Файл: Основы нотариата. Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и основные черты нотариата
1.2 Нотариат в правовой системе России
1.3 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
Глава 2. НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ
2.1 Деятельность нотариата по обеспечению конституционного права на частную собственность
Анализ научной и публицистической литературы показывает, что в современной России право на предпринимательскую деятельность недостаточно реализовано. Чтобы воплотить это на практике необходимо устранить коррупцию, излишние административные барьеры, недостаточно четко продуманные полномочия государственной власти в отношении бизнеса[72].
В статье 19 конституции Российской Федерации[73], закреплены конституционные основы о равенстве всех перед законом и судом. В российской юриспруденции "в качестве особой научной категории общепризнанным является выделение равенства формального, то есть равенства граждан перед законом, и равноправия, то есть равенства в сфере прав, свобод и законных интересов граждан"[74]. Хотелось бы обратить внимание на то, что российские граждане и их объединения должны иметь реальную возможность использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности независимо от таких обстоятельств, как пол, раса, национальность, язык, происхождение, должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.
Однако нотариат в процессе своей деятельности не вправе давать оценку этому явлению, отказывать в своих публичных услугах каким-либо предпринимателям по основанию имущественного неравенства[75]. Нотариус становиться востребованным именно благодаря равному подходу ко всем участникам гражданских правоотношений и квалифицированной оценке документов и юридических фактов.
Нотариат[76], государство и предпринимательское сообщество сегодня нуждаются скорее в партнерских, чем в субординационных отношениях.
Так, согласно статье 51 Закона Украины о нотариате нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение закона гражданами или отдельными должностными лицами, сообщают об этом для принятия необходимых мер соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям или прокуратуре. Если есть сомнения по поводу подлинности предъявленного документа, нотариусы и другие должностные лица[77], совершающие нотариальные действия, имеют право задержать этот документ и направить его на экспертизу.
Статья 20 Закона Республики Молдовы о нотариате предписывает, что обыск в нотариальном бюро и изъятие нотариальных документов могут быть произведены только с разрешения Генерального прокурора, его заместителей или на основании решения судебной инстанции[78]. Нотариус не может быть подвергнут личному обыску или личному досмотру при осуществлении им своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев очевидного правонарушения.
Достаточно подробно в законодательстве о нотариате Республики Молдовы регулируются порядок и основания отказа в совершении нотариального действия (статья 41 Закона). Нотариус отказывает в совершении нотариального действия в случае, если: оно противоречит закону или не соответствует требованиям закона[79]; нотариальное действие должно быть совершено у другого нотариуса.
По сравнению с лаконичной формулой "нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации[80] или международным договорам" (статья 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате), такое правовое регулирование выглядит более развернутым и четко указывает на основания, по которым нотариус[81] вправе отказать предпринимателю в оказании своих публичных услуг.
Пир сравнении Статьи 41 Закона Республики Молдовы и Статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации делаем вывод о том, что Статья 48 имеет преимущество, по следующим основаниям:
- в Основах имеются две статьи, в которых регулируются тождественные правоотношения. Это не только нарушает правила юридической техники, но и путает правоприменителя, вводит его в заблуждение;
- указанные в Основах основания для отказа в совершении нотариальных действий имеют внутреннюю иерархическую взаимозависимость, поэтому их можно объединить в более крупные по юридическому смыслу основания. Например, обращение к нотариусу недееспособного гражданина либо представителя, не имеющего необходимых полномочий, есть частный случай нарушения законности, его не следует отдельно упоминать в числе оснований для отказа в совершении нотариальных действий;
- статья 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не в полной мере соответствует части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в аспекте такого основания для отказа в совершении нотариальных действий, как "сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении".
Специальная гражданская правоспособность юридических лиц – весьма устаревшая форма предпринимательской деятельности. Эта конструкция сохранилась лишь для отдельных видов юридических лиц[82] , причем контроль этого обстоятельства скорее должен осуществлять собственник имущества, чем нотариус. Во всяком случае, ограничение дееспособности юридического лица по основанию противоречия его деятельности целям учредительных документов представляет собой существенное ущемление конституционного права на предпринимательскую деятельность, которое по общему правилу не нуждается в нотариальном контроле. Подобное деяние можно квалифицировать и как необоснованное вмешательство государства в частные дела, что запрещено Конституцией Российской Федерации и подтверждено практикой Конституционного Суда России[83].
На основании изложенного считаем необходимым внести следующие поправки в Основы законодательства Российской Федерации[84] о нотариате:
- часть третью статьи 16 исключить;
- статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Отказ в совершении нотариального действия:
1. Нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
- совершение такого действия противоречит закону, сделка не соответствует требованиям закона либо документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;
- действие подлежит совершению другим нотариусом.
2. В совершении нотариального действия может быть отказано также в случае:
- просьбы о его совершении в нерабочее время, за исключением случаев, когда оно не может быть отложено по объективным причинам;
- неуплаты пошлин и установленных платежей.
При отказе в совершении нотариального действия, лицо, которому было оказано в предоставлении услуги, имеет право потребовать письменное объяснение об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования[85]. Такой документ предоставляется не позднее десятидневного срока с момента обращения».
Изучим и проанализируем конституционно-правовые проблемы правового регулирования деятельности нотариата в предоставлении права на профессиональную юридическую помощь[86]. С одной стороны, это право сдерживается нынешним законодательством, с другой развивается, под действием сегодняшних потребностей общества в нотариальных[87] услугах.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Эта юридическая конструкция предполагает:
- право неограниченного круга лиц воспользоваться той юридической помощью, в которой они нуждаются;
- в Конституции Российской Федерации[88] правомерно сделан акцент на получение квалифицированной юридической помощи.
Помощь является эффективной и направленной на исполнение конституционных целей лишь в том случае, если оно является профессиональным. Если юридическая помощь не профессиональна, то такую помощь можно сравнить с неквалифицированной медицинской помощью, одна может лишить свободы, другая жизни человека.
Следует признать, что основным направлением в исследовании сущности конституционного права на квалифицированную юридическую помощь является изучение статуса и организационных основ адвокатуры. Однако, как справедливо отметил С.А. Авакьян, "в реализации данного права гражданину обязаны помогать в принципе любые органы и должностные лица"[89]. Особенно это касается тех органов и должностных лиц, которые располагают квалифицированными юридическими кадрами, включая нотариат и судебные инстанции.
Понятие помощи по своему юридическому содержанию предполагает не полную реализацию чьей-либо воли, и тем более не подмену одного субъекта правоотношений другим лицом, а оказание необходимого содействия клиенту в тех вопросах, в которых индивид не способен разобраться самостоятельно. Исходя из этого, на первый взгляд, может показаться, что в нотариальной помощи нуждаются граждане и организации, которые не имеют соответствующей юридической подготовки либо специализированных юридических служб. Однако в действительности обстоятельства выглядят несколько иначе.
Нотариальная деятельность имеет свою специфику. Не каждый гражданин, имея юридическое образование рискнет самостоятельно оформить документы[90], конечно лучше обратиться за определенную плату за профессиональной помощью к нотариусу. Если все же гражданин, имеющий юридическое образование, составит неверно документацию, то нотариус правомерно откажет в юридическом засвидетельствовании соответствующих юридических фактов.
Наиболее лаконично обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления содействовать гражданам в реализации их права на квалифицированную юридическую[91] помощь дается в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"[92]. В соответствии со статьей 10 данного нормативного правового акта государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 анализируемого Федерального закона;
- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Нотариальное действие[93] имеет не только процессуальную форму, но и юридические последствия. В отличие от нотариальных действий, консультационные услуги нотариуса представляют собой выражение частного мнения специалиста в области права, которое может оказать значительную помощь гражданину в реализации его прав и законных интересов.
С учетом федеративного устройства Российской Федерации[94] и разнообразия социально-экономических условий в различных регионах России, полагаем правильным отнесение полномочия по определению стандартов нотариальных услуг к законодательной компетенции субъектов Федерации[95]. Такой подход позволит:
- определить, насколько быстро, доступно, качественно и без избыточных обременений оказана нотариальная услуга,
- создаст для всех участников нотариальных правоотношений возможность инициировать в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации изменения в государственных стандартах нотариальных услуг, если они по каким-либо причинам не реализуются на практике.
Другим важным инструментарием обеспечения качества нотариальной юридической помощи являются федеральные и региональные целевые программы развития нотариата[96], механизмы повышения квалификации нотариусов, соглашения по тарифам на нотариальные услуги.
Примечательно, что программные подходы к государственному управлению сегодня еще не характерны для всех отраслей государственного администрирования. В одних случаях данная методология используется активно, в других – менее интенсивно[97]. Вместе с тем, ряд организационных аспектов построения системы нотариата не требует нормативного воздействия законодателя, поскольку данные вопросы могут оперативно разрешаться посредством текущего управления.
Федеральные и региональные целевые программы развития нотариата [98] могут послужить удачным средством для достижения оптимального взаимодействия между нотариатом и государственной властью по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи.
Таким образом, в государстве должен быть установлен определенный режим оказания нотариальных услуг[99], нарушения которого влекут за собой соразмерную юридическую ответственность. В этой связи примечательно, что нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[100] содержат определенные санкции за близкие по природе правонарушения в сферах: