Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (магазин «Дверь-Дизайн»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАГАЗИНА "ДВЕРЬ-ДИЗАЙН"
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внешней среды магазина «Дверь-Дизайн»
2.3. Анализ внутренней среды магазина «Дверь-Дизайн»
2.4. SWOT-анализ магазина «Дверь-Дизайн»
2.5. Предложения по совершенствованию внешней и внутренней среды организации
1 этап SWOT-анализа- определение сильных и слабых сторон предприятия:
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны организации следует:
- Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться организация;
- По каждому параметру необходимо определить, что является сильной стороной организации, а что — слабой;
- Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Для оценки деятельности предприятия можно использовать следующие параметры:
-Организация (здесь может оцениваться наличие взаимодействия между отделами предприятия, уровень квалификации работников, их заинтересованность в развитии предприятия, и т.п.)
- Производство (оцениваются качество и степень износа оборудования, производственные мощности, качество выпускаемой продукции, наличие патентов и лицензий.
-Финансы (могут оцениваться финансовая устойчивость предприятия, себестоимость, скорость оборота капитала, доступность капитала, прибыльность бизнеса и т.п.)
-Инновации (здесь может оцениваться количество внедренных новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны.
-Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (на сколько это качество оценивают потребители), уровень цен, бренд, ассортимент продукции, эффективность использования рекламы, репутацию организации, эффективность используемого метода сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).[10] Определение сильных и слабых сторон организации представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Определение сильных и слабых сторон организации
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Организация |
Высокий уровень квалификации руководства организации |
Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии организации |
2. Производство |
Высокое качество выпускаемых товаров Проверенный и надежный поставщик комплектующих деталей |
Высокая степень износа оборудования — до 80% по отдельным группам Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов |
Из таблицы видно, что выбраны наиболее сильные и слабые стороны организации и записаны в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
2 этап SWOT-анализа —оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию за пределами предприятия - увидеть его возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон организации.
За основу оценки рынка можно взять следующий перечень параметров:
- Факторы спроса (здесь принимается во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, спрос на продукцию предприятия и т.п.)
Факторы конкуренции (учитывается наличие на рынке товаров-заменителей, количество основных конкурентов, высота барьеров входа на рынок и выхода из него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.д.)
Факторы сбыта (учитывается количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок материалов и комплектующих и т.д.)
Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.д.)[11]
Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в государстве, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.д.)
Научно-технические факторы (принимается во внимание уровень государственной поддержки развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, и т.д.)
Социально-демографические факторы (учитывается численность и половозрастная структура населения региона, уровень рождаемости и смертности, в котором функционирует организация, уровень занятости населения и т.п.)
Социально-культурные факторы (учитываются традиции и система ценностей общества, имеющиеся стереотипы поведения людей, существующая культура потребления товаров и услуг, и т.д.)
Природные и экологические факторы (принимается в расчет отношение общественности к защите окружающей среды в которой функционирует организация, состояние окружающей среды, и т.д.)
Международные факторы (среди них учитывается наличие локальных конфликтов, уровень стабильности в мире, и т.д.)
На основании проведенного анализа заполняется таблица. В таблице 2 представлено определение рыночных возможностей и угроз.
Таблица 2.
Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
Повысились барьеры входа на рынок: с этого года необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности |
В этом году ожидается выход на рынок крупной иностранной компании-конкурента |
2. Сбыт |
На рынке появилась новая розничная сеть, которая в данный момент выбирает поставщиков |
С этого года наш крупнейший оптовый покупатель определяет поставщиков по результатам тендера |
Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка:
Сопоставление сильных и слабых сторон организации с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
- используя сильные стороны организации, как воспользоваться открывающимися возможностями?
- За счет, каких сильных сторон можно обойти существующие угрозы?
- Какие слабые стороны предприятия могут помешать рыночным отношениям?
Для сопоставления возможностей организации условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа. В таблице 3. рассмотрена матрица SWOT-анализа.
Таблица 3.
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны |
Возможности |
Угрозы |
Высокий уровень квалификации руководства организации |
Появление новой розничной сети |
Появление крупного конкурента |
Высокое качество выпускаемых товаров |
Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качество продукции |
Удержать покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве продукции |
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития организации;
- определены основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса
SNW – анализ
SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.
Strength (сильная сторона),
Neutral (нейтральноя сторона),
Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина использования нейтральной стороны является, то что для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, при котором организация относительно всех своих конкурентов по всем, кроме одной, ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Выводы по главе 1
Анализ внешней и внутренней среды - это очень важный и сложный процесс для выработки стратегии организации. Данный анализ требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов. Дается оценка факторам и устанавливается связь между факторами и сильными и слабыми сторонами организации. А также устанавливается связь между факторами и возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Не зная, что происходит во внешнем окружении организации и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
Единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является обращение повышенного внимания на осуществление анализа внешнего и внутреннего окружения.
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАГАЗИНА "ДВЕРЬ-ДИЗАЙН"
2.1. Краткая характеристика предприятия
Фирма «Дверь-Дизайн» была основана в 2005 году (ИП Мухин И.Г.).
Полное наименование общества: Частный предприниматель Мухин И.Г., Сокращенное наименование общества: магазин «Дверь-Дизайн».
Место нахождения фирмы (юридический адрес): Российская Федерация, г. Серпухов, ул. Парижской коммуны, д.16.
Вид деятельности: продажа межкомнатных дверей и сопутствующих товаров (фурнитуру, поганаж).
Основные поставщики сырья и потребители продукции:
фирма не имеет возможности самой производить двери, поэтому она закупает их у предприятий: фабрика "Софья"- ООО "Софья", фабрика "Амарант", "Волховец",фабрика "Дера"- ООО "Волховец-М", фабрика "Оптим", фабрика "Краснодеревщик", фабрика "Аристон" ООО "Двери Вуд", ЗАО "Аристон", ООО "Двери Александрия", ООО "МДО", - ООО "Оптим-Москва 2000", фабрика Мастер-Вуд, ООО "Квалитет-Про","Александрийские двери", ООО "Тех-вуд", фурнитура дверная фабрики "Франко"- ООО"Франко- стиль", "Резидент".
Потребителями продукции являются фирмы, занимающиеся отделкой и ремонтом, частные лица, имеющие высокий или средний финансовый достаток. Среди оптовых покупателей можно выделить ИП Рыжакова Н.Г.,ИП Зозин И.Р., ИП Кораблев В.Л., Основными конкурентами являются: салон "Анегри", "Гефест", салон "У Папы Карло", ООО "Цербер-В", ООО "Пласт-Фаворит","Двери Главк", ООО «Элит».
2.2. Анализ внешней среды магазина «Дверь-Дизайн»
Анализ внешней среды магазина "Двери - дизайн" представляет собой процесс, с помощью которого дается оценка внешним по отношению к организации факторам с целью определения возможностей и угроз организации.[12]
Факторы внешней среды магазина можно охарактеризовать в четырех направлениях:
- Экономические факторы:
- В условиях инфляции снижается платёжеспособность населения, спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена, так как предложение опережает спрос. К примеру, если за счет инфляции увеличится цена на дерево, следовательно увеличится себестоимость дверей. Как следствие, покупатели данной продукции смогут купить по высоким ценам меньшее количество дверей.
- Предприятие платит различные налоги в органы государственной власти. Это налог на прибыль, НДС, НДФЛ. В настоящее время организации приходится платить большую сумму налогов, которая снижает размер чистой прибыли. Это сокращает возможности для увеличения производства, инноваций и нововведений.
- Политические факторы:
- Деятельность магазина «Дверь-дизайн» непосредственно зависит от нормативных документов федерального правительства, властей региона и местных органов. В частности, оперативный, бухгалтерский статистический учёт и отчетность организации ведётся в соответствии с законодательством РФ.
- Со стороны органов власти предприятию оказывается помощь в виде предоставления государственных ссуд с низким процентом кредитования (15% годовых). Также проводятся государственные конкурсы, которые могут обеспечить организации гарантированный заказ на определенный срок.
- Существует система взаимозачетов, к примеру, по оплате электроэнергии, предприятие вместо денег может предоставить определенный товар.
- Рыночные факторы.
- На рынке организация занимает достаточно твердую позицию, и со стороны конкурентов нет сильной угрозы.
- Доступные цены и высокое качество обеспечивают организации достаточное количество заказов и гарантированный доход.
- Демографический фактор (то есть изменение возрастного состава населения) не оказывает влияния на спрос дверей.
- Влияния снижения доходов населения оказывает незначительное влияние, и может привести к небольшому снижению спроса на продукцию фирмы.
- Факторы конкуренции.
Руководство Магазина "Двери-дизайн" отслеживает деятельность своих конкурентов. Предприятие ограничивается исследованием ценовой политики на аналогичную продукцию других фирм и их ассортимента.
Для оценки угроз бизнесу обычный SWOT-анализ не пригоден, так как не видит частных случаев, а рассматривает ситуацию в целом.
В данных ситуациях используется метод пяти сил Портера. Этот метод помогает за считанные часы понять уровень экономической конкуренции и решить как действовать, чтобы избежать данной ситуации.