Файл: Особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы, организация коммуникаций.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и значение организационных коммуникаций
1.2. Методы управления организационными коммуникациями
глава 2. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией ЗАО «Энерго Сервис»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Проблемы организационных коммуникаций в ЗАО «Энерго Сервис»
2.3.Разработка рекомендаций по совершенствованию межкультурных коммуникаций в ЗАО «Энерго Сервис»
Несмотря на длительность исполнения бюрократических процедур, 20% респондентов предпочитают проходить их в обычном порядке. По словам опрощенных, такой порядок требует не только достаточно много времени, но терпения. Лишь часть предпринимателей избирают такой путь преодоления бюрократических препятствий в силу его легальности, в большинстве случаев они просто вынуждены за неимением «нужных» личных связей.
Как показывает рис. 6, достаточно много менеджеров (15%) выбирают способ заинтересовать другую сторону в выгодности решения проблемы для нее.
Остальная же часть респондентов (15%) привыкли преодолевать бюрократические препятствия обычным способом, путем переговоров, что требует большого количества времени для решения производственных проблем.
Исходя из выше сказанного, следует, что менеджеры в большинстве случаев предпочитают не проходить бюрократические процедуры в установленном формальном порядке, а обойти их благодаря личным связям и иным уникальным способам.
Очевидным является факт, что готовность руководителя к эффективной работе во многом определяется практикой его повседневной деятельности, а решающее значение в формировании стиля руководства имеет рациональное использование рабочего времени, достигающееся путем планирования своего рабочего дня.
Рисунок 6 - Ответы респондентов на вопрос анкеты: «Планируют ли свой день менеджеры компании?»
Согласно полученным данным 11% менеджеров не планируют свой рабочий день. Такими менеджерами «управляют» случайности. Последовательность их действий часто обусловлена внешними факторами. По их мнению, изменяющиеся обстоятельства не могут нарушить план действий, по той причине, что плана действий просто нет. Это избавляет менеджеров от лишних эмоциональных переживаний, так как те или иные ограничения во времени в любом случае оказывают давление и негативно сказываются на работе.
24% респондентов планируют свой день лишь в том случае, если за день им предстоит сделать больше, чем обычно. В таком случае определение фронта работ позволяет не упустить ничего из памяти, как они отмечают.
25% опрошенных ежедневно составляют детальный рабочий график. По их словам, главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование рабочего времени приносит выигрыш во времени. У менеджера появляется возможность использовать имеющееся рабочее время для плодотворной и успешной деятельности и достичь поставленных целей с меньшим временным расходом. Такие менеджеры преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня формируют четкий план действий. Как правило, план на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости или срочности.
Большая часть респондентов также не отрицают того факта, что планирование рабочего дня является важнейшей составной частью организации личного труда. Однако в силу постоянно изменяющихся внешних условий и иных обстоятельств невозможно поминутно структурировать свой рабочий график. Они придерживаются приблизительного планирования. Такое планирование дня не включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени, а ограничивается только выявлением целей или намерений. План на день представляет собой лишь обзор всех дел предстоящего дня.
Таким образом, несмотря на то, что структурированное планирование рабочего дня дает менеджерам компании возможность выявлять резервы для дальнейшего совершенствования своей работы и рационального использования рабочего времени, менеджеры обычно лишь составляют список дел на день. В силу того, что им свойственно выполнять несколько дел одновременно и переключаться с одного дела на другое, невозможно заранее четко определить время начала или окончания какой-либо задачи из общего списка.
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех сотрудников должна быть скоординирована, поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Как показывает практика, принципы выполнения производственных задач, используемые менеджерами предприятия, достаточно разнообразны.
Рисунок 7-Принципы выполнения производственных задач, %
Как показывают представленные данные, 45% опрошенных менеджеров предпочитают выполнять производственные задачи по степени срочности т.е. приоритеты дел устанавливаются по степени необходимости их выполнения. Первоочередными являются те дела, несвоевременное выполнение которых приведет к значительному ущербу для бизнеса. За такие задания, которые необходимо исполнить в кратчайшие сроки, следует приниматься немедленно. Таким образом, осуществление задач происходит по мере возможности отсрочки их выполнения.
15% респондентов предпочитают передать часть своих задач подчиненным. Этот показатель весьма мал в силу того, что умением правильно распределять задачи между подчиненными обладает отнюдь не каждый предприниматель. По словам респондентов, сотрудникам делегируется, как правило, рутинная работа, в то время как наиболее важные дела менеджер возлагает на свои силы из-за неуверенности в ответственности и профессионализме своих сотрудников.
Согласно проведенному исследованию почти 85% менеджеров самостоятельно выполняют все возложенные на них задания. Однако очередность, в которой происходит исполнение задач, различается. 10% респондентов выполняют задания по степени личной заинтересованности. В первую очередь выбираются задачи, реализация которых приносит выгоду для самого менеджера, как материальную, так и моральную или эмоциональную. При таком распределении осуществление рутинной и наименее приятной работы обычно происходит в последнюю очередь.
По полученным данным 25% респондентов выполняют задачи по степени важности. При таком порядке сортировки задач стоит помнить, что срочные дела, как правило, не самые важные, а важные - не самые срочные. И только 5% респондентов первостепенно приступят к выполнению задач в зависимости от их сложности.
Далее выясним, в чем заключаются основные ценности менеджеров компании ЗАО «Энерго Сервис» (см. рис. 8). Под ценностями понимаются обобщенные представления менеджеров о целях и средствах их достижения, а также нормах поведения[33].
Рисунок 9 - Ответы респондентов на вопрос анкеты: «В чем заключаются основные ценности менеджеров?»
Из представленных данных видно, что лидирующее положение среди основных ценностей менеджеров компании является материальное благополучие (45%). Еще для 32% респондентов основной ценностью является карьерный рост.
Материальное благополучие является мерилом успеха человека в обществе. Работа же рассматривается как цель и способ достижения самых различных благ, в том числе и материальных, социального статуса, общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации.
Именно поэтому надежная работа является важным элементом жизни человека.
Для 8% респондентов в приоритете остается наличие интересной работы, которая дает возможность не только иметь достойный доход, но и творчески и профессионально развиваться личности.
Для 2% менеджеров одной из карьерных целей является достижение более высокого социального статуса. Для них важно уважение и признание определенного круга людей.
В структуре ценностей менеджеров противопоставляются ориентация на материальный успех и, напротив, на социальное одобрение. Анализ полученных ответов свидетельствует о том, что менеджеров компании отличает выраженная ориентация на материальный достаток. Возможность карьерного роста актуальна для большего количества менеджеров, чем возможность профессионального роста. Однако материальное благополучие по своей сути ближе к инструментальным ценностям, т.е. является средством для достижения других целей, ведь потребность в деятельности, самореализации и совершенствовании профессионализма являются значимыми для менеджеров предприятия ЗАО «Энерго Сервис».
Прежде всего, необходимо отметить, что спор в бизнес - среде является естественным, ведь конфликтные ситуации ежедневно возникают в силу тех или иных обстоятельств и для развития любой организации нужна здоровая доля разногласий. Российская деловая среда не является исключением. Русский народ сам по себе в силу национального характера достаточно часто вступает в спор, более того, не переспорить оппонента означает потерять лицо. Однако это вовсе не означает, что единственно верным выходом из спорной ситуации является признание оппонентом твоей точки зрения. Напротив, менеджеры, по мнению респондентов, в большинстве случаев стремятся к достижения компромисса с оппонентом (рис. 9).
Рисунок 10- Ответы менеджеров на вопрос анкеты: «Во время обсуждения спорных вопросов, каким образом менеджеры компании выстраивают диалог с оппонентом?»
По словам опрошенных, манера ведения диалога у мужчин и женщин в конфликтных ситуациях различны. Так, женщины в спорной ситуации, как правило, придерживаются «окольного» подхода к решению вопроса. В первую очередь, для них важно налаживание личного контакта с оппонентом, тем самым они пытаются сгладить конфликтную ситуацию. Во время диалога менеджеры-женщины плавно подводят оппонента от возникшей проблемы к выгодам от ее решения в «нужном» русле.
Менеджеры-мужчины обычно сразу же приступают к убеждению оппонента в силу своей природы. Они пытаются выстроить конструктивный и максимально аргументированный диалог, но переход к главному вопросу с первых же минут обсуждения для них также не всегда характерен.
В любом случае менеджеры предприятия стараются не отвечать грубостью на грубость, не повышают голос (по возможности), не переходят на личности. Зачастую они внимательно слушают позицию оппонента, ведь спор невозможен без толерантности к чужому мнению и чужой позиции, но из-за своей нетерпеливости склонны к перебиванию собеседника. Они также имеют тенденцию действовать под влиянием импульса, оценивая ситуацию на ходу, поэтому во время спора могут вспылить, но и легко извиниться. Если не удается достичь компромисса, пытаются расстаться друзьями для продолжения дальнейшего сотрудничества.
Жесты и мимика являются важнейшим средством невербальной коммуникации, которые, сопровождая речь, обычно являются показателем раскованности говорящего. Непринужденность речи считается необходимым условием для эффективного ведения переговоров в деловой среде. Жесты и мимика, конечно же, национальны.
Стоит заметить, что мнения работников предприятия разделились почти поровну, но большая часть, все же считает, что менеджеры компании не ограничивают себя в жестикуляции и мимике во время ведения разговора.
Рисунок 11 - Ответы менеджеров на вопрос анкеты: «Во время разговора сдержаны ли менеджеры в жестикуляции и мимике?»
Надо заметить, что при беседе русские практически не используют синхронные движения обеих рук, жестикуляция осуществляется одной рукой, чаще правой. Вторая рука или совсем не жестикулирует, или жестикулирует в меньшей степени и не повторяет движения правой. Часто движения руки заменяют движениями головы, плеч. Например, вместо слов «не знаю» обычно пожимают плечами. Одобрение в зависимости от ситуации может обозначаться улыбкой или кивком головы. Отрицательная оценка у русских может передаваться при помощи размахивания рукой из стороны в сторону, а также поворотом головы из стороны в сторону. Эти движения могут сопровождаться движениями бровей, сморщиванием лба или носа либо выпячиванием губ, отмечают респонденты.
Русская жестикуляция, мимика, позы определяются ситуацией, отношениями говорящих и их социальной принадлежностью. По словам респондентов, при деловом общении менеджеры стараются ограничивать себя в жестикуляции, чтобы произвести впечатление более воспитанного и сдержанного человека, но в силу эмоциональности характера это не всегда выходит. При ведении переговоров использование жестов и выраженной мимики сокращает вербальный текст, заменяя слова и включая в диалог те или иные дополнительные смыслы.
Проведенный анализ ответов, полученных в ходе анкетирования и все описанные характеристики менеджеров компании ЗАО «Энерго Сервис»находят свое отражение в российской культуре, что доказывает принадлежность страны к полиактивным культурам.
Роль личных связей, разного рода обменов деловыми и личными услугами играют важную роль в отношениях с вышестоящим руководством. Единственно верный способ избежать длительного процесса решения деловых вопросов - использование «блата» или дача взятки.
Более половины менеджеров компании используют личные связи для решения своих рабочих вопросов.
Несмотря на длительность исполнения бюрократических процедур, многие менеджеры компании предпочитают проходить их в обычном порядке. По словам опрощенных, такой порядок требует не только достаточно много времени, но терпения. Лишь часть предпринимателей избирают такой путь преодоления бюрократических препятствий в силу его легальности, в большинстве случаев они просто вынуждены за неимением «нужных» личных связей.