Файл: Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основным заданием каждого государства должно быть создание у своих граждан осознанной потребности относится к своему здоровью как к ценности. Но в современных условиях признанным является мнение о том, что улучшение состояния здоровья населения обусловлено, преимущественно, не с помощью медицинских вмешательств, а зависит от качества жизни и обеспечивается образом жизни, который ведет человек.

Поэтому в современном мире развитие отрасли физической культуры и спорта имеет первостепенное значение. Это обусловлено тем, что данная отрасль обуславливает наличие здоровой нации, которая в свою очередь, является залогом успешного развития государства. Осознание этого факта присутствует во всех развитых странах. Массовый спорт сегодня стал объектом повышенного интереса руководителей государств, политиков и бизнесменов.

Целью курсовой работы выступает анализ роли и перспектив развития отрасли физической культуры и спорта в России. Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы развития отрасли физической культуры и спорта;

- выполнить анализ развития отрасли физической культуры и спорта в России;

- определить проблемы в развитии отрасли физической культуры и спорта в России;

- обозначить перспективные направления развития отрасли.

Объект исследования: экономические отношений в массовом спорте, а также все процессы и изменения, относящиеся к отрасли физической культуры и спорта.

Структура работы включает: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

1. Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта

1.1. Суть и значение физической культуры и спорта в общественном разделении труда

Исторически физическая культура формировалась под воздействием истинных потребностей социума в полноценной физической подготовке молодежи и взрослого населения к труду.


В 30—50-е гг. советская физическая культура и спорт были частью идеологии тоталитарного режима, их методологическим основанием провозглашения философии марксизма-ленинизма. Главные стремления науки в СССР были обращены на развитие спорта высших достижений.

В предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны усилия в становлении физической культуры были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры.

В стране в то время массово привлекается молодежь к физкультурному движению, проводятся первенства страны по разным видам спорта, проводились физкультурные праздники, спартакиады, соревнования.

Особенной популярностью в СССР пользовались спортивные игры. В особенности успешно начинают формироваться такие виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей и волейбол. Популярность имеют и такие виды спорта, как гимнастика и легкая атлетика.

23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет на очередной сессии в Вене назначает Москву местом проведения XXII Олимпийских игр. В пользу нашей столицы выступает большой авторитет советского спорта, который завоеван победами и достижениями на международной арене, весомым вкладом в дальнейшее развитие олимпийского движения в стране[1].

Советская идеология совершила очень много для физического воспитания человека. Это само собой разумеется: идеология, которая основана на материализме и превозносит физический труд, должна уделять внимание физическому воспитанию.

С теоретической точки зрения , физическая культура является сферой социальной деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, вырабатывание психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности[2].

Соответственно Федеральному закону РФ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - часть культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создающиеся и использующиеся обществом для физического и интеллектуального формирования способностей человека, усовершенствования его двигательной активности и организации здорового образа жизни, социальной адаптации посредством физического воспитания, физической подготовки и физического развития[3].

Физическая культура и спорт существенно влияют на экономическую сферу жизни государства и общества – на качество рабочей силы, на поведение потребителей, на структуру потребления и спроса, на внешнеэкономические связи, туризм и прочие показатели экономической системы.


Экономическая значимость физической культуры и спорта наиболее значительно проявляется по нескольким главным направлениям:

  1. физическая активность и спорт способствуют понижению экономических потерь почти во всех сферах жизнедеятельности общества, являясь при этом альтернативой вредным привычкам ;
  2. физическая активность - важный фактор увеличения продолжительности жизни людей, который позитивно влияет на повышение трудоспособного возраста граждан;
  3. физическая культура и спорт - главные компоненты подготовки качественных трудовых ресурсов, а, таким образом, и фактор обеспечения экономического развития;
  4. физическая активность и спорт является важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, обеспечивающей занятость трудовых ресурсов в отраслях спортивной индустрии; при этом названными отраслями предпринимательства пополняются федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, это дает возможность государству оперативно решать социальные проблемы населения[4].

Благоприятное воздействие физической культуры и спорта на экономическую систему каждого государства не истощается перечисленными выше направлениями. Следует также обозначить и тот фактор, что в последние десятилетия широкое развитие имеет индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная отрасль предпринимательской деятельности. В России организовывается много спортивных, физкультурных и туристических учреждений всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В такие организации входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации – фитнес- и шейпинг-клубы, секции тенниса, бокса, айкидо и т.д. Иная составляющая спортивного бизнеса - профессиональный спорт – профессиональные клубы, лиги и федерации, которые действуют на основании самофинансирования и получают доходы посредством рекламной, издательской деятельности, продажи прав на теле- и радиотрансляцию национальным и международным коммуникационным корпорациям и прочей коммерческой деятельности. Кроме этого, современная спортивная индустрия охватывает сферу производства спортивной одежды, инвентаря, обуви, тренажеров и аксессуаров. Дополнительные компоненты спортивной индустрии - информационно-спортивный бизнес (специализированные спортивные радио- и телеканалы, информационные агентства, спортивные издательства и т.п.) и бизнес на спортивных сооружениях (бассейны, стадионы, тренажерные залы, спорткомплексы).


Экономические взаимоотношения в области физической культуры и спорта охватывают всю совокупность хозяйственных взаимоотношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответственными производителями и потребителями, экономические отношения спортивных клубов, спортивных обществ, федераций, некоторых спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками.

Основные цели, которые преследуют потребители и производители услуг физической культуры и спорта - это следующие (рис.1.1).

На современном этапе в российской практике экономические взаимоотношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают определяться; в стадии развития - индустрия спорта, спортивного предпринимательства и их инфраструктурного обеспечения.

Лишь в последние годы начали возникать спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, вырабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от разнообразных рисков и травм, формироваться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы.

В области спортивной инфраструктуры в том числе обозначились существенные позитивные сдвиги: на протяжении последних лет сложилась целая отрасль производства, которая базируется на спортивно-массовых мероприятиях.

Рис.1.1. Рыночная модель оказания услуг физической культуры и спорта[5]

На сегодняшний день имеется потребность в осуществлении качественных перемен в сфере физической культуры и спорта на основании применения современных подходов, объединении усилий заинтересованных организаций и обширных слоев населения. Особенную актуальность имеет установление стратегических направлений развития данной сферы, прогнозирование перспективных процессов в ней, применение системного и программно-целевого подходов в выработке и проведении практических мероприятий.

В массовый спорт должны вовлекаться все сферы общества любого возраста, всякого социального положения и интересов в спорте. Массовый спорт не имеет права иметь элитарный характер, его важнейшая черта - это доступность. Потому государство должно финансировать спорт для всех, в том числе заинтересовывать в финансировании негосударственный сектор с помощью предоставления налоговых льгот и прочими методами.


1.2. Экономические интересы субъектов физической культуры и спорта

Функционирование спорта в рыночных условиях хозяйствования способствует установлению взаимосвязей и взаимодействия между его составляющими элементами. В первую очередь, такие связи возникают между двумя взаимодополняющими друг друга сферами - спортом и подсистемами обеспечения спорта.

Кроме того развитие индустрии спорта требует наличия соответствующей инфраструктуры.

Инфраструктура индустрии спорта - это совокупность организаций, обеспечивающих условия его функционирования и развития. Она включает транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, торговлю, информационно-рекламное и ремонтно-техническое обслуживание и др. Основная функция инфраструктуры индустрии спорта сводится к обеспечению необходимых условий для нормального осуществление спортивных и оздоровительно-профилактических процессов путем реализации технологических, организационно-экономических, производственных, правовых и иных связей, позволяющих им функционировать как единому целому механизма.

Таким образом, сегодня в индустрии спорта задействовано большое количество различных участников, каждый из которых играет свою особую роль, имеет свои поставленные задачи, выполняет определенные функции, преследует конкретные интересы и ставит определенные конкурентные цели. Хотя сразу необходимо отметить, что основной субъект массового спорта - это спортсмен, благодаря которому производятся, распределяются и потребляются основные продукты индустрии спорта, и такие специфические спортивные явления как "победа", «Результат» и «рекорд» приобретают особую товарную форму.

Современный рынок спортивных товаров и услуг очень сложный, поэтому в научной литературе существуют различные подходы к характеристике основных участников индустрии спорта. Например, Ф. Шааф в своей книге выделяет пять основных групп участников: 1) покупатели услуг (телекомпании и радиостанции; лица, желающие получить права на лицензированные виды соревнований; организаторы спортивных соревнований и спонсоры) 2) продавцы (теле- и радиокомпании; спортивные лиги, представители команд спортивные организаторы; органы, выдающие лицензии; организации, устраивают соревнования способствуют их проведению) 3) служащие всех задействованных в соревнованиях структур; 4) спортсмены; 5) большие группы, осуществляют корпоративные вливания в спорт через спонсорство[6].