Файл: Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта
1.1. Суть и значение физической культуры и спорта в общественном разделении труда
1.2. Экономические интересы субъектов физической культуры и спорта
2. Анализ состояния отрасли физической культуры и спорта в России
2.1. Государственная политика в области физической культуры и спорта
2.2. Оценка развития отрасли физической культуры и спорта
3. Перспективы развития отрасли физической культуры и спорта в России
3.1. Проблемные вопросы развития отрасли физической культуры и спорта России
М. Томич описывает и анализирует спортивный рынок (именно такое понятие встречается в западной литературе довольно часто) как достаточно сложное явление, у которого в настоящее время нет ясных и четких границ.
Он разделяет спортивный рынок на рынок клиентов и рынок спонсоров, доноров и других партнеров по бизнеса. Рынок клиентов, по его мнению, составляют нынешние и будущие спортсмены, спортивные специалисты и менеджеры; спортивная и другая общественность; болельщики, активные и пассивные получатели спортивной информации; потребители спортивных услуг; потребители спортивной одежды, обуви с использованием спортивной марки; потребители различного спортивного оборудования и реквизита; другие спортивные организации, общества, научные и учебные институты по спортивным специальностям и направлениям.
Рынок спонсоров, доноров и других деловых партнеров составляют в основном прибыльные, то есть коммерческие организации: различные компании, потенциальные доноры, спонсоры и рекламные агентства; производители спортивных изделий, оборудования и реквизитов; покупатели спортивных лицензионных прав; производители товара со спортивной маркой; другие неприбыльные или прибыльные спортивные организации, приобретающие спортсменов в ходе селекции средства массовой информации[7].
Еще одну точку зрения на современную индустрию спорта представляет К. Брукс, рассматривает потребительский рынок в спорте с учетом сущности самых спортивных продуктов, имея в виду их яркий и незаметный элементы. Она выделяет и анализирует два уровня спортивного рынка. По ее мнению, в настоящее время в спортивный рынок входят три рынка первичного уровня и три рынка вторичного уровня. Первичный рынок составляют: участники спорта (спортсмены и тренеры) как реальные производители создаваемого спортивного продукта; зрители, идущие по спортивным событием в спортивные залы и на стадионы, отслеживают спортивные результаты, достижения или поражения спортсмена из телевидение, радио и пресса; волонтеры (добровольцы), что очень любят спорт и безвозмездно помогают его развития своим участием в организации спортивного события, а также оказывают финансовую поддержку командам через членство, донорство и т. п. Вторичный рынок составляют: пропагандисты символики команд (например, рекламные агенты) спонсоры; потребители символики[8]. Таким образом,
К. Брукс рассматривает индустрию спорта с позиций внутреннего мира индустрии спорта и внешнего окружение спортивной деятельности.
Исходя из структуры современного российского спорта, на мой взгляд, в составе индустрии массового спорта можно выделить следующие основные субъекты: государственные органы законодательной и исполнительной власти; спортивные федерации, ассоциации и союзы (национальные и региональные) по видам спорта; профессиональные и спортивно-оздоровительные клубы; профессиональные спортсмены; тренеры; спортивные менеджеры и агенты; спортивные и маркетинговые агентства; предприятия, специализирующиеся на сдаче в аренду спортивных сооружений (стадионов, дворцов спорта и различных спортивных комплексов) околоспортивных предпринимательские структуры, являются деловыми партнерами, спонсорами и рекламодателями в индустрии спорта; средства массовой информации; болельщики и зрители как основные потребители продуктов индустрии спорта.
Каждый субъект индустрии спорта имеет свои социально-экономические интересы (наряду с другими, например, политическими) и реализует свои конкурентные цели. Исключительную и главную роль, безусловно, играют профессиональные спортсмены - главные участники создаваемой спортивного события (зрелища) и самый привлекательный рекламный носитель для производителей продукции и услуг, заинтересованных в использовании брендовых возможностей сборных команд и отдельных спортсменов в своих рекламных и других социально-экономических и имиджевых целях. Большую роль в индустрии спорта играет спонсорская деятельность.
Следует отметить, что в нашей стране сообщения спонсорства и спортивного маркетинга еще не получило достаточного развития. Отечественные спортивные и коммерческие организации только открывают для себя его возможности. Экономические отношения в сфере массового спорта весьма сложны и многообразны; в данных отношениях участвуют много организаций, спортивных и оздоровительных клубов, предприятий, спортсменов, тренеров, государственных служащих, болельщиков и людей, желающих улучшить свое здоровье и внешний вид. У всех этих субъектов есть свои собственные экономические интересы и свои цели, которые при этом кардинальным образом отличаются друг от друга[9].
Таким образом, массовый спорт стал важной отраслью экономики России. Он привлекает значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. В настоящее время степень развития массового спорта является одним из факторов, влияющих на темпы развития общества, уровень и качество жизни население, деловую активность общества.
2. Анализ состояния отрасли физической культуры и спорта в России
2.1. Государственная политика в области физической культуры и спорта
На современном этапе в государственной политике РФ поставлены приоритетные акценты в проблемах: сберечь здоровье жителей страны и, прежде всего, укрепление здоровья растущего поколения. Формируются условия, которые в состоянии обеспечивать возможности: соблюдать здоровый образ жизни и систематически заниматься спортом детям и молодёжи. Это - базовая задача Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года. Для выполнения этой задачи, необходимо модернизировать систему физического воспитания в образовательных учреждениях страны, а также развивать и обновлять инфраструктуру спортивных объектов[10].
В настоящее время в России создается и усовершенствуется законодательство, которое регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта.
Законодательство, которое регулирует физическую культуру и спорт, включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, исполнительной власти, федеральные законы, законы и другие нормативно-правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты, общепризнанные нормы международного права и международных договоров РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ определены другие правила, чем предусматриваются законом, то используются правила международного договора.
Итак, нормативно-правовые акты, которые приняты наднациональными органами, и международные договоры РФ - это структурные элементы системы правового регулирования физической культуры и спорта. К примеру, к их числу относится: Спортивная хартия Европы 1992 г., Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г. и др.
Основной закон РФ - это основной правовой источник, который регулирует физическую культуру и спорт.
В ч. 2 ст. 41 Конституции РФ провозглашается, что в РФ финансируют федеральные программы по охране и укреплению здоровья населения, стимулируется деятельность, которая способствует формированию физической культуры и спорта. Вместе с тем положение п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ регулирование общих проблем физической культуры и спорта относит к общему ведению Российской Федерации и ее субъектов
Нормативно-правовое обеспечение осуществления государственной политики в кругу физической культуры и спорта основывается на ФЗ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»[11].
Ст. 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 года. «О физической культуре и спорте в РФ» проводит дифференциацию современного спорта на 3 больше категории:
· массовый спорт является частью спорта, которая устремлена на физическое воспитание и физическое развитие населения через проведение самостоятельных или организованных занятий, а также участие в массовых спортивных мероприятиях и физкультурных мероприятиях;
· профессиональный спорт является частью спорта, который сосредоточен на организации и проведении спортивных состязаний, за участие в них и подготовку к ним и как за свою основную деятельность, спортсмены добывают награды от устроителей таких состязаний и (или) заработную плату;
· спорт высших достижений является частью спорта, которая обращена на достижение спортсменами значительных спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных состязаниях и официальных международных спортивных состязаниях.
Цели государственной политики в области физической культуры и спорта определены в Концепции долговременного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р и предусматривает формирование условий для ведения людьми здорового образа жизни, формирование массового спорта и роста конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Осуществление назначенных целей и задач - оказывать содействие развитию человеческих возможностей, укреплять здоровье нации и успешно выступать спортивным сборным командам Российской Федерации на международных спортивных состязаниях высокого уровня.
Проблемы физической культуры и спорта введены в Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, которые ратифицированы постановлением Правительства РФ от 31 января 2013 г. № 404п-П13. Например, предусматривается увеличить уровень обеспеченности спортивными сооружениями в 2018 г. не меньше чем в 1,5 раза, также посредством формирования инфраструктуры для проведения XХVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, ХXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.[12].
Согласно федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 гг.»[13] приоритетные направления развития физической культуры и спорта: вовлечение населения к систематичным занятиям физической культурой и спортом, в первую очередь, детей и молодежи; необходимо увеличить доступность объектов спорта, а также для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; усовершенствовать систему подготовки спортивного резерва; увеличить конкурентоспособность российского спорта на международной арене. В программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.» обозначается, что в последнее десятилетие из-за недостачи финансовых ресурсов и заинтересованности со стороны государственных структур формирование физической культуры и спорта во многом отстает от развитых стран современного уровня. В программе дается обоснование перевода на программно-целевые методы бюджетного планирования и выделяют данные главных преимуществ программно-целевого метода:
комплексный подход к разрешению проблемы;
разделение ответственности и полномочий;
действенное планирование и мониторинг следствий осуществления Программ.
В данной федеральной программе, как главные задачи государственной значимости, предопределены:
• увеличение интереса граждан России к физической культуре и спорту;
• формирование инфраструктуры для занятий массовым спортом в учебных учреждениях и по месту проживания;
• формирование и введение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, которая ориентирована на специфику развития детей и подростков;
• целевая поддержка научных и методических разработок в сфере спорта высших достижений;
• формирование материально-технической базы спорта высших достижений, также и для подготовки олимпийского резерва.
Финансирование программных мероприятий предусмотрено за счет бюджетов субъектов РФ, средств федерального бюджета, и внебюджетных источников.
Особенное значение в связи с формированием регионального спорта имеет оборудование российских регионов нужными спортивными площадками и соответственной инфраструктурой.