Файл: Международный валютный фонд: особенности, функции, цели.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 3
Введение
Международный Валютный Фонд (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF, МВФ)— межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткой среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд – специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
За свою историю, Международный валютный фонд, прошел путь, от простого кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику развивающихся стран, и стран с переходной экономикой. МВФ за относительно небольшой период своей деятельности стал одной ведущей международной финансовой организацией – субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют не только на экономику отдельных стран, но и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран.
МВФ хотя и является структурным подразделением ООН, но, по своей сути не зависит от него и имеет статус самостоятельной организацией.
Целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, история его возникновения, структура, цели и задачи Фонда в Мировой экономики, взаимоотношения между РФ и МВФ.
Предметом исследования являются функции и направления деятельности Международного валютного фонда.
Объектом исследования является Международный Валютный Фонд.
Глава 1. История создания МВФ
Первая мировая война, Великая депрессия, а затем, Вторая мировая война во многом предопределили структуру и функции МВФ.
После, окончания Первой мировой войны встал вопрос о необходимости создания Многостороннего межгосударственного органа, который взял бы на себя функции регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны 1921г.Брюсельская и в 1922 Генуэзская конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания такого органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странам.
Экономический кризис, произошедший в промежутке между 1929 и 1932гг. привел к свертыванию практически всех международных связей, уменьшение торгового оборота между странами. Конкуренция международных монополий переросла, в открытую торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами, что привело к Мировому экономическому кризису.
Результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также то, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик. Стало видно, что победителей в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах нет, и не будет.
Вторая мировая война показала кризис международных валютных и кредитных отношений, когда большинство стран, за исключением США., Мексики., Швейцарии, и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения.
Вторая мировая война, полностью нарушила мировые хозяйственные связи между странами, Европа была полностью оккупирована Германией, Франция пала, Англия отчаянно боролась за свое существование, СССР вел ожесточенные бои на всей своей территории. В этих условиях США взяла на себя роль лидера в разработке нового мирового порядка.
Какой мировой порядок следует построить после окончания войны, в американском обществе, существовал уверенный консенсус: недопущение повторения британского опыта, создания империй на базе силового контроля над слабыми обществами; уважение принципа национального самоопределения; создание системы коллективной безопасности; создание мирового экономического сотрудничества на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности.
Уничтожение всех дискриминационных барьеров. Замена двусторонних экономических отношений многосторонними, что позволило бы всем странам, по мнению американских финансистов, получить выгоды от мировой экономической конкуренции, равного доступа к сырью, экономической специализации на основе принципа «сравнительных преимуществ». В таком открытом, многостороннем мире, где действуют универсальные, единые для всех законы взаимодействия, где существует взаимозависимость, вероятность возникновения нового мирового конфликта.
Будет значительно снижена, ибо, как выразился заместитель министра финансов США Г.Уайта, "лучшие соседи - это процветающие соседи"[1].
В период Второй мировой войны в США было создано большое количество комитетов, задачей которых была разработка нового мирового порядка. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако все они сходились во мнении о необходимости создания регулирующих специализированных институтов, которые должны были сохранять, а в случае ослабления Соединенных Штатов воспроизводить порядок в различных сферах мировой политики и экономики, т.е. так называемый «международные режимы»[2].(Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, военной безопасности и т.д., которые должна была координировать международная организация. Кроме координирующих функций эта организация должна, была исполнять роль единой системы мировой безопасности, такой организацией стала ООН (Организация Объединенных Наций).
Разработкой важнейших международных экономических отношений занимались также разнообразные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза – Д. М. Кейнса (Великобритания).
План Д. М. Кейнса отражал интересы Великобритании и был призван облегчить ее валютно-финансовое положение. Предлагалось создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства – банкора[3],не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов. Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором они должны были иметь счета в банкорах. По этим счетам по плану Кейнса должен был допускаться овердрафт (ОВЕРДРАФТ - (англ. overdraft) - форма краткосрочного кредита, осуществляемого списанием средств по счету клиента сверх остатка на нем. В результате образуется дебетовое сальдо.) что обеспечивало бы в определенных пределах автоматическое взаимное кредитование стран – покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов.
План Г. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», а первоочередной целью должна была стать стабилизация курсов валют союзных стран для поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках. В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал намного легче идет в страну, где он получает наибольшую прибыль в отсутствии риска валютного обесценения. Первоначально план предусматривал создание стабилизационного фонда размером 5 млрд. долл., состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-участниц Фонда, для выдачи краткосрочных кредитов на финансирование дефицитов платежных балансов. При этом стабилизационный фонд имел право в одностороннем порядке изменить валютный курс страны-заемщика, принудить страну отменить валютный контроль. Такие полномочия стабилизационного фонда слишком явно затрагивали экономический суверенитет стран-членов, и в таком виде был не приемлем. Поэтому первоначальная редакция плана была существенным образом переработана. Окончательный вариант плана Уайта был опубликован в 1943 г., и преследовал несколько целей: оказание помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий упрочения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер. Интересно что, несмотря на то, что главной долгосрочной целью плана Уайта было создание универсального мира «открытых дверей», «интернационального капитализма» с господством многосторонних экономических и политических отношений. В среднесрочном плане в качестве промежуточных шагов он допускал преобладание более закрытой формы капитализма или «национального капитализма», который должен был позволить странам не допустить усугубления экономического кризиса через достижение полной занятости, пусть даже ценой снижения экономической эффективности. Для реализации этих целей предусматривалось, что данный Фонд будет иметь ресурсы не менее 5 млрд. долл.. Страны-члены оплачивают свою квоту, которая исчисляется исходя из их социально-экономического положения страны (валютных резервов, платежного баланса, национального дохода и т.д.), 30% в золоте, а остальную часть в национальной валюте и правительственных ценных бумагах (не более 50% от квоты). Предусматривалось также, что стоимость национальных валют будет устанавливаться через валютную единицу.
Планы Д. М. Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшейся в июле 1944 г. Британскую делегацию возглавлял сам Д. М. Кейнс и, хотя за основу создания нового мирового порядка был взят план Уайта, но все же в него были внесены некоторые коррективы. Результатом конференции стало компромиссное решение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление. Это решение стало первым важным шагом на пути создания нового мирового порядка. 44 страны, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс (+10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. По требованию Лондона все эти меры разрешалось отложить на пять лет после окончания войны.
Благодаря прописанному в уставе принципу принятия решения на основе «взвешенного количества» голосов страны, в организации, с ее вступительным взносом и вкладом в мировую экономику, Соединенные Штаты претендовали 30% всех голосов в Фонде и Банке, что автоматически делало их главными распорядителями ресурсов этих организаций.
Советский Союз так же принимал участие в Бреттон-Вудской конференции и подписал учредительные документы о создании этих организаций. Но система распределения голосов в данном документе не отвечала политическим и экономическим интересам Советского Союза, экономика которого была подорвана войной. Делегация Советского Союза предлагала распределить голоса организаций таким образом, чтобы у СССР и США было приблизительно равное количество голосов независимо от вступительного взноса. Так же, советская делегация выражала озабоченность тем, что условия предоставления кредитов МВФ, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела принимающих стран. Это и стало причиной того, что Советский Союз отказался ратифицировать договор об учреждении МВФ, что автоматически означало невозможность стать членом МБРР. Так как согласно уставу МБРР, членами Банка могут быть только страны-члены МВФ, исключение или выход страны из МВФ означает автоматическое исключение ее из Банка.
На конференции в Бреттон-Вудсе были приняты Статьи соглашения (Articlesоf Agreement) МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 21 декабря 1945г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1марта 1947 г.
Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Фонд также имеет представительства в более чем 80 странах по всему миру, что отражает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год МВФ продолжается с 1 мая по 30 апреля.
Расчетной единицей МВФ, является СДР (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится как "Специальные права заимствования", учетная единица МВФ, 1 СДР равен 1,5 долл.), используемая, как условный масштаб, для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Стоимость СДР определяется на основе средней стоимости пяти основных валют мира (доллар США, японская иена, английский фунт стерлингов). Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР
Самое большое количество голосов МВФ имеют:
- США — 17,08% (16,407% - 2011);
- Республика Германия — 5,99%;
- Япония — 6,13% (6,46% - 2011);
- Британия — 4,95%;
- Франция — 4,95%;
- Саудовская Аравия — 3,22%;
- Китай — 2,94% (6,394% - 2011);
- Россия — 2,74%.
- Доля15странучастницЕвросоюз—30,3%,
- 29стран-членов организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35% голосов в Международный валютный фонд (МВФ).
Надо долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 39,65%.
В настоящее время более 180 стран являются членами МВФ[4] (рисунок 1).
Рисунок 1 – Страны, имеющие наибольшее количество голосов в МВФ
Глава 2. Структура МВФ
Состав и структура Международного Валютного Фонда
Структура управления Международного валютного фонда (МВФ) представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 -Состав и структура Международного Валютного Фонда
Совет управляющих(Boardof Governors) -высший орган Международного валютного фонда (МВФ)в котором каждая страна-член МВФ представлена управляющим и его заместителем «как правило, это министры финансов или руководители центральных (национальных) банков», назначаемыми на 5 лет. Управляющие собираются на сессии МВФ один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.