правительство РФ и Банк России принимали различные нормативно-правовые акты, направленные на развитие отдельных сегментов внутреннего финансового рынка (банковский сектор, пенсионная система, национальная платежная система, страховая деятельность), то теперь был разработан кросс-секторальный документ, призванный обеспечить ускоренное развитие внутреннего финансового рынка в целом[23].


Современный финансово-экономический статус России, связанный с пролонгированным действием внешних санкций, существенно ограничивает ее полномасштабное участие в деятельности мировой финансовой системы. В связи с этим в целях противодействия внешнему давлению и обеспечения дальнейшего роста национальной экономики России следует предпринять ряд мер, направленных на «оптимизацию» взаимоотношений с международными финансово-кредитными организациями, поиск альтернативных внешних источников финансирования, развитие внутреннего финансового рынка, поддержку (в том числе финансовую) наиболее перспективных отраслей экономики и субъектов рынка, а также укрепление позиций и повышение статуса российского рубля не только внутри страны, но и в сфере внешнеэкономических связей. Эти меры позволят России не только защитить свою финансово-экономическую систему от негативного внешнего воздействия, но и создадут условия для дальнейшего проведения независимой внешней политики с учетом национальных интересов.

Итак, если изучить исторический аспект участия России в системе международных кредитных отношений, то следует отметить, что преимущественно РФ начала активно участвовать в мировых кредитных отношениях после распада СССР. Существенное влияние в настоящий момент на РФ имеют введенные санкции в отношении России со стороны Европы.

2.2. Взаимоотношения России с международными финансово-кредитными организациями

Международные экономические организации стали глобальными и охватывают все больше мировую экономику, а также и политику. Оценка текущего влияния и перспектив развития международных экономических организаций все чаще вызывается научный интерес. Россия состоит во многих МЭО и принимает самое активное участие в их развитии. На сегодняшний день Россия и ЕС находятся в состоянии экономической «войны» на протяжении трех лет, вследствие разных взглядов на украинский и сирийский конфликт[24].

Раньше к отношению данных стран относились как к стратегическому сотрудничеству, а сейчас как к угрозе экономической безопасности. Все стремления ЕС ориентированы на получения энергетической независимости от РФ, в то время как РФ стремится максимально снизить удельный вес стран ЕС во внешней торговле с Москвой, которые занимают примерно 50 % ее стоимости (создание политики импортозамещения). Последствия от данных барьеров весьма неоднозначны.


Благодаря российскому эмбарго ЕС увеличило объем экспорт сельскохозяйственной продукции в другие страны на 4,8 % в 2015 году (доля сельскохозяйственной продукции в структуре экспорта составляет менее 5 % ). По оценки Еврокомиссии, в целом ущерб для экономики Европы составил 5 - 6 млрд. евро. Для России эмбарго привело к переориентации рынков сбыта (снижение доли импорта продукции из стран ЕС с 49,5 % до 47,5 % ), а также увеличение инфляции на продукты внутри страны (индекс потребительских цен в 2015 году увеличился на 9,1 % , а по продовольствию на 13,1 % ). Санкции ЕС для России привели к снижению инвестиционной привлекательности и также к повышению инфляции.

Негативно отразились данные санкции и на самой экономики ЕС, суммарный ущерб которых по оценкам составил примерно 109 млрд. евро. Перспективы развития между данными странами в ближайшее время не наблюдается. Если раньше взаимоотношения данных стран рассматривалось как стратегическое партнерство, то в 2015 году Россию ЕС отменил эту «привилегию».

В последние несколько лет укрепились отношения России и стран АСЕАН. В 2015 году товарооборот между этими странами составил 13,7 млрд. долларов. Однако, данный показатель довольно небольшой, по сравнению с другими странами, взаимодействующими с АСЕАН, но существует перспектива придачи дополнительного импульса дальнейшему развитию деловых связей. Россией подготовлено «дорожная карта», которая насчитывает 57 проектов, направленных на формирование совместных технологических и инновационных альянсов[25].

Страны АСЕАН – это в основном развивающиеся страны, - которые испытывают потребность в энергоснабжении и углеводородах, а у РФ есть ресурсы, для удовлетворения этих потребностей в долгосрочной перспективе.

Также, на встрече лидеров саммита Россия - АСЕАН, была обозначена перспектива развития региона АСЕАН в целом, включая энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Основные же проблемы взаимодействия этих стран заключаются в следующем:

  • отсутствие фундамента экономического сотрудничества
  • высокие издержки и барьеры в торговле (оформление документов, транспортные и страховые расходы и т.д.)
  • информационные издержки.

Взаимные санкции Запада и России, введенные в связи с украинским кризисом, позволили Москве укрепить партнерские отношения с отдельными государствами группы развивающихся рынков БРИКС, а также повысили степень сплоченности стран БРИКС на мировой арене. В 2009 году была основана международная организация БРИК (впоследствии БРИКС в связи с присоединением Южно - Африканской республики), в которой состоит и Россия. Влияние стран БРИКС на мировой товарооборот растет. За последние 10 лет доля стран БРИКС в международной торговле возросла в 2,3 раза до 15,4%. Развитые страны продолжают терять свои позиции. Динамика инвестиций по регионам представлена в таблице 1.