Файл: Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта
1.1. Суть и значение физической культуры и спорта в общественном разделении труда
1.2. Экономические интересы субъектов физической культуры и спорта
2. Анализ состояния отрасли физической культуры и спорта в России
2.1. Государственная политика в области физической культуры и спорта
2.2. Оценка развития отрасли физической культуры и спорта
3. Перспективы развития отрасли физической культуры и спорта в России
3.1. Проблемные вопросы развития отрасли физической культуры и спорта России
Введение
Основным заданием каждого государства должно быть создание у своих граждан осознанной потребности относится к своему здоровью как к ценности. Но в современных условиях признанным является мнение о том, что улучшение состояния здоровья населения обусловлено, преимущественно, не с помощью медицинских вмешательств, а зависит от качества жизни и обеспечивается образом жизни, который ведет человек.
Поэтому в современном мире развитие отрасли физической культуры и спорта имеет первостепенное значение. Это обусловлено тем, что данная отрасль обуславливает наличие здоровой нации, которая в свою очередь, является залогом успешного развития государства. Осознание этого факта присутствует во всех развитых странах. Массовый спорт сегодня стал объектом повышенного интереса руководителей государств, политиков и бизнесменов.
Целью курсовой работы выступает анализ роли и перспектив развития отрасли физической культуры и спорта в России. Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы развития отрасли физической культуры и спорта;
- выполнить анализ развития отрасли физической культуры и спорта в России;
- определить проблемы в развитии отрасли физической культуры и спорта в России;
- обозначить перспективные направления развития отрасли.
Объект исследования: экономические отношений в массовом спорте, а также все процессы и изменения, относящиеся к отрасли физической культуры и спорта.
Структура работы включает: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта
1.1. Суть и значение физической культуры и спорта в общественном разделении труда
Исторически физическая культура формировалась под воздействием истинных потребностей социума в полноценной физической подготовке молодежи и взрослого населения к труду.
В 30—50-е гг. советская физическая культура и спорт были частью идеологии тоталитарного режима, их методологическим основанием провозглашения философии марксизма-ленинизма. Главные стремления науки в СССР были обращены на развитие спорта высших достижений.
В предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны усилия в становлении физической культуры были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры.
В стране в то время массово привлекается молодежь к физкультурному движению, проводятся первенства страны по разным видам спорта, проводились физкультурные праздники, спартакиады, соревнования.
Особенной популярностью в СССР пользовались спортивные игры. В особенности успешно начинают формироваться такие виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей и волейбол. Популярность имеют и такие виды спорта, как гимнастика и легкая атлетика.
23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет на очередной сессии в Вене назначает Москву местом проведения XXII Олимпийских игр. В пользу нашей столицы выступает большой авторитет советского спорта, который завоеван победами и достижениями на международной арене, весомым вкладом в дальнейшее развитие олимпийского движения в стране[1].
Советская идеология совершила очень много для физического воспитания человека. Это само собой разумеется: идеология, которая основана на материализме и превозносит физический труд, должна уделять внимание физическому воспитанию.
С теоретической точки зрения , физическая культура является сферой социальной деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, вырабатывание психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности[2].
Соответственно Федеральному закону РФ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - часть культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создающиеся и использующиеся обществом для физического и интеллектуального формирования способностей человека, усовершенствования его двигательной активности и организации здорового образа жизни, социальной адаптации посредством физического воспитания, физической подготовки и физического развития[3].
Физическая культура и спорт существенно влияют на экономическую сферу жизни государства и общества – на качество рабочей силы, на поведение потребителей, на структуру потребления и спроса, на внешнеэкономические связи, туризм и прочие показатели экономической системы.
Экономическая значимость физической культуры и спорта наиболее значительно проявляется по нескольким главным направлениям:
- физическая активность и спорт способствуют понижению экономических потерь почти во всех сферах жизнедеятельности общества, являясь при этом альтернативой вредным привычкам ;
- физическая активность - важный фактор увеличения продолжительности жизни людей, который позитивно влияет на повышение трудоспособного возраста граждан;
- физическая культура и спорт - главные компоненты подготовки качественных трудовых ресурсов, а, таким образом, и фактор обеспечения экономического развития;
- физическая активность и спорт является важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, обеспечивающей занятость трудовых ресурсов в отраслях спортивной индустрии; при этом названными отраслями предпринимательства пополняются федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, это дает возможность государству оперативно решать социальные проблемы населения[4].
Благоприятное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему каждого государства не истощается перечисленными выше направлениями. Следует также обозначить и тот фактор, что в последние десятилетия широкое развитие имеет индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная отрасль предпринимательской деятельности. В России организовывается много спортивных, физкультурных и туристических учреждений всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В такие организации входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации – фитнес- и шейпинг-клубы, секции тенниса, бокса, айкидо и т.д. Иная составляющая спортивного бизнеса - профессиональный спорт – профессиональные клубы, лиги и федерации, которые действуют на основании самофинансирования и получают доходы посредством рекламной, издательской деятельности, продажи прав на теле- и радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и прочей коммерческой деятельности. Кроме этого, современная спортивная индустрия охватывает сферу производства спортивной одежды, инвентаря, обуви, тренажеров и аксессуаров. Дополнительные компоненты спортивной индустрии - информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радио- и телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т.п.) и бизнес на спортивных сооружениях (бассейны, стадионы, тренажерные залы, спорткомплексы).
Экономические взаимоотношения в области физической культуры и спорта охватывают всю совокупность хозяйственных взаимоотношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответственными производителями и потребителями, экономические отношения спортивных клубов, спортивных обществ, федераций, некоторых спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками.
Основные цели, которые преследуют потребители и производители услуг физической культуры и спорта - это следующие (рис.1.1).
На современном этапе в российской практике экономические взаимоотношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают определяться; в стадии развития - индустрия спорта, спортивного предпринимательства и их инфраструктурного обеспечения.
Лишь в последние годы начали возникать спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, вырабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от разнообразных рисков и травм, формироваться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы.
В области спортивной инфраструктуры в том числе обозначились существенные позитивные сдвиги: на протяжении последних лет сложилась целая отрасль производства, которая базируется на спортивно-массовых мероприятиях.
Рис.1.1. Рыночная модель оказания услуг физической культуры и спорта[5]
На сегодняшний день имеется потребность в осуществлении качественных перемен в сфере физической культуры и спорта на основании применения современных подходов, объединении усилий заинтересованных организаций и обширных слоев населения. Особенную актуальность имеет установление стратегических направлений развития данной сферы, прогнозирование перспективных процессов в ней, применение системного и программно-целевого подходов в выработке и проведении практических мероприятий.
В массовый спорт должны вовлекаться все сферы общества любого возраста, всякого социального положения и интересов в спорте. Массовый спорт не имеет права иметь элитарный характер, его важнейшая черта - это доступность. Потому государство должно финансировать спорт для всех, в том числе заинтересовывать в финансировании негосударственный сектор с помощью предоставления налоговых льгот и прочими методами.
1.2. Экономические интересы субъектов физической культуры и спорта
Функционирование спорта в рыночных условиях хозяйствования способствует установлению взаимосвязей и взаимодействия между его составляющими элементами. В первую очередь, такие связи возникают между двумя взаимодополняющими друг друга сферами - спортом и подсистемами обеспечения спорта.
Кроме того развитие индустрии спорта требует наличия соответствующей инфраструктуры.
Инфраструктура индустрии спорта - это совокупность организаций, обеспечивающих условия его функционирования и развития. Она включает транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, торговлю, информационно-рекламное и ремонтно-техническое обслуживание и др. Основная функция инфраструктуры индустрии спорта сводится к обеспечению необходимых условий для нормального осуществление спортивных и оздоровительно-профилактических процессов путем реализации технологических, организационно-экономических, производственных, правовых и иных связей, позволяющих им функционировать как единому целому механизма.
Таким образом, сегодня в индустрии спорта задействовано большое количество различных участников, каждый из которых играет свою особую роль, имеет свои поставленные задачи, выполняет определенные функции, преследует конкретные интересы и ставит определенные конкурентные цели. Хотя сразу необходимо отметить, что основной субъект массового спорта - это спортсмен, благодаря которому производятся, распределяются и потребляются основные продукты индустрии спорта, и такие специфические спортивные явления как "победа", «Результат» и «рекорд» приобретают особую товарную форму.
Современный рынок спортивных товаров и услуг очень сложный, поэтому в научной литературе существуют различные подходы к характеристике основных участников индустрии спорта. Например, Ф. Шааф в своей книге выделяет пять основных групп участников: 1) покупатели услуг (телекомпании и радиостанции; лица, желающие получить права на лицензированные виды соревнований; организаторы спортивных соревнований и спонсоры) 2) продавцы (теле- и радиокомпании; спортивные лиги, представители команд спортивные организаторы; органы, выдающие лицензии; организации, устраивают соревнования способствуют их проведению) 3) служащие всех задействованных в соревнованиях структур; 4) спортсмены; 5) большие группы, осуществляют корпоративные вливания в спорт через спонсорство[6].