Файл: Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) нерешенные в полной мере вопросы материально-технического, кадрового и медицинского обеспечения. Несмотря на интенсивное развитие спортивной инфраструктуры (более 24 тыс объектов спорта введено в эксплуатацию в 2008-2012 годах), Российская Федерация отстает по показателям обеспеченности населения объектами спорта от большинства развитых в спортивном отношении государств. Прежде всего по количеству малобюджетных спортивных сооружений шаговой доступности. Также ограничен доступ населения к спортивной инфраструктуре образовательных организаций, в частности школ.

Около 2/3 общего количества школ нуждаются в модернизации (создании) материально-технической базы физической культуры и спорта.

Сохраняют актуальность вопросы повышения квалификации учителей физической культуры, а также специалистов, проводящих физкультурно-спортивную работу с населением.

Отсутствует система материального поощрения за ведение этими лицами внеучебной и сверхурочной спортивной работы.

Регулярными медицинскими осмотрами и врачебным контролем охвачено 13,0% общей численности занимающихся физической культурой и спортом В целом возможности врачебно-физкультурной службы не отвечают потребностям развития физической культуры и массового спорта;

4) неравномерное развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации. Среди регионов и федеральных округов страны отмечается значительная разница в показателях развития и объемах финансового обеспечения физической культуры и массового спорта. Так, разница между лучшим по показателю доли граждан, систематически занимающихся физической культуры и спортом, регионом (Республика Марий Эл — 34,6%) и регионом, имеющим наименьшее значение этого показателя (Республика Ингушетия — 4,8%), составляет до 6 раз. Аналогичную пропорцию возможно составить в отношении количества построенных объектов спорта и привлеченных в спорт инвестиций кроме того, 29 субъектов Российской Федерации не имеют соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с Минспортом России;

5) недостаточная эффективность пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни Пропаганда физической культуры и спорта осуществляется преимущественно посредством производства и распространения в государственных средствах массовой информации со-ответствующих новостных и информационно-просветительских программ.

Потенциал современных социальных медиа для целей пропагандистской работы в полной мере не востребован. Российская Федерации не сотрудничает на системной основе с ведущими международными организациями, обеспечивающими глобальное продвижение Международного движения «Спорт для всех», ориентированного на поощрение физической активности ради здоровья, социального взаимодействия, интеграции и общения людей.


3.2. Перспективные направления развития отрасли

За два последние десятилетия спорт перестал быть просто формой досуга или зрелищем. Индустрия спорта в России должна поставить перед собой задачи для повышения инвестиционной привлекательности сектора экономики, увеличение масштаба развития современного спорта.

Вследствие чего начинают развиваться сильные конкурентные отношения, где каждая спортивная организация (федерация, лига или клуб) развивает и формирует свою конкурентную стратегию, стремясь повысить конкурентоспособность. Чем выше она будет, тем больше будет развиваться индустрия спорта, когда каждая спортивная организация старается поставить планку развития всё выше - провоцируя своих конкурентов делать тоже самое.

Улучшение качества управления спортивными учреждениями и повышение конкурентоспособности российского спорта не возможно без должного финансирования.

Исследования проблем финансирования спорта в России позволяет заключить, что пропорции по источникам финансирования в отечественном спорте совершенно отличаются от зарубежной практики. Продажа прав трансляций соревнований и доходы от тиккетинга в российских игровых видах спорта (основными из которых являются футбол, хоккей, баскетбол, волейбол) в процентном соотношении в 2-3 раза уступают европейским и американским. И это при том, что стоимость атлетов, тренеров и их зарплата вполне сопоставимы по своим размерам.

В России большую часть финансовой ответственности за развитие системы физкультуры и спорта берёт на себя государство.

Основная причина искаженного функционирования системы финансирования профессионального спорта в России – государственное вмешательство. В данном аспекте можно выделить два направления:

  1. Прямое финансирование профессиональных спортивных клубов и отдельных атлетов из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований;
  2. Косвенное финансирование элитного спорта через государственные корпорации – Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и некоторые другие.

Контрольные пакеты указанных компаний принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство в лице своих главных персон осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне.


Для активизации развития массового спорта в Российской Федерации и достижения целей государственной политики в этой сфере целесообразно:

• установить в Российской Федерации нормативы физической подготовки для различных возрастных категорий населения с учетом медицинских групп для занятий физической культурой и провести их опытную апробацию в отдельных субъектах Российской Федерации;

• обеспечить создание организационных, правовых и финансовых условий, стимулирующих развитие физкультурно-спортивных клубов, учреждаемых в форме общественных организаций для массового привлечения граждан к физической активности по месту жительства, работы (службы), а также их объединений;

• предусмотреть меры правового регулирования, направленные на стимулирование работодателей в части создания условий для развития физической культуры и спорта, поощрение работников за ответственное отношение к здоровью, в том числе в рамках системы обязательного медицинского страхования;

• оптимизировать подход к развитию инфраструктуры массового спорта с учетом приоритетности строительства малобюджетных спортивных сооружений в зоне шаговой доступности и сформировать механизмы совместного использования объектов спорта образовательных организаций учащимися и населением;

• обеспечить модернизацию материально-технической базы физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях с учетом заявленной Минобрнауки России потребности;

• разработать механизм поддержки работников сферы образования и физической культуры за ведение внеучебной и сверхурочной спортивной работы и развитие массового спорта среди населения;

• обеспечить продвижение Международного движения «Спорт для всех» на территории Российской Федерации, в том числе путем организации спортивных и общественно значимых мероприятий, проводимых под эгидой движения, а также всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, на общероссийских государственных общедоступных телеканалах и радиоканалах;

• внести изменения в порядок проведения федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта, предусмотрев совершенствование методики учета граждан, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, получающих физкультур-но-спортивные услуги на платной основе, а также учет граждан, вы-полнивших нормативы всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;

• разработать систему стимулов и мотиваций для повышения интереса различных категорий и групп населения к физическому самосовершенствованию, ведению здорового образа жизни, освоению и выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, предусмотрев в том числе:


• разработать методические рекомендации и примерные программы для подготовки, в том числе самостоятельной, к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

Необходимо регулирование и контроль выполнения государственной политики в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне управления.

Заключение

На основании проведенного исследования развития отрасли физической культуры и спорта в России сделаны следующие выводы.

Физическая культура и спорт – быстроразвивающиеся отрасли соци- альной сферы в государстве. Продуктом производства в данной отрасли выступают оздоровительные и зрелищные услуги, удовлетворяющие разнообразные потребности физкультурно-спортивной направленности людей

Состояние отрасли физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности организационно-экономических механизмов в этой системе, в частности, финансирование этой сферы. В России большую часть финансовой ответственности за развитие системы физкультуры и спорта берёт на себя государство.

Однако бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Для расширения экономических взаимоотношений в массовом спорте России необходим комплекс мер по развитию малого предпринимательства, частно-государственного партнерства в области физической культуры и спорта.

Россия должна создать свою структуру финансирования массового спорта, взяв за основу наиболее подходящие в финансовом и организационном планах системы управления спортом, как на местах, так и государственном уровне.

Проведение исследования отрасли физической культуры и спорта в России позволило установить, что необходимо сосредоточить усилия на развитии нескольких его сегментов: дворовый спорт, детский спорт, школьный спорт и студенческий спорт. Именно эти сегменты индустрии спорта в данный момент отстают от развития. Еще одна проблема - это нехватка спортивных сооружений, но впереди Чемпионат мира ФИФА - 2018 и к этому турниру уже вовсю идёт подготовка, строятся новые стадионы, города получают всё более развитую инфраструктуру. Не стоит не забывать и про обычные спортивные площадки, которые должны быть в каждом дворе, если страна хочет, чтобы у неё была здоровая нация, тогда надо поддерживать детей, именно, они наше будущее на мировой спортивной арене. Так же стоит привлечь граждан к регулярным занятиям физической культуры.


В заключении, стоит отметить важность объединения государства, спорта и бизнеса в решении данных проблем. На сегодняшний день трудно отрицать то, что ключевую роль в развитии мировой индустрии спорта и российской индустрии спорта играет бизнес. Экономические интересы бизнеса повлияли и продолжают влиять на повышение доходов спортивных организаций. На играх в Сочи было показано, как нужно выстраивать доверительные и грамотные отношения, добиваться поставленных целей и при этом соблюдать взаимные интересы. Главным залогом на успех в массовом спорте в России на ближайшие годы является, именно, партнёрство государства, бизнеса и спорта. У каждого из них существуют собственные интересы, а помогая друг другу, появляется дополнительная возможность выполнения поставленных целей, которые не возможны без взаимного сотрудничества.

Список использованных источников

  1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (редакция от 23.06.2014 г.)
  2. О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 года N 7
  3. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-р
  4. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р
  5. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 25.05.2016) "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
  6. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес : учеб. пособие / В.В.Галкин. - М.: КНОРУС. 2010. – 236 с.
  7. Захаров В.П. История развития физической культуры и ее роль в жизни общества // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf
  8. Зеленцова С.Ю., Головин А.Н.Государственные инвестиции в физическую культуру и спорт//Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2016. № 22. С. 31-35.
  9. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб.пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов и др. - М.: Академия, 2014. – 421 с.
  10. Леднев В.А. Конкуренция в спорте: новые тренды и закономерности развития // Современная конкуренция. 2012. - №6. – с.10-12
  11. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2013. – 215 с.
  12. Основные направления бюджетной политики РФ [электронный ресурс] // Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы РФ. URL : http://budget.gov.ru
  13. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации [Текст] : учеб. пособие. - М.: СпортАкадемПресс. 2012. - 244 с.
  14. Починкин А.В. Экономика физической культуры и спорта: монография / А.В. Починкин, С.Г. Сейранов. – М.: Советский спорт, 2011. – 346 с.