Файл: Концептуальные основы функционирования мировой финансовой системы.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Концептуальные основы функционирования мировой финансовой системы
1.1. Понятие мировой финансовой системы
1.2 Характеристика международных финансово-кредитных организаций
2.Анализ положения России в системе международных финансово-кредитных отношений
2.1. История и современное положение России в системе мировых финансов
2.2. Взаимоотношения России с международными финансово-кредитными организациями
2.3. Анализ международных валютно-кредитных отношений России
3.Направления развития интеграции России в международную финансовую систему
Летом 2014 г. Российская Федерация списала 90% от суммы долга в 35,2 млрд долл. Правительство Кубы пообещало отчасти компенсировать эти потери совместными проектами в области энергетики, транспорта и здравоохранения. Оставшиеся от долга 3,5 млрд долл. кубинские власти должны будут погашать равными полугодовыми платежами в течение последующих 10 лет. Однако наша страна вложит эти деньги в значимые инвестиционные проекты на самой Кубе. Безусловно, Россия списывает долговые обязательства странам-должникам с целью получения определенных преимуществ. По утверждению политологов, списанные за последние 25 лет долги находились в разряде «безнадежных», следователь- но, списание подобного рода займов позволяло добиться от должника нужных политических и иных решений, что лучше, чем ничего, в ситуациях, когда деньги не удается вернуть[36].
К примеру, прощение долгов Кубе и КНДР позволило Российской Федерации усилить свое влияние в данных регионах. В 2015 г. Россия выдала кредиты 10 странам. Финансовая помощь в основном предоставлялась странам Таможенного союза. К примеру, в апреле 2015 г. Белоруссии был предоставлен кредит в размере 110 млн долл., а в июле – уже второй транш в размере 760 млн долл. В обоих случаях деньги выделялись на рефинансирование существующей задолженности. В сентябре 2015 г. была достигнута договоренность о предоставлении льготного кредита Армении на сумму 270 млн долл.
В 2016 г. лимит предоставления внешних займов Россией практически исчерпан. Исключение сделано Ирану, которому было предоставлено два экспортных кредита на общую сумму около 2,4 млрд долл. Один из займов будет направлен на сооружение ТЭС мощностью 1,4 мегаватт, а второй – на электрификацию железных дорог. Также Россия выделяет кредит объемом 11,38 млрд долл. Бангладеш на строительство первой в стране АЭС. Погашение займа будет происходить в течение 30 лет.
Из-за сложной внешнеэкономической ситуации, включая санкции, наша страна вынуждена пересматривать возможности оказания финансовой помощи другим государствам. Не исключено, что Россия может взять паузу в предоставлении кредитов. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации рассчитывает в ближайшие три года увеличить объемы внешних и внутренних заимствований, а также покрывать дефицит бюджета за счет средств Фонда национального благосостояния[37].
В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, созданных на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк экономического сотрудничества, Парижский клуб и другие международные финансовые институты. Членство в МВФ (с 1992 г.) дало возможность нашей стране пользоваться в течение переходного периода кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ и покрытия дефицита государственно- го бюджета и платежного баланса.
В целом за 1992–1998 гг. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд долл. С 1999 г. Россия не обращалась к МВФ за новыми кредитами и регулярно погашала свою задолженность, которая была ликвидирована в январе 2005 г.
Доля (количество) голосов Российской Федерации по состоянию на начало 2016 г. составляло 2,7% от обще- го числа голосов в Фонде (9-е место). В группу Всемирного банка Россия вступила в июне 1992 г., став, соответственно, членом Международного банка реконструкции и развития (доля в капитале МБРР составляет 2,98%), Международной финансовой корпорации (доля – 4,1%), Международного агентства по инвестиционным гарантиям (3,13%) и Международной ассоциации развития.
Финансовые ресурсы Международного банка реконструкции и развития Россия начала привлекать с 1992 г. За это время Банк одобрил предоставление заемных средств на финансирование более 70 проектов в различных отраслях на общую сумму свыше 10,5 млрд долл. Около 95% общего кредитного портфеля уже освоено[38].
В октябре 2016 г. Вашингтон заблокировал финансирование России по линии МВФ и Всемирного банка с целью воспрепятствования выделению средств на любые программы, связанные с Российской Федерацией. Соответствующую директиву получили представители американских властей в международных кредитных организациях, а также в других многосторонних финансовых институтах[39].
До 2014 г. Россия была крупнейшим получателем средств Европейского банка реконструкции и развития. В 2013 г. ЕБРР вложил в российские проекты 1,8 млрд долл. С июля 2014 г. ЕБРР прекратил инвестиции в новые проекты в России по причине санкций ЕС и США. Аналогичная ситуация сохранится и в 2017 г.: ЕБРР не планирует возобновлять приостановленное финансирование российских проектов. Санкции внесли значительный вклад в уменьшение кредита из-за рубежа. Ограничения лишили российские компании доступа к долгосрочному финансированию. Крупные отечественные банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Альфа-банк, Промсвязьбанк больше не могут заниматься перекредитованием: они лишились доступа к дешевым кредитам, которые затем предоставлялись по более высоким ставкам. Трансграничное кредитование в адрес резидентов России за последние три года (период с 2013 г. по 2016 г.) сократилось почти на 100 млрд долл., что повлияло на сокращение инвестиций в России.
В 2015 г. инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах уменьшились на 8,4%, что является крупнейшим сокращением с 2009 г..
Как известно, следствием заимствований государства на международных рынках является накопленный внешний долг (рисунок 1).
Рис. 1 Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010-2016 гг.), млн. долл. США [13, c. 88]
Наблюдается тенденция к уменьшению государственного внешнего долга России в 2015-2016 годах по сравнению с 2013 - 2014 годом. Главной причиной столь стремительного снижения объема внешнего долга являются западные санкции, оградившие нашу страну от внешних рынков капитала. Объем государственного внутреннего долга России, наоборот, увеличивается (табл. 5).
Таблица 5
Динамика государственного внутреннего долга[40]
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. |
|
Всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
|
2012 год |
4190,55 |
637,33 |
2013 год |
4977,90 |
906,6 |
2014 год |
5722,24 |
1289,85 |
2015 год |
7241,17 |
1765,46 |
2016 год |
7307,61 |
1734,52 |
Таким образом подведем итог данного параграфа. Россия, принимая участие в международных кредитно-финансовых отношениях, сталкивается с большим количеством проблем. В нынешней ситуации принятие нашей страной новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками, в том числе и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем. Кроме того, без международных финансовых вливаний российской экономике будет крайне тяжело развиваться. Для дальнейшего экономического развития необходимо возобновление международного финансирования, что станет возможным лишь с ослаблением и дальнейшей отменой санкций.
3.Направления развития интеграции России в международную финансовую систему
Сегодня Российский рынок должен определиться в выборе, образования крупного международного финансового центра, либо его не будет вообще. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в стране является одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, и их влияние в мире экономической и политической независимости.
В связи с этим обеспечение долгосрочного конкурентного финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.
Сложившаяся ситуация на мировых рынках, требует формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию финансового рынка в Российской Федерации. Усиление внимания к реформе внутреннего финансового рынка также будет способствовать повышению значимости России в регулировании международных процессов и получению Россией международного инвестиционного рейтинга.
Современный финансово-экономический кризис, отображает проблемы несовершенства мировой финансовой системы и несовершенство национальных финансовых систем в отдельных странах[41].
Для прогрессирования финансового рынка, все силы должны быть направлены на противодействие кризису, восстановления экономической ситуации в стране и обеспечение производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Страна нуждается в единой программе социально-экономического развития, которая окажет содействие росту промышленности и производства, инвестиции в промышленность. На данном этапе Россия уже потеряла множество отраслей промышленности, так как многие виды продукции закупаются за рубежом. Тем самым мы отдаем свою промышленность третьим странам, развивая и поддерживая экономику этих стран. Приведенные недостатки в экономике России требуют существенных изменений в экономической политике государства. Несмотря на все осуществленные мероприятия по предотвращению кризиса и высокие темпы роста ВВП, Россия так и остается зависимой от глобальных цен на нефть. Экономика России оказывается слабой к неблагоприятным показателям мировой экономики. Поэтому приоритетом для правительства должно стать построение новой, результативной экономической политики[42].
Ключевым направлением интеграции России в международную финансовую систему является сотрудничество с ведущими мировыми финансовыми институтами - Всемирным банком, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международным валютным фондом (МВФ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Они играют значительную роль в обеспечении национальных экономик инвестиционными и кредитными ресурсами. Именно от результатов сотрудничества России с этими организациями зависит эффективность и характер ее интеграции в международную финансовую систему. Процесс интеграции финансовой системы России в мировую систему является многоплановым и предусматривает решение нескольких задач. Во-первых, это трансформация национальной финансовой системы, все составляющие которой должны реально функционировать на рыночных принципах. И финансы предприятий, и налоговая, и бюджетная системы, и банки, и небанковские финансовые институты должны быть в целом унифицированными в соответствии с международными требованиями. Конечно, определенные национальные особенности, а они есть в каждой стране, могут сохраниться. Но эти особенности не должны противоречить функционированию международной финансовой системы и не сдерживать интеграционных процессов . Одной из ключевых задач в этом направлении является оптимизация налоговой системы как по составу налогов и по соотношению между их отдельными группами и видами, так и по механизмам налогообложения. Во-вторых, это гармонизация российского финансового законодательства в соответствии с международными критериями и требованиями[43].
Таким образом, с учетом ключевых тенденций глобального развития финансовой системы России, для повышения уровня и качества отечественного финансового рынка в контексте финансовой интеграции необходимо решить ряд следующих задач: · направить экономические реформы в стране на повышение уровня и качества жизни населения, стимулировать сбережения и, как результат, повысится потенциал развития финансового сектора; · усилить структурную устойчивость бюджета за счет диверсификации национального производства и экспорта на основе критериев инновационности, долгосрочности, конкурентоспособности; · для усиления качества финансовой инфраструктуры следует четко придерживаться оправданных и последовательных условий установления цен кредитного, валютного других рисков финансовыми посредниками; · распространение информационной прозрачности осуществления деятельности, имплементация международно-правовых норм в российское законодательство как один из основных путей совершенствования нормативно-правовой базы и внедрение в практику международных стандартов предоставления финансовых услуг. Итак, основываясь на приведенных выше аргументах, приходим к следующим выводам: от успешности интеграции финансовой системы России в мировую систему в значительной степени зависит решение вопросов и задач национального экономического роста. Прежде всего, это покрытие дефицита бюджета, повышение социально-экономического развития, выполнение всех обязательств по погашению долгов и их процентов. Последствия такой интеграции очевидны уже сегодня. Для активизации интеграционных процессов следует провести коррекцию экономической политики государства с целью увеличения объемов иностранного инвестирования в Россию. Необходимо совершенствовать механизмы распределения заемных средств, поскольку при некачественном распределении страна может попасть в долговую яму[44].
Итак, подведем итог. В первой половине текущего десятилетия мировая экономика росла темпом 3,5% в год - 2011-2015 гг.. В 2017 г. прирост мирового ВВП составит 3,8%, по- прогнозу МВФ - 3,4%. В дальнейшем до конца десятилетия по прогнозу МВФ, мировая экономика будет расти темпом 3,7-3,8%.
Прогноз МВФ о росте мировой экономики в 2017 г. на 3,4%, на наш взгляд, - минимальная возможная оценка, и дело здесь не только в том, что «более высокие доходы от экспорта нефти предоставляют некоторое облегчение ее экспортерам». На наш взгляд, возрастут темпы роста экономики США и развитых стран, в целом - несмотря на Brexit. Темпы роста Китая вряд ли упадут ниже 6%, Индия сохранит высокие темпы роста - более 7%, экономики Бразилии и России выйдут на положительные значения. Вся группа стран - развивающихся и с переходной экономикой - также покажет более высокие темпы роста, чем в 2016 г[45].