Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Задачи и проблемы моделей управленческого решения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
Введение
Составную часть каждой управленческой функции называют – принятием решений. Управляющий, вырабатывая цели и стараясь добиться достижения их, пытаясь решить возникающие задачи, пронизывает методами принятия решения все совершаемые им действия. Вследствие этого можно с уверенностью сказать, что те кто, кто хочет преуспеть в искусстве управления, должен понимать природу принятия решений, и осознавать ее важность.
Для выполнения управленческих функций необходимо применение методов принятия управленческих решений. Процесс принятия объективных и обоснованных решений в тех ситуациях, где присутствует исключительная сложность, которая достигается методом применения научного подхода к процессу принятия решения, количественных методов и моделей принятия решений.
Менеджер должен понимать, что грамотно структурированные проблемы имеют множество вариантов для решения. Наилучшее решение для таких проблем можно найти при помощи методов изучения и исследования моделирования и операций. К примеру, выбор наилучшего варианта развития, а также реконструкции предприятия, разработка наилучших режимов технологических процессов, расчет наилучшей загрузки производственных мощностей.
Цель исследования – изучить процесс построения модели управленческого решения
Вследствие чего в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- описать содержание процесса принятия управленческого решения;
- методы научного подхода к процессу принятия;
- использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.
Курсовая работа состоит из введения, текстовой части, заключения и списка использованной литературы.
1. Содержание и классификация управленческих решений
1.1 Решение как процесс
Результат определенной управленческой деятельности называется управленческим решением[1]. Принятие решений считается фундаментом управления[2]. Принятие и выработка решений – это, как правило, творческий процесс деятельности у руководителей всех уровней. В него включаются такие задачи как:
- абстрагирование решения для исполнителей;
- выбор и формулирование наилучшего решения;
- выработка и постановка цели;
- изучение проблем основанных на получаемой информации;
- обоснование и выбор критериев результативности (эффективности) и всех возможных последствий решения;
- обсуждение со специалистами разнообразных вариантов решения задачи (проблемы);
- принятие решения.
Процесс принятия решений это последовательность действий субъекта управления, которая направлена на разрешение проблем предприятия (организации) и заключающихся в анализе конкретной ситуации, генерации альтернатив, а также принятии решений и реализацию его выполнения[3].
Самое наглядное и целостное представление о процессе принятия решений можно получить от схемы, которая отражает его важнейшие этапы и порядок их соблюдения.
Надлежит, однако, заметить, что схема эта является скорее идеализированной моделью, потому как реальные процессы принятия решений, в результате разнообразия организаций, проблем и ситуаций, требующих решения, обычно, от нее отличаются[4], то есть фактически структура самого процесса принятия управленческого решения, во всяком случае, определяется решаемой проблемой и ситуацией[5].
Технологии менеджмента и экономики рассматривают управленческое решение как некий процесс, который состоит из трех разнонаправленных стадий:
- реализация решения.
- принятие решения;
- подготовка решения[6];
На стадии где проходит подготовка управленческого решения осуществляется анализ необходимого экономического характера ситуации на макро и микроуровнях, включающий сбор, поиск, обработку информации, а также формируются и выявляются проблемы, которые требуют решения[7].
На стадии принятия решения реализовывается разработка и оценка альтернативных решений и поиск надлежащих действий, которые проводятся на основе расчетов множества разработанных вариантов для конкретной ситуации, к примеру:
- выбор и принятие наилучшего решения;
- производится отбор критериев выбора наилучшего решения[8].
На стадии реализации решения принимаются необходимые меры для конкретизации решения. А также доведения его до исполнителей, которые осуществляют контроль над процессом его реализации и выполнения. После чего вносятся необходимые коррективы, определяется оценка полученного результата от выполнения поставленного решения.
Произвольное управленческое решение располагает своим конкретным результатом, оттого целью управленческой деятельности можно назвать нахождение таких форм, средств, инструментов и методов, которые могли бы оказывать содействие достижению наилучшего результата в конкретных обстоятельствах и условиях[9].
Управленческие решения могут быть аргументированными, принимаемыми основываясь на экономическом анализе и проведения расчетов из множества вариантов, а также интуитивными, которые, хоть и экономят время, но все же содержат в себе вероятность пропуска ошибок и неопределенностей.
Принимаемые решения обязаны основываться на справедливой, прогнозируемой и текущей информации, реализации анализа всех факторов, которые оказывают влияние на решения, с учетом прогнозирования его всех возможных последствий.[10] Руководители, которые ответственны в принятии решения, обязаны всесторонне и постоянно изучать поступающую информацию для подготовки ее для последующего принятия на ее основе управленческого решения, которое необходимо согласовывать на всех степенях внутрифирменной иерархической управленческой пирамиды.[11]
Проблема выбора решения является одной из важнейших в современной науке проблемой управления. Она предполагает надобность всесторонней оценки абстрактной обстановки и самостоятельности в принятии им одного из множества вариантов всех возможных решений.
Принятые решения направляются в исполнительные органы для последующего осуществления контроля над реализацией этих решений.
Поэтому управление должно быть более конкретным и целенаправленным, должна быть известна определенная цель управления. В системе управления, во что бы то ни стало должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из поставленного набора решений. Чем больше выбор, тем результативнее управление[12]. При выборе управленческого решения к нему предъявляются определенные требования, такие как:
- адресность к исполнителям;
- конкретность во времени;
- краткость требований;
- обоснованность решения;
- оперативность выполнения;
- оптимальность выбора;
- правомочность решения;
- ясность требований.
1.2 Классификация управленческих решений
Классификация управленческих решений очень важна для определения общих и конкретных специфических подходов к разработке управленческих решений, оценке и реализации, что позволяет во много раз улучшить их качество, преемственность и эффективность[13]. Управленческие решения могут быть систематизированы самыми разнообразными способами[14]. К примеру, самыми наиболее распространенными являются такие принципы классификации как:
- по иерархии управления;
- по исходным методам разработки;
- по организационному оформлению;
- по основаниям возникновения;
- по сфере действия;
- по функциональному содержанию;
- по характеру организации разработки;
- по характеру решаемых задач;
- по характеру целей[15].
Управленческие решения обычно классифицируются по функциональному содержанию решений, то есть по отношению к совместным функциям управления, к примеру:
- контролирующие;
- организационные;
- прогнозирующие;
- решения плановые.
Обычно подобные решения затрагивают в той или иной мере множество функции управления, если не все, однако в каждом из функций управления можно выделить основное ядро, которое связанно с какой-либо существенной функцией.
Иной принцип классификации может быть связан с характером поставленных задач, которые необходимо решить:
- организационных;
- технических;
- технологических;
- экологических;
- экономических;
- других[16].
В большинстве случаев управленческие решения связаны не с одной, а с множеством задач, в той или иной степени имея разрозненный характер[17].
По степеням иерархии систем управления определяют управленческие решения.
- на уровне отдельных элементов системы;
- на уровне подсистем;
- на этапе базовой системы.
Обычно определяются общесистемные решения, которые следом доводятся до элементарного уровня, тем не менее, возможен и противоположный вариант[18].
Отталкиваясь от вида организации (предприятия), принимаемые разработки решений подразделяют на такие управленческие решения как к примеру:
- коллективные;
- коллегиальные;
- единоличные.
Предпочтение способа предприятия выработки управленческого решения может зависеть от ряда причин:
- периодические и эпизодические, вытекающие из хода этапов воспроизводственных процессов в системе (к примеру, сплава леса по рекам, сезонности сельскохозяйственного производства, геологических работ).
- характера и типа, поставленных перед предприятием (организацией) задач;
- уровня квалификации коллектива;
- текущие (оперативные);
- тактические;
- стратегические;
- в зависимости от ситуации, связанные с характером возникающих обстоятельств;
- ресурсов;
- программные, которые связанны между собой и включают в себя возможность предоставленного объекта управления в определенную структуру программных целевых отношений и мероприятий[19].
По характеру целей принимаемые решения можно подразделить на следующие вариации:
- инициативные, которые связанны с проявлением инициативы системы, к примеру, в сфере производства услуг, товаров, а также посреднической деятельности;
- компетентности руководителя;
- по распоряжению (предписанию) вышестоящих органов;
- по причинам, вследствие которых возникают управленческие решения[20].
Существенным классификационным подходом предназначаются изначальные методы разработки управленческого решения. К ним можно отнести:
- эвристические, которые связанны с обширным применением экспертных оценок, а также разработки сценариев, моделей определенных ситуаций;
- математические методы, которые предполагают формализацию представлений, пропорций, точности сроков, отношений, событий и ресурсов;
- графические, с применением графоаналитических подходов (сетевых методов и моделей, структурных схем, декомпозиции большущих систем, ленточных графиков и других)[21].
По организационному оформлению управленческие решения также делятся, на такие составляющие как:
- гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
- жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
- нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе;
- ориентирующие, определяющие направление развития системы[22].
1.3 Характер управленческих решений
Так как решения принимаются людьми, то характер управленческих решений во многом несёт на себе отражение личности менеджера, который причастен к появлению на свет этих решений[23]. В связи с этим можно подразделять решения на такие виды как: инертные, рискованные уравновешенные, осторожные и импульсивные решения[24].
Уравновешенные решения, принимают такие менеджера, которые критически и внимательно относятся к своим действиям, а также к выдвигаемым ими гипотезам и дальнейшего испытания их. Как правило, прежде чем начать работу с принятием решения, менеджеры и руководители имеют сформулированную идею-основу.
Импульсивные решения, такие решения принимают менеджеры, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в абсолютно любом количестве, но при этом менеджер, как правило, не в состоянии их надлежаще проверить, оценить и уточнить. Решения, принимаемые импульсивными менеджерами, оказываются недостаточно обоснованными и недостаточно надёжными, так как эти решения принимаются спонтанно или рывками.