Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения электроэнергетики России
1.1.Характеристика электроэнергетики
1.2. Реформа электроэнергетики и отличительные ее особенности
2. Современное состояние и тенденции развития электроэнергетики России
2.1. Хозяйствующие субъекты энергетической отрасли и техническая политика в электроэнергетике России
2.2. Анализ электроэнергетики России на современном этапе
3.Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России
3.1.Основные проблемы электроэнергетики России
Оптовые генерирующие компании (ОГК). Принципы формирования ОГК представляются:
- включением в состав одной ОГК однотипных КЭС;
-ограничением возможности генерирующих компаний (ГК) манипулирования ценой на рынке за счет:
— ограничениями рыночной концентрации производства;
— ограничениями на вхождение ценообразующих станций в одну компанию (принципом экстерриториальности);
- обеспечением сопоставимых стартовых условий ОГК на рынке в результате:
— примерно одинаковой установленной мощности компаний (8—10 ГВт);
— примерно одинаковой стоимости активов, среднего износа оборудования, себестоимости электроэнергии и рентабельности производства, для чего в состав ОГК были включены высоко- и низкорентабельные электростанции;
- обеспечением надежного функционирования отрасли в период структурных преобразований, в том числе:
— сохранением надежности работы электроэнергетики;
— минимизацией государственной поддержки отрасли. Территориальные генерирующие компании (ТГК). [40]
На базе энергетических активов, не вошедших в состав ОГК, в основном активов ТЭЦ, были созданы четырнадцать ТГК. Базовые принципы формирования ТГК представляются:
- объединением электростанций по территориальному признаку;
-созданием крупных компаний (2—4 ГВт);
-минимизацией возможностей для злоупотреблений монополистов на рынке;
-снижением доли госконтроля над генерацией энергии. ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (ОАО «ФСК ЕЭС»).
Для управления ЕНЭС в 2002 г. создано ОАО «ФСК ЕЭС», в уставной капитал которого переданы активы ЕНЭС.
Цели создания ФСК:
-укрепить интегрирующую роль ЕНЭС России;
-в будущем подключить все регионов РФ к ЕНЭС;
- гарантировать недискриминационный доступ продавцов и покупателей на рынок энергии и мощности;
-осуществить единую научно-техническую политику в электрических сетях;
-повысить энергетическую безопасность страны. [41]
ОАО Холдинг «Межрегиональные распределительные сетевые компании» (ОАО «Холдинг МРСК»). Электросетевые активы (напряжением 330 кВ и выше) были переданы в уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС». Оставшиеся на территории бывших АО-энерго сетевые активы переданы в уставный капитал региональных сетевых компаний (РСК), которые интегрировались в более крупные компании — межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
Принципы, положенные в основу формирования МРСК характеризуются:
- территориальной сопряженностью РСК, вошедшими в данную МРСК;
- примерно одинаковой стоимостью и рентабельностью активов МРСК. Создание одиннадцати МРСК и холдинга МРСК позволяет осуществить единую научно-техническую политику в распределительных сетях и создать более крупные компании, эффективно работающие на рынке. ОАО «Системный оператор ЕЭС» (ОАО «СО ЕЭС»). [42]
ОАО «СО ЕЭС» создан на базе активов ЦДУ ЕЭС России и призван оказывать участникам рынка следующие услуги, представляющиеся:
-управлением режимами ЕЭС России в реальном времени;
- составлением и исполнением прогнозных и оперативных балансов мощности и энергии;
-оптимизацией режимов работы электростанций и сетей;
-обеспечением надежности энергоснабжения и показателей качества электроэнергии;
-осуществлением коммерческого отбора мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
Некоммерческое партнерство «Совет рынка». Управляющей организацией оптового рынка является некоммерческое партнерство «Совет рынка».[43]
Цели создания НП «Совет рынка»:
-обеспечить функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
- обеспечить эффективную взаимосвязь оптового и розничных рынков;
-сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в электроэнергетику;
- наличие общей позиции участников оптового и розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих функционирование электроэнергетики;
- организовать на основе саморегулирования эффективную систему оптовой и розничной торговли электрической энергией, мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом и розничных рынках, обеспечить энергетическую безопасность Российской Федерации, единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках. Необходимо соблюдать баланс интересов производителей и покупателей электрической энергии и мощности, удовлетворять общественные потребности в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией.[44]
2.2. Анализ электроэнергетики России на современном этапе
ЕЭС России на конец 2017 года состоял из семи Объединенных энергосистем (ОЭС): ОЭС Центр, Средняя Волга, Урал, Северо-Запад, Юг, Сибирь и Восток. В 2017 году параллельно с ЕЭС России работали энергосистемы Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Украины и Монголии, а также энергосистемы Центральной Азии – Узбекистана, Киргизии (через энергосистему Казахстана) и Молдавии (через энергосистему Украины). Линии электропередачи переменного тока передавали электроэнергию в энергосистему Южной Осетии и энергосистему Абхазии.[45]
Вместе с ЕЭС России через преобразовательные устройства постоянного тока действовали энергосистема Финляндии и Китая. Параллельную работу вели энергосистема Финляндии и отдельные генераторы Северо-Западной ТЭЦ и ГЭС Ленинградской и Кольской энергосистем, с энергосистемой Норвегии – отдельные генераторы ГЭС Кольской энергосистемы, по линиям электропередачи переменного тока осуществлялась передача электроэнергии в Китай в «островном» режиме.
Во исполнение установленных Федеральным законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[46] функций по организации и управлению режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств в 2017 году АО «СО ЕЭС» значительно расширила и качественно усовершенствовала правовое, нормативно-техническое, технологическое и информационное обеспечение совместной работы ЕЭС России и энергосистем иностранных государств.
В 2017 году частота электрического тока в ЕЭС России поддерживалась в пределах, установленных Стандартом ОАО «СО ЕЭС» СТО 59012820.27.100.003-2012 «Регулирование частоты и перетоков активной мощности в ЕЭС России. Нормы и требования» и национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55890-2013 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Регулирование частоты и перетоков активной мощности. Нормы и требования» 8760 часов или 100 % в пределах 50±0,2 Гц и 8756 часов 49 минут или 99.964% в пределах 50±0,05 Гц с восстановлением частоты при выходе до уровня 50±0,05 Гц за время не более 15 минут.
Максимальным и минимальным мгновенным значениям частоты в первой синхронной зоне ЕЭС России явились соответственно 50,112 Гц и 49,860 Гц. Максимальной продолжительностью периода выхода частоты за пределы явилось (50,00±0,05) Гц и составила 07 минут 40 секунд.
В 2017 году суммарная продолжительность работы 1-ой синхронной зоны ЕЭС России с частотой электрического тока более 50,05 Гц составила 37 минут, а с частотой менее 49,95 Гц – 02 часа 34 минуты.
На конец 2017 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 239 812,2 МВт.
Выработка электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2017 году составила 1 053,86 млрд. кВтч. Потребление электроэнергии в 2017 году составило 1 039,88 млрд. кВтч.
Годовой максимум потребления мощности ЕЭС России зафиксирован в 17:00 (мск) 09.01.2017 при частоте электрического тока 50,00 Гц и составил 151 170 МВт. При этом нагрузка электростанций ЕЭС России составила 152 103 МВт.[47]
В 2017 году по ряду энергосистем были установлены новые значения исторического максимума потребления мощности.
Сравнительные данные по уровню максимального потребления мощности энергосистем и энергорайонов, превысивших исторический максимум, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительные данные по уровню максимального потребления мощности энергосистем и энергорайонов[48]
Наименование энергосистемы |
Достигнутый исторический максимум потребления мощности в 2017 году |
Предыдущее значение исторического максимума потребления мощности |
Величина превышения |
||
МВт |
дата |
МВт |
дата |
МВт |
|
Белгородская ЭС |
2 220 |
05.12.2017 |
2 219 |
16.12.2016 |
1 |
ОЭС Юга |
16 235 |
01.02.2017 |
15 043 |
09.02.2012 |
1192 |
Дагестанская ЭС |
1 270 |
01.02.2017 |
1 260 |
17.12.2016 |
10 |
Ингушская ЭС |
140 |
31.01.2017 |
137 |
31.12.2016 |
3 |
Кубанская ЭС |
5 037 |
09.08.2017 |
4 599 |
18.07.2016 |
438 |
Крымская ЭС |
1 427 |
30.01.2017 |
1 419 |
1991 |
8 |
ОЭС Востока |
5 506 |
13.12.2017 |
5 472 |
26.12.2012 |
34 |
Приморская ЭС |
2 311 |
27.12.2017 |
2 263 |
17.12.2014 |
48 |
ЭС Хабаровского края без ЕАО |
1 457 |
11.12.2017 |
1 446 |
21.12.2014 |
11 |
Энергорайон Еврейской АО |
314 |
23.12.2017 |
304 |
03.03.2015 |
10 |
Южно-Якутский энергорайон |
316 |
13.12.2017 |
310 |
1991 |
6 |
Основные показатели работы ОЭС и ЕЭС России за 2017Г. в табл. 2.
Таблица 2 - Основные показатели работы ОЭС и ЕЭС России в 2017 году[49]
Энергосистемы |
||||||||
в том числе: |
||||||||
Показатель |
ЕЭС |
ОЭС Центра |
ОЭС |
ОЭС Урала |
ОЭС |
ОЭС Сибири |
ОЭС Востока |
|
России |
Средней Волги |
Северо- Запада |
ОЭС Юга |
|||||
Установленная мощность на |
239 812,20 |
53 077,07 |
27 203,76 |
52 714,90 |
23 865,23 |
21 538,55 |
51 911,19 |
9 501,50 |
01.01.2018, МВт |
||||||||
± к 01.01.2017, % |
+1,5 |
+0,4 |
+0,7 |
+3,1 |
+1,2 |
+4,5 |
-0,1 |
+3,4 |
Располагаемая мощность |
||||||||
электростанции на годовой максимум потребления мощности 2017 года, МВт |
220 781 |
52 265 |
25 679 |
50 315 |
22 371 |
20 002 |
41 013 |
9 136 |
± к 2016 году, % |
-0,97 |
-2,68 |
-0,82 |
-0,53 |
-0,71 |
+1,95 |
-1,07 |
-0,34 |
Нагрузка электростанций на годовой максимум потребления мощности 2017 года, МВт |
152 103 |
36 007 |
16 814 |
36 338 |
15 771 |
13 721 |
28 793 |
4 659 |
± к 2016 году, % |
-0,7 |
+2,3 |
-2,0 |
-2,1 |
+2,2 |
-6,9 |
+0,4 |
-3,6 |
Выработка электроэнергии в 2017 году, млрд. кВтч |
1 053,86 |
237,55 |
107,78 |
260,66 |
108,35 |
100,01 |
202,66 |
36,85 |
± к 2016 году, % |
+0,5 |
+0,4 |
+1,4 |
+0,9 |
+1,0 |
+3,9 |
-2,0 |
+0,1 |
Потребление электроэнергии в 2017 году, млрд. кВтч |
1 039,9 |
238,6 |
108,0 |
261,2 |
93,9 |
99,1 |
205,9 |
33,2 |
± к 2016 году, % |
+1,27 |
+0,5 |
+1,6 |
+0,7 |
+1,1 |
+9,3 |
-0,6 |
+0,2 |
Чтобы достигнуть устойчивой структуры генерирующих мощностей ЭС-2035 нужно развить все типы электростанций, в том числе малые распределительные генерирующие установки и электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Последние представлены в России гидроэнергетикой, также с 2015 года в России функционируют 3 геотермальные, 23 солнечные и 29 ветряных электростанций.[50] В настоящее время главная проблема использования возобновляемых источников энергии - их низкая конкурентоспособность. В то же время Россия обладает значительным потенциалом развития возобновляемой энергии[51].
3.Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России
3.1.Основные проблемы электроэнергетики России
За годы после распада СССР произошло ухудшение экономических показателей работы отрасли. С 1991 г. более чем в 1,5 раза увеличились относительные потери электроэнергии в электрических сетях[52]. Более чем в 1,5 раза выросла удельная численность персонала в отрасли. Более чем в 2 раза снизилась эффективность использования капитальных вложений. Существенно сократились вводы генерирующих мощностей. Ввод новых мощностей на электростанциях России с 1992 года по 2008 г. составил 24 ГВт (около 1,4 ГВт в год) что примерно в 5 раз меньше вводов в 60-80-х годах прошлого столетия.[53]
В энергетической стратегии до 2035 года были обозначены внешние вызовы, характерные для электроэнергетической отрасли. Важнейшие внешние вызовы российской электроэнергетики представляются масштабной трансформацией и нестабильностью мировых энергетических рынков, а также чрезмерной зависимостью оборудования и инновационных технологий от импорта.
Подробное обоснование этого и ряда других факторов, а также актуальных задач по их устранению представлено нами в табл.3.
Таблица 3 - Внешние вызовы развития электроэнергетики России (по данным Министерства энергетики РФ[54]
Внешние вызовы |
Актуальные задачи развития |
Влияние трансформации и нестабильности мировых энергетических рынков: – геополитическая и межтопливная конкуренция (традиционные и возобновляемые источники энергии), – высокие темпы научно-технического развития, – волатильность цен на энергоносители, – неизбежность экономических кризисов |
Повысить конкурентоспособность электроэнергетики России, создать благоприятные условия для ее диверсификации и поддержать участие российских компаний в международных проектах в энергетической сфере. Содействовать развитию экспорта электроэнергии, прежде всего в страны Северо-Восточной Азии. Сформировать общий рынок электроэнергии с Евразийским экономическим союзом |
Технологическое отставание отрасли от уровня передовых стран в использовании прогрессивных оборудования и технологий. Низкая инновационная активность компаний отрасли |
Стимулировать и поддержать инновационную активность инвестиций в НИОКР и инновации, использовать перспективные технологии и оборудование |
Чрезмерная зависимость электроэнергетики России от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала в условиях экономических санкций |
Необходимость энергетического самообеспечения: увеличить закупки отечественного оборудования, программного обеспечения, технологий и услуг |