Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Задачи и проблемы моделей управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инертные решения, становятся результатом бережного поиска. В них напротив уточняющие и контрольные действия преобладают над генерированием самой идеей, потому в таких решениях тяжело обнаружить блеск, новаторство и оригинальность.

Рискованные решения, такие решения отличаются от импульсивных тем, что их менеджеры не нуждаются в скрупулезном обосновании своих предположений и, если они уверены в своих решениях и в себе, могут не устрашиться любых опасностей которые могут возникнуть на пути деятельность руководителя[25].

Осторожные решения, такие решения характеризуются скрупулезностью оценки менеджером множества вариантов, максимально критичным подходом к деятельности. Они в ещё наименьшей степени, чем инертные, выделяются оригинальностью и новизной[26].

Представленные выше виды решений принимаются, в частности, в процессе оперативного управления[27]. Для тактического и стратегического управления каждой подсистемы системы менеджмента приступают рациональные решения, которые основаны на методах и способах экономического анализа, оптимизации и обоснования[28].

Классификации управленческих решений.

Управленческие
решения

По функционалу

- аналитические

- контролирующие

- организационные

- плановые

- прогнозные

- регулирующие

- учетные

По характеру

- организационные

- технические

- технологические

- экологические

- экономические

- прочие

По степеням иерархии

- на уровне базовых систем

- на уровне подсистем

- на элементарном уровне

По характеру разработки

- коллегиальные

- коллективные

- единоличные

По характеру цели

- стратегические решения

- тактические

- текущие

По причинам выявления

- инициативные

- по предписанию

- программные

- ситуационные решения

- эпизодические

По начальным методам формирования

- эвристические

- математические

- графические

По организационному оформлению

- гибкие

- жесткие

- нормативные

- ориентирующие

- гибкие

- жесткие

- нормативные

- ориентирующие


2. Модели принятия управленческих решений

Модель это изображение объекта идеи или системы в некоторой форме несходной от самой нераздельности[29]. Она является упрощенным отображением конкретной управленческой (жизненной) ситуации. Противоположными словами, в моделях обусловленным образом воспроизводятся реальные обстоятельства, события и прочее[30]. Имеется множества причин определяющих применение модели вместо попыток самого прямого воздействия с настоящим миром:

  • сложность действительного мира (действительный мир организации феноменально труден и фактическое количество перемены, которые относятся к определённой проблеме, существенно превосходит возможности произвольного человека, и постичь его можно упрощая действительный мир при помощи моделирования);
  • экспериментирование (встречается очень много управленческих ситуаций, в которых хорошо бы экспериментально проверить и опробовать альтернативные варианты решения задач и проблем) Определенные эксперименты в условиях действительного мира должны и могут быть реализованы. Когда фирма “Тойота” проектирует новоиспеченный автомобиль, “Камри” новый автомобиль, “Карина” - новую модель мотора, они всегда изготавливают исходный образец, проверяют его в настоящих условиях и только после этого начинают полномасштабное производство товаров. Но прямое экспериментирование подобного типа дорого может обойтись и потому требует больше времени. Существуют многочисленные критические ситуации, когда необходимо принять решение, но при этом, нельзя экспериментировать в действительности[31];
  • ориентация управления для будущего. Невозможно держать под наблюдением явление, которое еще не произошло и не может произойти никогда, если это не может, состоится, нельзя будет проводить прямые эксперименты. Тем не менее, многие менеджеры стремятся рассматривать только осязаемые и реальные задачи, и это, в конечном итоге должно выражаться в их повороте к чему-то более очевидному[32]. Моделирование – это единственный, в настоящий момент, систематизированный способ рассмотреть варианты будущего исхода обстоятельств. Это позволит определить потенциальные последствия возможных альтернативных решений, что может позволить более объективно сравнивать их[33].

Прежде чем проанализировать широко используемые нынешними организациями модели надобно описать три основные и важнейшие типа моделей:

  • физическая модель - определяет то, что изучая, при помощи умноженного или гиперболизированного описания системы либо объекта. Отличительная характеристика материальной модели состоит в том, что в кое-каком смысле она смотрится как моделируемая целостность. К примеру, чертеж здания. Его гиперболизированная фактическая модель. Она такая материальная модель, что упрощает визуальное видение и помогает устанавливать и определить, сможет ли абстрактное оборудование физически размещаться в пределах представленного для него места. А также санкционировать сопряженные задачи и проблемы[34]. Авиационные и автомобильные предприятия всегда производят физические уменьшенные копии всех своих новых средств передвижения, для того, чтобы проверить поставленные характеристики. Будучи точной копией, модель обязана вести себя подобным образом как разрабатываемый новому самолету или автомобилю, но при этом стоимость его намного меньше настоящей модели;
  • аналоговая модель - представляет изучаемый объект аналогом, который по своему поведению выглядит как реальный объект, но внешне не выглядит как подобный. К примеру, похожие модели – организационная схема. Реализуя ее, руководство в состоянии визуализировать для себя формальную зависимость и цепи прохождения команд между деятельностью и индивидами. Данная аналоговая модель намного более упрощенный и намного более результативный способ восприятия и проявления трудных взаимосвязей структуры большой организации, чем, скажем, собирание перечня несогласованности всех работников[35];
  • математическая модель (в данной модели, называемой также символической, применяются символы для отображения свойств или характеристик события).

2.1 Реализация модели управленческого решения

Реализация модели считается процессом. Важнейшие этапы данного процесса называется постановкой задач, проверка, построение на достоверность, обновление и применение модели[36].

Постановка задачи. Начальный и главный этап построения модели, который способен обеспечить справедливое решение управленческой проблемы, заключается в правильной постановке задачи. Верное применение математики или персонального компьютера не принесет существенной пользы, если корень проблемы не будет точно проанализирована. Правильная постановка задачи намного более важна даже, чем реализация ее решения. Для выискивания приемлемого или наилучшего решения задачи необходимо знать, что она из себя представляет. Как ни прозрачно и просто данное утверждение, чересчур большое количество специалистов игнорируют очевидные факты. Миллионы долларов тратятся ежегодно на отыскивание глубокомысленных, обоснованные и действенных ответов на неверно поставленные задачи и вопросы[37]. Далее, из того только, что менеджер или руководитель осведомлен о существовании проблемы, вовсе не следует факт соответствия истинной проблемы. Менеджер (руководитель) обязан уметь отличать симптомы, причины и последствия проблемы.


Построение модели. После верной и точной постановки задачи последующим периодом процесса предусмотрено реализация модели. Разработчик обязан определить важнейшую цель модели, какие выходные информацию или нормативы предполагается получить, применяя модель, чтобы поддержать руководство в разрешении стоящей перед ним проблемы[38]. Также необходимо уметь определить, какая информация будет нужна для построения модели, удовлетворяющей главным целям и отдающей на выходе нужные факты и сведения.

Проверка модели на достоверность. После построения модели ее надлежит проверить на безошибочность и достоверность[39]. Один из важных составляющих проверки заключается в верном нахождении степени корреспонденции модели реальному миру. Разработчики и специалисты по науке управления должны устанавливать – все ли важнейшие компоненты настоящей ситуации встроены в построенную модель. Проверка множества моделей управления показывает, что они не безупречны, поскольку не обхватывают всех релевантных составляющих и переменных. Естественно, чем качественнее модель отражает настоящий мир, тем ценнее ее потенциал как средство оказания помощи руководителям в принятии правильного решения, если предполагать, что модель не в меру сложна в применении.

Второй момент проверки модели охватывает применение модели с установлением уровня, в которой информация, получаемая при ее помощи, подлинно помогает руководству решать задачи и проблемы.

Использование модели. После процесса проверки на качество и соответствие модель готова к применению[40]. Ни одну модель науки управления запрещается считать успешно выстроенной, если она не понята, не принята, и не использована на практике. Это кажется самоочевидным, но зачастую оказывается одним из весьма беспокойных и проблемных моментов построения модели.

Обновление модели. Даже если использование модели оказалось благополучной, почти доподлинно она потребует освежения. Руководство может обличить, что форма выходных данных не безоблачна или желательны добавочные данные[41]. Если цели организации (предприятия) переменяются таким образом, что это оказывает влияние на принятие решений, модель нужно соответствующим образом видоизменить. Аналогичным образом, видоизменение во внешнем мире – к примеру, появление новейших потребителей, технологий или поставщиков – может обесценить допущение начальную информацию, на которых базировалась модель при построении модели.


Как все методы и средства, модели могут приводить к ошибкам. Результативность модели может быть уменьшена действием количества потенциальных ошибок[42]. Такие как:

Недостоверные исходные допущения. Каждая модель основывается на некоторых исходных допущениях и предпосылках. Сюда можно отнести поддающиеся оцениванию предпосылки, которые можно объективно проверять и просчитывать. Отдельные предпосылки, не поддающиеся оценке и которые нельзя объективно проверить[43]. Никто не знает наверняка, случится ли это в действительности. Так как такие предпосылки считаются главной моделью, то точность последних зависит от фактичности предпосылок. Модель нельзя применять для прогнозирования, к примеру, потребности в запасах, если неточностях прогнозы сбыта на предстоящие периоды.

Страх пользователей. Модели нельзя считать эффективными, если их не применяют пользователи. Главная причина не применения модели заключается в том, что руководство, которому модель предназначена, могут не вполне осознавать и понимать получаемые при помощи модели результаты и поэтому боятся ее использовать.

Редкое применение на практике. Согласно определенным исследованиям степень методов моделирования в научных рамках управления превосходит над уровнем применения модели. Одна из главных причин подобного положения дел – является страх. Иные причины – это сопротивление переменам, а также недостаток знаний[44]. Данная проблема цепляет стремление к тому, чтобы на стадии построения модели главные специалисты привлекали к делу больше пользователей. Когда люди имеют возможность лучше понять вопрос, всячески обсуждая его, предполагаемое изменение или метод, их сопротивление обычно понижается[45].

Чрезмерно высокая стоимость моделей. Выгоды от применения модели должны с излишком оправдывать ее стоимость. При определении издержек на моделирование руководству надлежит учитывать все затраты времени руководителей низшего и высшего уровней на сбор информации и построении модели, время и расходы на обучение, стоимость хранения и обработки информации.

Модель теории очередей. Эту модель по-другому называют - модель оптимального обслуживания. Она применяется для определения наилучшего количества каналов обслуживания по отношению надобности в них. К обстоятельствам, в которых модели теории очередей бывают полезными, можно включить звонки людей в авто и авиакомпании для резервирования мест, транспорта и получения информации, ожидание в очереди на техническую обработку данных, специалистов по ремонту оборудования, постройки грузовиков под разгрузку из склада или на склад, очередь клиентами банка освободившегося кассира. Если, к примеру, клиентам доводится слишком долго ждать освободившегося кассира, они могут принять решение перенести свои счета в банк конкурента[46]. Аналогичным образом, если грузовикам доводится слишком длительное время дожидаться разгрузки, они не смогут реализовать столько поездок за день, сколько необходимо[47].