Файл: Особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы, организация коммуникаций.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и значение организационных коммуникаций
1.2. Методы управления организационными коммуникациями
глава 2. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией ЗАО «Энерго Сервис»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Проблемы организационных коммуникаций в ЗАО «Энерго Сервис»
2.3.Разработка рекомендаций по совершенствованию межкультурных коммуникаций в ЗАО «Энерго Сервис»
В связи со сложившейся ситуацией, как компания ЗАО «Энерго Сервис», так и корпорация «GS Yuasa» протерпели значительные убытки, так как контракт между ними носил долгосрочный характер, однако партнерские отношения между сторонами были разорваны.
По мнению руководства компании и специалистов, участвовавших в переговорах как непосредственно с корпорацией «GS Yuasa», так и с их Российскими представителями, достижению консенсуса в данном вопросе помешал Японский принцип коллективного решения (консенсуса), который продолжает оставаться основой политики большинства японских компаний.
Для изучения мнения менеджеров о том, что помешало компании ЗАО «Энерго Сервис» в продолжении сотрудничества с Японским партнером «GS Yuasa», сотрудникам компании был задан соответствующий вопрос (рис. 2).
Таким образом, менеджеры компании ЗАО «Энерго Сервис» уверенны, что сотрудничеству с компанией «GS Yuasa» помешало отсутствие терпения со стороны руководства (32%), а так же отсутствие знаний ведения бизнеса с иностранной организацией (45%).
Рисунок 2 - Ответы на вопрос менеджеров компании «Что на ваш взгляд помешало дальнейшему сотрудничеству компании ЗАО «Энерго Сервис» с корпорацией «GS Yuasa»»,%
Напомним, что ранее представленные данные показали, что на предприятии отсутствует практика привлечения консультантов для решения производственных задач, однако именно специалист в области международных коммуникаций мог бы помочь компании ЗАО «Энерго Сервис» разрешить данную конфликтную ситуацию.
Так же менеджеры компании уверены, что различие в наличие собственных интересов со стороны представительства корпорации в России и вообще присутствие посредника в решении проблемы помешало дальнейшему сотрудничеству между компаниями.
И всего лишь 4% менеджеров уверены, что бизнес-контакты были разорваны по причине отсутствия понимания между сторонами.
Время, которое требуется японской компании для формулирования ответа на предложение, является одной из наиболее распространенных причин разочарования, которое испытывают иностранные предприниматели, пытающиеся вести дела с Японскими компаниями.
Одной из специфических черт организации деятельности японских компаний, которая может неблагоприятно повлиять на переговорный процесс является принцип коллективного принятия решений, известный как ринги. Эта система предусматривает рассылку предложений заинтересованным сторонам на уровне отдела, подразделения и корпорации. После рассылки предложения обычно проводятся подробные обсуждения деталей плана с тем, чтобы выработать "групповое сознание" и достичь единомыслия для принятия соответствующего курса действий. Руководство компании ЗАО «Энерго Сервис» понимает, что в процессе работы с японской корпорацией им не хватило знаний, необходимых для понимания культуры ведения бизнеса с зарубежным партером, характерные черты японского бизнеса не были учтены российской стороной. Последующий анализ указанной ситуации показал представителям ЗАО «Энерго Сервис», что преимущество данного бизнес поведения японцев заключается в том, что после достижения консенсуса исключается любая возможность несогласия всех сторон бизнеса.
2.2. Проблемы организационных коммуникаций в ЗАО «Энерго Сервис»
Требования к послепродажному обслуживанию в Японии считаются самыми высокими в мире. Это особенно касается товаров производственного назначения, поскольку любой выход оборудования из строя может привести к серьезным проблемам. Пользователи приобретают оборудование и технику, учитывая надежность, как самой продукции, так и предлагаемого послепродажного обслуживания. Если на предприятии возникает проблема, она должна быть, как можно скорее, устранена. Это означает, что поставщик должен располагать достаточным числом специалистов по техническому обслуживанию и запасных частей.
При выходе на японский рынок один из первых шагов заключается в установлении контакта с Японской стороной и её дистрибьюторами. Несмотря на то, что в результате процесса интернационализации рынка этот первый шаг теперь сделать легче, чем раньше, продолжают существовать некоторые тонкости, о которых следует знать российскому менеджеру.
В отличие от других стран, в Японии письма или телефонного звонка не достаточно для того, чтобы получить ответ относительно возможности установления деловых связей. Однако отсутствие ответа вовсе не означает отсутствие заинтересованности, как в большинстве других стран. Существует целый ряд факторов, которые затрудняют подготовку ответа, и, таким образом, мешают развитию деловых связей с японскими компаниями. Это связано в первую очередь с процессом принятия решений Японской стороной, а он идет крайне неспешно. В частности, следует помнить о том, что японская система управления основывается на идее достижения гармонии через коллективное единомыслие и поддерживается иерархической структурой, в которой продвижение по службе и увеличение зарплаты производятся по старшинству. Хотя некоторые элементы этой системы в настоящее время претерпевают изменения, отражающие сдвиги в структуре японского общества, принцип коллективного решения (консенсуса) продолжает оставаться основой политики большинства японских компаний.
На новом этапе экономического развития перед Россией стоит задача эффективного вхождения в мировой рынок. Выявление ключевых особенностей сформировавшейся деловой культуры страны может способствовать успешному взаимодействию с иностранными партнерами.
Измерение деловой культуры менеджеров ЗАО «Энерго Сервис» проведем по модели британского лингвиста Р. Льюиса.
Сбор данных проходил посредством анкетирования менеджеров ЗАО «Энерго Сервис» (анкета представлена в прил. А). В качестве респондентов были выбраны сотрудники предприятия ЗАО «Энерго Сервис»,участвовавшие в переговорном процессе с японской стороной и их представителями в России в количестве 25 респондентов.
В ходе проведения опроса респондентам были заданы вопросы, ответы на которые позволяют нам получить необходимые сведения для исследования особенностей и характерных черт деловой культуры менеджеров компании.
Среди опрашиваемых менеджеров компании ЗАО «Энерго Сервис» 75% респондентов мужского пола и 25% женского. Это менеджеры, которые проработали на предприятии более 5 лет, имеющие достаточно высокий профессиональный уровень и знание технических и производственных характеристик предприятия.
Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы при последующем их анализе было возможным определить отношение респондентов к власти, к работе и ко времени, а также изучить систему ценностей менеджеров компании и особенности манеры их общения.
Высокий уровень взаимопонимания с руководителем, доверие к нему, стремление сотрудничать с ним в значительной степени определяют степень удовлетворенности человека выполняемой работой, его отношение к организации и готовность трудится с полной отдачей сил для достижения общеорганизационных целей. Согласно полученным данным большинство менеджеров компании поддерживают с высшим руководством приятельские отношения (55%).
Рисунок 3 - Ответы менеджеров компании ЗАО «Энерго Сервис» «Какие у Вас складываются взаимоотношения с вышестоящим руководством компании?»
Рисунок 4 - Первостепенные принципы в управлении, %
29% опрошенных менеджеров при управлении персоналом руководствуются их нуждами и потребностями. Ключевым принципом управления является ориентация на человека. Ориентация на людей связана с
22% респондентов отметили, что так же стараются не портить отношения с вышестоящим руководством.
8% респондентов отметили, что предпочитают держать от руководства на дистанции, что позволяет быть менее замеченным и контролируемым.
4% менеджеров утверждают, что отношения с руководством, прописанные в корпоративной этике компании, ими соблюдаются и являются основательными во взаимоотношениях с руководством.
Остальные 11% опрошенных ограничиваются общением в рамках выполнения своей должности, так как менеджер обязан поддерживать разносторонние рабочие контакты со всеми службами своей фирмы.
Далее выясним, какие первостепенные принципы в управлении выделяют менеджеры предприятия ЗАО «Энерго Сервис» (см. рис.5).
Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех сотрудников должна быть скоординирована, поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Как показывает практика, принципы управления, используемые руководителями, достаточно разнообразны.
- учет потребностей сотрудников
- своевременный контроль
- иерархия организационных задач
- корпоративный дух
- дисциплина в коллективе
- соблюдение субординаций
- возможность участия в прибыли организации мотивацией подчиненных, созданием благоприятного психологического климата в коллективе, донесением до работников смысла поставленных перед ними задач и происходящих изменений и прочим. Как утверждают респонденты, ориентация на человеческую составляющую в процессе руководства требует от руководителя высокого уровня развития лидерских качеств, а также знаний и навыков, позволяющих успешно работать с людьми и управлять их мотивацией.
Для 9% менеджеров контрольные функции составляют одну из важнейших частей должностных обязанностей. По их словам своевременный контроль необходим не только для того, чтобы фирма могла вовремя обнаружить и исправить свои ошибки, также с помощью контроля выявляются успехи, победы и позитивные тенденции в деятельности компании, которые нужно и дальше совершенствовать, чтобы добиться еще больших результатов.
Создание единого корпоративного духа, главной составляющей которого является преданность целям и интересам компании, воспитываемая через систему приобщения работника к делам фирмы, ее атмосфере, задачам и миссии, по мнению 12% опрошенных, является одним из ведущих принципов управления.
Для 15% менеджеров предприятия одним из основных принципов управления является возможность участия персонала в формировании прибыли организации, что в определенной степени мотивирует персонал предприятия.
21% респондентов отметили значимость иерархии организационных задач. Респонденты считают, что четкая организационная структура компании крайне необходима для того, чтобы добиться успеха в деловой среде. Организационная структура предприятия обеспечивает установление отношений подчинения и согласования в деятельности разных подразделений, задачей которых является оптимизация производственного процесса предприятия. Множественность элементов предприятия, представляющего собой комплекс, сложную систему, вызывает необходимость организованного руководства для обеспечения слаженности их действий, по мнению респондентов.
По мнению 5% опрошенных менеджеров исполнительская дисциплина в коллективе — вот определяющие принципы при взаимодействии с сотрудниками. Соблюдение дистанции в отношениях с коллегами и руководителем служит основой этикета всей деловой и рабочей жизни, как отмечают респонденты. Своевременное исполнение сотрудниками указаний и распоряжений руководителя в свою очередь способствует повышению эффективности рабочего процесса.
Только 3% опрошенных менеджеров признают такой принцип управления как авторитаризм. Как они считают, что для достижения общей цели предприятия необходимо исключать имеющиеся у персонала разногласия и заняться достижением общепоставленной цели.
Таким образом, можно сказать, что менеджеры ЗАО «Энерго Сервис» при управлении персоналом в первую очередь руководствуются «человеческим фактором». Повышение эффективности работы всей организации достигается за счет учета потребностей и интересов всех сотрудников. Четкое распределение обязанностей между подчиненными, своевременный контроль, а также гармония интересов персонала и организации способствуют успешному управлению.
Далее выясним, какой способ, обычно, выбирают менеджеры компании ЗАО «Энерго Сервис», для преодоления бюрократических препятствий (рис.5).
Сегодня можно утверждать, что среди большинства менеджеров сформирован устойчивый образ российской бюрократии как малоэффективного института. В России бюрократия всегда «славилась» нерасторопностью и формальным подходом к любому делу. Практически каждый менеджер в своей работе тем или иным образом сталкивался с бюрократическими препятствиями. Наиболее часто используемые менеджерами пути преодоления такого рода препятствий отражены на рис. 5.
Рисунок 5 - Способы преодоления бюрократических препятствий менеджерами компании ЗАО «Энерго Сервис», %
Как показывает анализ полученных данных более половины менеджеров компании используют личные связи для решения своих рабочих вопросов. В настоящее время личные связи - это мощный компонент успеха и положения в переменчивом обществе, комментируют респонденты. В большинстве случаев своя сеть связей не только дает доступ к ресурсам, но и является инструментом влияния, каналом распространения идей и информации. А информация, как мы все чаще наблюдаем, становится все более важным компонентом успеха. Поэтому не будет преувеличением сказать, что сильные личные связи являются существенным преимуществом в деловой среде.