Файл: Концептуальные основы функционирования мировой финансовой системы.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Концептуальные основы функционирования мировой финансовой системы
1.1. Понятие мировой финансовой системы
1.2 Характеристика международных финансово-кредитных организаций
2.Анализ положения России в системе международных финансово-кредитных отношений
2.1. История и современное положение России в системе мировых финансов
2.2. Взаимоотношения России с международными финансово-кредитными организациями
2.3. Анализ международных валютно-кредитных отношений России
3.Направления развития интеграции России в международную финансовую систему
Таблица 1
Динамика инвестиций по регионам, млрд. рублей[26]
Инвестиции по регионам |
2000 год |
2005 год |
2010 год |
2016 год |
По всему миру |
7263,1 |
10236,9 |
14359,0 |
23183,6 |
Развитые страны |
5709,2 |
7345,9 |
7712,3 |
11053,2 |
Страны БРИКС |
724,1 |
1562,1 |
4219,8 |
7958,7 |
Страны СНГ |
66,0 |
207,4 |
414,3 |
116,9 |
В последнее время взаимоотношения стран БРИКС укрепились. Так, в 2012 году объём торговли среди стран БРИКС был чуть более 10 % из общего объёма торговли участников БРИКС, в том числе Россия - 11,68 % (8,54 % всех экспортируемых Россией товаров продавалось в страны БРИКС и 16,81 % всех импортируемых товаров покупалось в странах БРИКС).
Представим конкурентную позицию России в рамках группы стран БРИКС.
Таблица 2
Показатели России в рамках группы стран БРИКС, % [27]
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Доля в объеме торговли акциями стран БРИКС |
16,08 |
6,89 |
7,83 |
4,85 |
4,81 |
6,64 |
4,71 |
2,53 |
1,75 |
0,33 |
Доля в капитализации стран БРИКС |
23,34 |
14,82 |
10,58 |
10,96 |
12,38 |
12,89 |
12,19 |
12,1 |
5,04 |
5,12 |
Доля в объеме IPO/SPO стран БРИКС |
12,64 |
12,53 |
2,44 |
0,48 |
0,68 |
1,38 |
5,68 |
5,67 |
0,26 |
0,24 |
Доля в суммарном размере активов коммерческих банков стран БРИКС |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
6,19 |
6,83 |
6,61 |
4,72 |
4,07 |
Доля в стоимости чистых активов взаимных фондов стран БРИКС |
1,01 |
0,57 |
0,23 |
0,23 |
0,24 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
Доля в объеме страховых премий стран БРИКС |
7,7 |
7,74 |
7,23 |
4,78 |
4,36 |
5,05 |
5,49 |
5,52 |
4,61 |
Н.д. |
Доля в объеме премий по страхованию жизни стран БРИКС |
0,47 |
0,56 |
0,39 |
0,22 |
0,26 |
0,43 |
0,61 |
0,89 |
0,88 |
Н.д. |
Доля рубля в обороте валют стран БРИКС |
11,65 |
10,95 |
11,34 |
|||||||
Соотношение P/E по России и арифметического среднего P/E по странам БРИКС |
89 |
68 |
40 |
85 |
53 |
45 |
44 |
40 |
39 |
н.д. |
Перспективы развития сотрудничества между данными странами отражает следующее:
- взят курс на переход в рамках БРИКС на торговлю в национальных валютах;
- планируется реализация стратегии «Шелкового пути».
По прогнозам экспертов к 2050 году, именно эти страны станут мировыми лидерами: Индия и Китай как доминирующими поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, а Бразилия и Россия доминирующими поставщиками сырья. У данных стран относительно одинаковые состояния национальных экономик (они входят в первые семь мест по ВВП в 2014 году, ЮАР – 29) для реализации перспектив. Как мы видим, Россия в международных экономических организациях испытывает как негативные, так и положительные аспекты.
Далее среди финансовых организаций важную роль играет МВФ. Сотрудничество МВФ и России крайне важно для внешнеэкономической политики и связано с проблемами финансовой деятельности. В современном мире кредиты от МВФ особенно важны для РФ, так как это сотрудничество является гарантией кредитоспособности страны в глазах зарубежных инвесторов, ведь это необходимо для России.
Динамика кредитов МВФ для России приведена в таблице 3.
Таблица 3
Кредиты России в МВФ[28]
Год |
Вид кредита |
Сумма, млрд. рублей |
1992 |
стэнд-бай |
1 |
1993 |
Транш |
1,5 |
1994 |
транш |
1,5 |
1995 |
стэнд-бай |
6,8 |
1996 |
по программе расширенного финансирования |
10,1 |
1997 |
специальный стабилизационный кредит |
2,6 |
1998 |
стэнд-бай |
4,5 |
1999 |
транш |
0,6 |
Россия была самым крупным заемщиком МВФ на конец 1998 года. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов. Поскольку Россия не прибегала к новым заимствованиям у МВФ и регулярно погашала свою задолженность, она была полностью ликвидирована в январе 2005 года.
Полученные кредиты помогут вернуть долги Лондонскому и Парижскому клубам. Также немаловажно заметить, что кредиты МВФ являются наиболее дешевыми и долгосрочными из доступных ресурсов для России. МВФ предоставляет кредиты на льготных условиях, по оптимальным процентным ставкам, с льготным периодом, когда не осуществляется выплата основного долга[29].
Важную роль играет взаимодействие Росси и ВТО. При вступлении в ВТО государство получает ряд существенных преимуществ, например, доступ к регулированию международной торговли, возможность продвижения своих экономических интересов, рост доходов от экспорта товаров и услуг. До вступления в ВТО государство вынуждено решать спорные вопросы в двустороннем порядке, а такие экономические средства воздействия, как, например, введение высоких пошлин на импортные товары, никак не ограничиваются. В случае с Россией действовали 97 применяемых ограничений, общий ущерб которых для российской экономики оценивался в 2 млрд. долларов[30].
В 1946 г. СССР отклонил предложение принять участие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле ГАТТ (предшественнике ВТО) и стал несколько позднее учредителем СЭВ - интеграционной организации социалистических стран, которая должна была стать своего рода «заменителем» ГАТТ в торговле между государствами социалистического лагеря. Однако эта функция СЭВ не обеспечила интересы ряда соцстран в мировой торговле, которые присоединились к ГАТТ в течение 1961-1970 гг. при политической поддержке США и ЕЭС. В 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и получении СССР статуса наблюдателя в нем. Такой статус был предоставлен СССР только в 1990 г. после преодоления жесткого сопротивления со стороны США и других ведущих западных стран. Россия унаследовала этот статус с 1992 г. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО[31].
В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения Всемирной торговой организации в РГ по присоединению России к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия Российской Федерации в этой организации. В рамках Рабочей группы ведутся переговоры о выработке условий присоединения России к ВТО. В состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входило 65 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров было вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29. На первом этапе переговоров в рамках многосторонних соглашений рассматривалось соответствие нормам ВТО экономического механизма и торгово-политического режима России. К 1998 была завершена подготовка тарифных предложений и начались двусторонние переговоры, направленные на согласование тарифов. Начиная с 2000 года переговоры стали охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО: тарифную политику, доступ на рынки товаров и услуг, сельское хозяйство, системные вопросы касательно мер, которые необходимо предпринять в области законодательства. К 2004 г. после подписания Россией Киотского протокола, удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС. Однаков рамках двусторонних переговорах выявилось немало трудностей. Наиболее сложные переговоры состоялись с ЕС, США, Китаем и Грузией. До последнего по политическим мотивам Грузия препятствовала вхождению РФ в ВТО. Другими основными спорными вопросами являлись открытие рынков продовольствия, субсидии сельскому хозяйству, стандарты автомобильной сборки, пошлины на экспорт и импорт древесины, обеспечение в России защиты прав интеллектуальной собственности и открытие финансовых рынков. Воздействие на длительность переговоров оказал экономический кризис 2008-2009 года. Также на ход переговоров повлияло и создание Таможенного Союза между РФ, Республикой Белоруссией и Казахстаном. Россия приняла на себя обязательства об обеспечении выполнения требований ВТО и на уровне Таможенного союза. Последние шаги переговоров пришлись на конец 2011 первую половину 2012 года. 10 ноября 2011 г. Рабочая группа ВТО по присоединению РФ единогласно одобрила определяющие обязательства, принимаемые на себя нашей страной, пакет документов.
На основании этого 16 декабря 2011 г. 8-я Министерская конференция Всемирной торговой организации также единогласно вынесла решение о принятии России в свои ряды. В августе 2012 года Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации. Благодаря этому российский бизнес получил несколько большую предсказуемость в проведении торговой политики.[32].
Можно выделить следующие стратегические цели участия России в ВТО на сегодняшний день:
- Обеспечение благоприятных условий с целью доступа отечественной продукции, услуг и капиталовложений на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов.
- Контролирование исполнения обязательств участниками ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса.
- Принятие мер по нейтрализации вероятного негативного влияния членства в ВТО на экономику, на макро- и секторальном уровнях, а также в региональном разрезе.
- Улучшение делового климата в Российской Федерации как одного из основных факторов повышения конкурентоспособности отечественной экономики и привлечения иностранных инвестиций.
- Участие в создании многосторонней системы правил международной торговли.
- Обеспечение выполнения обязательств России, которые были приняты в процессе вступления, в том числе на уровнях таможенного союза и ЕЭП.
Кроме различных отраслевых эффектов, вступление в ВТО может оказывать влияние и на региональное развитие. При этом начальные условия у субъектов РФ при вступлении в ВТО неодинаковы, так как существуют различия между российскими регионами по следующим категориям: по уровню социально-экономического развития, особенностям производственной специализации, инфраструктурному обеспечению, наличию конкурентоспособных производственных структур, инвестиционной привлекательности и уровню жизни населения. Поэтому и последствия присоединения России к ВТО для отдельных регионов могут быть различными[33].
Итак, подведем итоги данного параграфа. Исследование вопроса взаимоотношений России и международных финансовых организаций позволяет отследить основные тенденции. Основной тенденцией является переформирование направления в работе на международном рынке России. Одной из основных организацией в настоящий момент является БРИКС, именно с ней РФ развивает активное сотрудничество.
2.3. Анализ международных валютно-кредитных отношений России
Российская Федерация участвует в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях по мере интеграции страны в мировую экономику, мировой финансовый рынок. В таблице 4 представлены страны, которым наша страна списала долги, а также суммы списанных долгов.
Таблица 4
Страны, которым Россия списала долговые обязательства[34]
Страна-должник |
Год списания долга |
Сумма, млрд долл. |
Никарагуа |
1992 |
2,55 |
1996 |
3 |
|
2004 |
0,344 |
|
Ангола |
1996 |
3,5 |
Экваториальная Гвинея, Мозамбик, Танзания, Бенин, Сьерра-Леоне, Мали, Гвинея-Бисау, Чад, Буркина-Фасо и др. |
1999 |
14 |
Вьетнам |
2000 |
9,53 |
Эфиопия |
2001 |
4,8 |
2005 |
1,1 |
|
Монголия |
2003 |
11 |
2010 |
0,18 |
|
Лаос |
2003 |
0,96 |
Ирак |
2004 |
9,5 |
2008 |
12 |
|
Сирия |
2005 |
9,8 |
Алжир |
2006 |
4,7 |
Афганистан |
2007 |
11 |
Ливия |
2008 |
4,6 |
КНДР |
2012 |
10 |
Киргизия |
2013 |
0,5 |
Куба |
2014 |
31,7 |
Узбекистан |
2014 |
0,865 |
Мадагаскар |
2015 |
0,089 |
Россия простила практически всю задолженность Никарагуа: общий объем списанных средств в 1992, 1996 и 2004 гг. составил 5,894 млрд долл. В 1996 году Российская Федерация списала 3,5 млрд долл. из 9 млрд долл. долга Анголе. В июне 1999 г. в рамках Парижского клуба кредиторов Россия подписала Кельнское соглашение, в соответствии с которым амнистировала от 60% до 90% долгов (около 14 млрд долл.) целому ряду африканских стран. На оставшиеся долги страны получили рассрочку до 30 лет.
В 2000 г. Россия списала Вьетнаму 9,53 млрд долл. из общей задолженности в 11,03 млрд долл. Остаток по взаимной договоренности должен быть выплачен к 2022 г., однако не напрямую, а через совместные с Россией проекты на территории Вьетнама[35].
В 2003 г. Россия списала 98% долга Монголии в размере 11 млрд долл. Это произошло во многом из-за того, что сумма долга более чем в два раза превышала на тот момент ВВП страны и Монголия была просто не в состоянии его выплатить. В 2010 г. была списана еще одна часть долга в размере 18 млн долл. Эта сумма была предоставлена уже в постсоветское время в виде кредита на оплату участия Монголии в совместном предприятии «Монголросцветмет». Часть сирийского долга – 9,8 млрд долл. из 13,4 млрд долл. была списана Россией в 2005 г. В счет погашения оставшейся суммы был подписан ряд соглашений в сфере строительства, добычи нефти и газа. Алжиру Российская Федерация простила 4,7 млрд долл. в 2006 г. Взамен он обязан закупить в России на эту или большую сумму промышленные товары. В 2007 г. Россия списала долг Афганистану в размере 11 млрд долл. Основная часть задолженности Афганистана связана с поставками советского вооружения. Кроме этого, СССР по кредитной линии строил в Афганистане экономические объекты и оказывал гуманитарную помощь. Взамен списанных долгов предполагалось, что Кабул будет поддерживать экономические отношения с российскими компаниями. Однако с тех пор в отношениях между двумя странами в сфере бизнеса каких-либо положительных сдвигов не наблюдается. В 2008 г. Россия списала 4,6 млрд долл. Ливии. В обмен на прощенный долг ливийские власти подписали с РЖД договор о строительстве железной дороги стоимостью в 2,5 млрд долл. В сентябре 2012 г. Россия списала КНДР долг в размере 10 млрд долл. по кредитам, которые СССР начал выдавать еще в 1950-х гг. Это составило 90% от суммы задолженности КНДР. Около 1 млрд долл. будет использовано по схеме «долг в обмен на по- мощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при организации совместных проектов. В апреле 2013 г. Россия простила Киргизии долги на сумму около 500 млн долл. Сразу было списано 188,9 млн долл. Оставшиеся примерно 300 млн долл. будут списываться равными долями в течение 10 лет. Куба – самый большой должник СССР.