Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (магазин «Дверь-Дизайн»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ МАГАЗИНА "ДВЕРЬ-ДИЗАЙН"
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внешней среды магазина «Дверь-Дизайн»
2.3. Анализ внутренней среды магазина «Дверь-Дизайн»
2.4. SWOT-анализ магазина «Дверь-Дизайн»
2.5. Предложения по совершенствованию внешней и внутренней среды организации
ВВЕДЕНИЕ
Среда-это сфера, в которой находится и функционирует организация.
Внешняя среда является источником, питающим организацию на должном уровне необходимыми ресурсами. Ресурсы внешней среды не безграничны. На одни и те же ресурсы претендуют многие фирмы, находящиеся в одной среде с организацией. Поэтому всегда есть риск того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Данная ситуация может оказать негативное влияние на деятельность организации и привести к отрицательным последствиям. Задача стратегического управления состоит в том, чтобы организация взаимодействовала со средой, с целью поддерживания ее потенциала на должном уровне в перспективе.
Внутренняя среда организации является источником ее успешной деятельности. Она заключает в себе силы, способные дать возможность организации выживать в конкурентной среде в определенном промежутке времени. Источником проблем и банкротства организации также может быть внутренняя среда, в том случае, когда она не отвечает требованиям деятельности организации.
Актуальность работы обусловлена тем, что своевременный анализ внутренней среды и внешнего окружения позволяют увидеть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать для успешного достижения поставленных целей и задач.
Целю курсовой работы является проведение анализа внешней и внутренней среды организации и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы сущности внешней и внутренней среды организации;
- изучить основные методы анализа внешней и внутренней среды организации;
- провести анализ внешней и внутренней среды магазина «Дверь-Дизайн»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности работы организации.
Объектом исследования является магазин «Дверь-Дизайн» (ИП Мухин И.Г.).
Предметом исследования выступает внешняя и внутренняя среда организации.
В курсовой работе использованы отечественные и зарубежные разработки и методики в области анализа внешней и внутренней среды организации. Среди отечественных авторов, занимавшихся этой проблемой можно отметить – И.А. Бланка, В.В. Ковалева и Е.С. Стоянову.
Среди зарубежных авторов: Л.А. Бернстайна, Дж Ван Хорна, Ж. Перара.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования исследуемого материала в дальнейшей профессиональной деятельности магазина «Дверь-Дизайн».
1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Анализ внешней среды
Макроокружение и непосредственное окружение - две относительно самостоятельные подсистемы внешней среды в стратегическом управлении организации.[1]
Макроокружение создает общие условия среды для функционирования организации.
Экономический фактор макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы в государстве. Оно предусматривает анализ таких показателей, как величина валового национального продукта, уровень инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения, процентная ставка, производительность труда, платежный баланс, и т.п.
Анализ правового регулирования, предусматривает изучение законов и нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки взаимоотношений с другими субъектами и приемлемые методы отстаивания своих интересов.
Политическая составляющая макроокружения, изучение которой должно стать приоритетной с той целью, чтобы иметь ясное представление о планах органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику в жизнь.
Изучение социального компонента макроокружения направлено на то, чтобы выяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как разделяемые людьми ценности, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования.
Анализ технологического компонента позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для усовершенствования производимой продукции, производства новой продукции, и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Анализ покупателей, как компонентов непосредственного окружения организации. В первую очередь, это касается покупателей, покупающих продукцию, реализуемую организацией. Исследование покупателей позволяет организации лучше увидеть то, какой продукт в наибольшей степени будет пользоваться спросом у покупателей, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели преданы данному продукту именно этой организации, насколько можно увеличить круг потенциальных покупателей, какой жизненный цикл ожидает продукт, и многое другое.
Анализ поставщиков имеет своей целью исследовать деятельность субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, энергетическими и информационными ресурсами, полуфабрикатами, финансами и т.п.. От поставщиков зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.[2]
Анализ конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится вступать в борьбу за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, для того, чтобы обеспечить свое существование. Данное исследование направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации профессиональными кадрами. Организации необходимо изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы.
1.2. Анализ внутренней среды
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное влияние на деятельность организации.[3]
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду предприятия, представляющую собой сочетание ее внутренних факторов. Но для этого менеджер должен уметь выделять и знать эти факторы.
Так как организация представляет собой созданную людьми систему, то внутренние составляющие в основном являются результатом управленческих решений. Это не значит, что все внутренние составляющие полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор является проблемой, которую руководство должно разрешить в своей работе. Управленческий механизм нацелен на достижение взаимодействия всех уровней управления для наиболее успешного достижения намеченных целей. Основные составляющие в организации, которые требуют особого внимания руководства, это цели, задачи, структура, технология и люди.[4]
Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.[5] В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.
Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется в приложении 1.
Срезы внутренней среды организации
Внутренняя среда организации имеет несколько срезов, каждый из которых включает в себя набор основных процессов и элементов, состояние которых определяет потенциал и возможности организации. [6]
Кадровый срез внутренней среды освещает такие процессы, как взаимодействие между менеджерами и рабочими, оценка результатов труда и стимулирование, обучение и продвижение кадров, , найм, создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя: организационные структуры, правила, процедуры, коммуникационные процессы, нормы, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
В производственный срез входят снабжение и ведение складского хозяйства, изготовление продукта, осуществление исследований и разработок, обслуживание технологического парка.
Маркетинговый срез внутренней среды предприятия охватывает все процессы, связанные с реализацией продукции, такие как: стратегия ценообразования, стратегия продукта, выбор рынков сбыта, стратегия продвижения продукта на рынке.
Финансовый срез объединяет процессы, связанные с обеспечением денежных средств, а так же эффективного использования и движения их в организации. В частности, это поддержание состояния ликвидности и обеспечение прибыльности прдприятия, создание инвестиционных возможностей и т.д.10.
1.3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
Анализ внешней среды дает оценку, с точки зрения организации, состояния важнейших субъектов и факторов окружающей среды, таких как: отрасли, рынки, поставщики. Это те совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.[7]
Исследовав внешнюю среду и получив оценку факторов, открывающих новые возможности или представляющих опасность, руководство предприятия должно решить, насколько фирма обладает внутренними силами, способными воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабые стороны смогут осложнить проблемы, связанные с внешними угрозами.
Управленческое обследование, это метод, используемый для диагностики внутренних проблем, этот метод представляет собой оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон. Управленческое обследование включает в себя пять функций: производство, финансы, маркетинг, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.
Существует достаточное количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, такие как:
SWOT- анализSWOT-анализ существует для того, чтобы получить ясную оценку ситуации на рынке и выявить сильные и слабые стороны организации.[8]
SWOT-анализ — это определение возможностей и угроз, исходящих от его ближайшего окружения (внешней среды).
"SWOT" расшифровывается как:
- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых, создает успешное функционирование организации на рынке;
- Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально снизить экономические показатели организации.
Для проведения анализа необходимо:
- Определить основное направление развития организации (миссию)
- Поставить перед организацией цели, учитывая реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
На рисунке 1 изображена схема проведения SWOT-анализа
Рисунок 1. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы. В соответствующие ячейки матрицы заносятся данные показателей сильных и слабых сторон предприятия, а также его рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия —это показатель, где фирма имеет успех, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности.
Слабые стороны организации — это отсутствие важного фактора для успешного функционирования организации или то, что пока не удается сделать по сравнению с другими компаниями. Это ставит организацию в неблагоприятное положение.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества на рынке.
Рыночные угрозы — события, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организацию. К примеру: рост налогов, выход на рынок новых конкурентов, изменение приоритетов покупателей, снижение рождаемости и т.п.[9]