Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы игры, как средства воспитания младших школьников
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры
1.2. Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время
Глава 2. Опытно-экспериментальные основы игры как средства воспитания младших школьников
2.2 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Считаем, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. В случае выполнения нескольких факторов игра несет в себе огромный воспитательный потенциал. Учитель должен знать уровень сформированности коммуникативных навыков у детей, уметь правильно мотивировать детей на игру, иметь в арсенале и активно использовать игры на развитие разных качеств личности, в соответствии с конкретной задачей.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей Спб.: Питер-Пресс. - 2016 – 128 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009.
- Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Москва, 1991.
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. - М., 2003. – 90 с.
- Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. М. 2000
- Макаренко А.С. О воспитании детей. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
- Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М. Просвещение, 1983.
- Мандель Б.Р. Игрология. Феномен интеллектуальной игры в образовательном процессе: М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 226 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. 1999.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Политиздат, 2001. - 199 с.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. - 2000, - № 8 - 352 с.
- Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
- Столяренко А.М. Общая педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 479 с.
- Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
- Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2006.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
- Чайкина Е.Р. Особенности и потребности младших школьников // Начальное образование. - № 4. – 2013.
- Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - № 8. С. 8-11.
- Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: 1992
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе играть в игры?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не очень.
2. С кем ты любишь играть?
А) С другом;
Б) С родителями;
В) С одноклассниками.
3. Сколько времени ты тратишь на игру?
А) Меньше 1 часа;
Б) Одни час;
В) Больше 1 часа.
4. В какие игры тебе нравиться играть?
А) Подвижные;
Б) Сюжетно – ролевые;
В) Познавательные.
5 Кто чаще всего является инициатором игр:
А) Ты;
Б) Твои друзья.
Сборник игр
Игры на развитие памяти.
Пары слов
Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.
Игры на внимание.
Заметить все
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.
Ищи безостановочно
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
Запомни порядок
5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.
Маленькие обезьянки
Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.
Игры для развития коммуникативных умений
Клубочек
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Найти друга
Одной половине играющих завязывают глаза, дают возможность походить по комнате и предлагают найти и узнать друга (ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, играющие меняются местами.
Рукавички
Для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий перемешивает их и раздает детям, каждому по одной. По команде ведущего играющие находят свою пару, берут карандаши, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
Дотронься до…
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел – водит.
Сиамские близнецы
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга рукой за пояс, одну ногу ставят возле ноги другого, и связывают их веревочкой. Теперь они сиамские близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Ведущий предлагает детям походить и побегать по комнате, повернуться, присесть, порисовать и т.д.
Поводыри
Играющие разбиваются на пары. Один стоит впереди (это «поводырь»), а другой с закрытыми глазами позади на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего. По команде ведущего поводырь начинает передвигаться по комнате сначала медленно, а затем все быстрее, меняя траекторию движения. Слепой следует за поводырем, стараясь не оторваться от него. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются местами.
Упражнения на развитие внимания у ребенка
1. Игра "Найди и продолжи закономерность".
Например, продолжи ряд до конца строки:
2. Срисовывание картинки по точкам.
Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом такой же рисунок нарисовать.
Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.
3. "Нарисуй узор" - графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.
Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.
Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).
4. "Зашифрованные цвета".
Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.
5. Разные задачи типа:
1. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.
2. Уже нарисовано, например, 4 круга: большой - маленький - большой - большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.
6. Упражнение на распределение внимания.
В старой книжке в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой.
Народные игры
Русская народная игра «Ручеек»
Задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- формирование навыков ориентировки в пространстве;
- развитие чувства ритма.
Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек».
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка.
Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
Украинская народная игра «Колдун»
Правило игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.
Ход игры. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончанию считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.